Профессия педагога имеет огромную социальную важность. За психическое здоровье, обучение, развитие, воспитание детей педагоги несут большую ответственность. Многочисленные нагрузки и постоянная ответственность за жизнь и здоровье воспитанников часто приводит к истощению и выгоранию, в результате таких процессов происходит снижение эффективности профессиональной деятельности педагога [5].
Данные проблемы педагога могут решаться не только в индивидуальной психологической помощи специалиста, но и в рамках группового консультирования. Именно поэтому была разработана программа группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ.
В программу были включены методы арт-терапии в качестве привычной для педагогов формы работы. Программа ориентирована на педагогов, у которых был выявлен синдром эмоционального выгорания в стадии формирования и педагогов у которых синдром полностью сформировался. Педагогам предлагаются способы снижения эмоционального напряжения, практические задания для получения опыта работы с эмоциональным состоянием.
Цель данной программы состояла в снижении уровня эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.
Программа была разработана для решения следующих задач:
- Диагностика эмоционального состояния участников группы;
- Создание в группе атмосферы, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
- Побуждение участников группы к самораскрытию через творческие задания;
- Поддержание оптимального эмоционального состояния педагогов в условиях профессиональной деятельности.
- Снижение эмоционального напряжения, стрессового состояния, психического переутомления.
Для решения задач группового консультирования совместно с арт-терапевтическими упражнениями были использованы различные формы работы: информирование, беседа, обсуждение, домашние задания, мини-лекции. В работе с эмоциональным выгоранием выбраны такие направления арт-терапии, как изотерапия, песочная терапия и музыкотерапия.
Программа рассчитана на 10 групповых консультаций, направленных на работу с проявлениями трёх основных компонентов эмоционального выгорания педагогов — эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений:
Все занятия построены в форме групповых консультаций, с постоянным составом. Каждое занятие включает:
Вводная часть — подготовка группы к работе;
Основная часть — реализация поставленных задач;
Завершающая часть — рефлексия;
Домашние задания — отработка и закрепление полученных навыков.
Содержанием программы являются выявление причин и проявлений эмоционального напряжения, определение педагогами симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания по В. В. Бойко, поиск способов снижения эмоционального напряжения, овладение арт-терапевтическими упражнениями, направленными на снижение уровня эмоционального напряжения [1].
Количество участников: участники со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания — 12 человек, участники в стадии формирования синдрома эмоционального выгорания — 12 человек. Всего в реализации программы принимали участие 24 педагога.
Групповые консультации проводились на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 228 «Теремок» общеразвивающего вида г. Барнаул, Алтайский край, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 157 «Тополёк» общеразвивающего вида г. Барнаул, Алтайский край 1 раз в неделю, продолжительность каждой консультации 1,5 часа.
Программа группового консультирования с применением арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ имеет следующую структуру: пояснительная часть (цели, задачи, структура проведения консультаций); тематический план групповых консультаций (тема, задачи, формы работы, упражнения); конспекты групповых консультаций.
Результаты воздействия программы группового консультирования для педагогов ДОУ
По окончании программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием нами были сделаны замеры по уровню эмоционального выгорания.
Результаты воздействия программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ, можно рассмотреть на графике распределения показателей по методике В. В. Бойко до и после проведения группового консультирования на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение показателей по методике В. В. Бойко до проведения группового консультирования и после, где ППО — переживание психотравмирующих обстоятельств, НИЭР — неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, ЭНД — эмоционально-нравственная дезориентация, РСЭЭ — расширение сферы экономии эмоций, РПО — редукция профессиональных обязанностей, ЭО — эмоциональная отстраненность, ППН — психосоматические и психовегетативные нарушения
Как видно из графика, если исходные показатели выраженности эмоционального выгорания у испытуемых варьировались в диапазоне от 0–2 до 14–16 баллов, то после участия в программе размах вариации сдвинулся в сторону более низких значений — от 0–2 до 6 баллов. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о снижении общей выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ вследствие воздействия программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием.
С целью оценки достоверности сдвига показателей для оценки эффективности проводимых мероприятий, мы использовали t-критерий Стьюдента для парных выборок.
Результаты статистического сравнения групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
Критерий парных выборок до реализации программы и после реализации программы группового консультирования
t |
Значимость (2-сторонняя) |
|
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
3,253 |
,004 |
Неудовлетворённость собой |
2,318 |
,030 |
Загнанность в клетку |
3,021 |
,006 |
Тревога и депрессия |
1,856 |
,076 |
Общее напряжение |
3,975 |
,001 |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
3,329 |
,003 |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
3,243 |
,004 |
Расширение сферы экономии эмоций |
2,077 |
,049 |
Редукция профессиональных обязанностей |
3,907 |
,001 |
Общая резистенция |
4,535 |
,000 |
Эмоциональный дефицит |
2,356 |
,027 |
Эмоциональная отстраненность |
1,689 |
,105 |
Личная отстраненность (деперсонализация) |
1,446 |
,162 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
2,794 |
,010 |
Общее истощение |
4,353 |
,000 |
Всего |
4,797 |
,000 |
Значимые различия при сравнении фаз синдрома эмоционального выгорания получены по шкале «Резистенция» (р=0,000), «Истощение» (р=0,000) и синдрому эмоционального выгорания в общем (р = 0,000). По всем фазам наблюдается тенденция к снижению, что свидетельствует о достижении поставленной нами цели реализации программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ.
Также наблюдается снижение показателей практически по всем симптомам. Среди них значимые различия по следующим симптомам: «Редукция профессиональных обязанностей» (р=0,001); «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (р = 0,003); «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Эмоционально-нравственная дезориентация» (р=0,004); «Загнанность в клетку» (р=0,006).
Следовательно, групповые консультации помогли снизить уровень эмоционального выгорания, а также степень выраженности его симптомов и фаз, а это значит, что данная программа эффективна.
Таким образом, программа группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ, оказала благоприятное воздействие на степень выраженности всех фаз синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования.
Литература:
- Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — Санкт- Петербург: Сударыня, 1999. — 32 с.
- Копытин, А. И. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / А. И. Копытин. — Санкт- Петербург: Речь, 2007.
- Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — Санкт- Петербург: Речь, 2005. — С. 256.
- Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов среднего и высшего педагогических учебных заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — Москва: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 248.
- Майер, А. А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования. От профилактики к саморазвитию / А. А. Майер. — Москва: ТЦ «Сфера», 2015.
- Малкина-Пых, И. Г. Техники позитивной терапии и НЛП / И. Г. Малкина-Пых. — Москва: Эксмо, 2008. — С. 416.
- Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е. М. Семенова. — Москва: Психотерапия, 2006.
- Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции /О. В. Хухлаева. — Москва: Академия, 2001.