Применение техник арт-терапии в групповом консультировании для снижения уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №46 (388) ноябрь 2021 г.

Дата публикации: 12.11.2021

Статья просмотрена: 190 раз

Библиографическое описание:

Литуева, Е. В. Применение техник арт-терапии в групповом консультировании для снижения уровня эмоционального выгорания педагогов ДОУ / Е. В. Литуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 46 (388). — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/archive/388/85388/ (дата обращения: 17.12.2024).



Профессия педагога имеет огромную социальную важность. За психическое здоровье, обучение, развитие, воспитание детей педагоги несут большую ответственность. Многочисленные нагрузки и постоянная ответственность за жизнь и здоровье воспитанников часто приводит к истощению и выгоранию, в результате таких процессов происходит снижение эффективности профессиональной деятельности педагога [5].

Данные проблемы педагога могут решаться не только в индивидуальной психологической помощи специалиста, но и в рамках группового консультирования. Именно поэтому была разработана программа группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ.

В программу были включены методы арт-терапии в качестве привычной для педагогов формы работы. Программа ориентирована на педагогов, у которых был выявлен синдром эмоционального выгорания в стадии формирования и педагогов у которых синдром полностью сформировался. Педагогам предлагаются способы снижения эмоционального напряжения, практические задания для получения опыта работы с эмоциональным состоянием.

Цель данной программы состояла в снижении уровня эмоционального выгорания у педагогов ДОУ.

Программа была разработана для решения следующих задач:

  1. Диагностика эмоционального состояния участников группы;
  2. Создание в группе атмосферы, доброжелательности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
  3. Побуждение участников группы к самораскрытию через творческие задания;
  4. Поддержание оптимального эмоционального состояния педагогов в условиях профессиональной деятельности.
  5. Снижение эмоционального напряжения, стрессового состояния, психического переутомления.

Для решения задач группового консультирования совместно с арт-терапевтическими упражнениями были использованы различные формы работы: информирование, беседа, обсуждение, домашние задания, мини-лекции. В работе с эмоциональным выгоранием выбраны такие направления арт-терапии, как изотерапия, песочная терапия и музыкотерапия.

Программа рассчитана на 10 групповых консультаций, направленных на работу с проявлениями трёх основных компонентов эмоционального выгорания педагогов — эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция профессиональных достижений:

Все занятия построены в форме групповых консультаций, с постоянным составом. Каждое занятие включает:

Вводная часть — подготовка группы к работе;

Основная часть — реализация поставленных задач;

Завершающая часть — рефлексия;

Домашние задания — отработка и закрепление полученных навыков.

Содержанием программы являются выявление причин и проявлений эмоционального напряжения, определение педагогами симптомов и фаз синдрома эмоционального выгорания по В. В. Бойко, поиск способов снижения эмоционального напряжения, овладение арт-терапевтическими упражнениями, направленными на снижение уровня эмоционального напряжения [1].

Количество участников: участники со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания — 12 человек, участники в стадии формирования синдрома эмоционального выгорания — 12 человек. Всего в реализации программы принимали участие 24 педагога.

Групповые консультации проводились на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 228 «Теремок» общеразвивающего вида г. Барнаул, Алтайский край, Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 157 «Тополёк» общеразвивающего вида г. Барнаул, Алтайский край 1 раз в неделю, продолжительность каждой консультации 1,5 часа.

Программа группового консультирования с применением арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ имеет следующую структуру: пояснительная часть (цели, задачи, структура проведения консультаций); тематический план групповых консультаций (тема, задачи, формы работы, упражнения); конспекты групповых консультаций.

Результаты воздействия программы группового консультирования для педагогов ДОУ

По окончании программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием нами были сделаны замеры по уровню эмоционального выгорания.

Результаты воздействия программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ, можно рассмотреть на графике распределения показателей по методике В. В. Бойко до и после проведения группового консультирования на рисунке 1.

Распределение показателей по методике В. В. Бойко до проведения группового консультирования и после, где ППО — переживание психотравмирующих обстоятельств, НИЭР — неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, ЭНД — эмоционально-нравственная дезориентация, РСЭЭ — расширение сферы экономии эмоций, РПО — редукция профессиональных обязанностей, ЭО — эмоциональная отстраненность, ППН — психосоматические и психовегетативные нарушения

Рис. 1. Распределение показателей по методике В. В. Бойко до проведения группового консультирования и после, где ППО — переживание психотравмирующих обстоятельств, НИЭР — неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, ЭНД — эмоционально-нравственная дезориентация, РСЭЭ — расширение сферы экономии эмоций, РПО — редукция профессиональных обязанностей, ЭО — эмоциональная отстраненность, ППН — психосоматические и психовегетативные нарушения

Как видно из графика, если исходные показатели выраженности эмоционального выгорания у испытуемых варьировались в диапазоне от 0–2 до 14–16 баллов, то после участия в программе размах вариации сдвинулся в сторону более низких значений — от 0–2 до 6 баллов. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о снижении общей выраженности синдрома эмоционального выгорания у педагогов ДОУ вследствие воздействия программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием.

С целью оценки достоверности сдвига показателей для оценки эффективности проводимых мероприятий, мы использовали t-критерий Стьюдента для парных выборок.

Результаты статистического сравнения групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерий парных выборок до реализации программы и после реализации программы группового консультирования

t

Значимость (2-сторонняя)

Переживание психотравмирующих обстоятельств

3,253

,004

Неудовлетворённость собой

2,318

,030

Загнанность в клетку

3,021

,006

Тревога и депрессия

1,856

,076

Общее напряжение

3,975

,001

Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование

3,329

,003

Эмоционально-нравственная дезориентация

3,243

,004

Расширение сферы экономии эмоций

2,077

,049

Редукция профессиональных обязанностей

3,907

,001

Общая резистенция

4,535

,000

Эмоциональный дефицит

2,356

,027

Эмоциональная отстраненность

1,689

,105

Личная отстраненность (деперсонализация)

1,446

,162

Психосоматические и психовегетативные нарушения

2,794

,010

Общее истощение

4,353

,000

Всего

4,797

,000

Значимые различия при сравнении фаз синдрома эмоционального выгорания получены по шкале «Резистенция» (р=0,000), «Истощение» (р=0,000) и синдрому эмоционального выгорания в общем (р = 0,000). По всем фазам наблюдается тенденция к снижению, что свидетельствует о достижении поставленной нами цели реализации программы группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ.

Также наблюдается снижение показателей практически по всем симптомам. Среди них значимые различия по следующим симптомам: «Редукция профессиональных обязанностей» (р=0,001); «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (р = 0,003); «Переживание психотравмирующих обстоятельств», «Эмоционально-нравственная дезориентация» (р=0,004); «Загнанность в клетку» (р=0,006).

Следовательно, групповые консультации помогли снизить уровень эмоционального выгорания, а также степень выраженности его симптомов и фаз, а это значит, что данная программа эффективна.

Таким образом, программа группового консультирования с применением техник арт-терапии в работе с эмоциональным выгоранием педагогов ДОУ, оказала благоприятное воздействие на степень выраженности всех фаз синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольного образования.

Литература:

  1. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. — Санкт- Петербург: Сударыня, 1999. — 32 с.
  2. Копытин, А. И. Техники аналитической арт-терапии: исцеляющие путешествия / А. И. Копытин. — Санкт- Петербург: Речь, 2007.
  3. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. — Санкт- Петербург: Речь, 2005. — С. 256.
  4. Медведева, Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учебник для студентов среднего и высшего педагогических учебных заведений / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — Москва: Издательский центр «Академия», 2001. — С. 248.
  5. Майер, А. А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования. От профилактики к саморазвитию / А. А. Майер. — Москва: ТЦ «Сфера», 2015.
  6. Малкина-Пых, И. Г. Техники позитивной терапии и НЛП / И. Г. Малкина-Пых. — Москва: Эксмо, 2008. — С. 416.
  7. Семенова, Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога / Е. М. Семенова. — Москва: Психотерапия, 2006.
  8. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции /О. В. Хухлаева. — Москва: Академия, 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, групповое консультирование, эмоциональное выгорание педагогов, эмоциональное напряжение, реализация программы, педагог, программа, работа, Алтайский край, Детский сад.


Похожие статьи

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Метод игротерапии в групповом консультировании младших школьников с целью оптимизации психологического климата

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Применение куклотерапии в психологическом консультировании младших школьников с девиантным поведением

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Использование фреймового подхода на уроках математики как условие развития познавательных универсальных учебных действий школьников

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Похожие статьи

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Арт-терапия как средство формирования эмоциональной устойчивости педагогов (профилактика профессионального выгорания)

Метод игротерапии в групповом консультировании младших школьников с целью оптимизации психологического климата

Применение методов арт-терапии при коррекции психоэмоционального состояния детей на уроках

Применение куклотерапии в психологическом консультировании младших школьников с девиантным поведением

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Применение квест-технологий в работе учителя-логопеда с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Использование фреймового подхода на уроках математики как условие развития познавательных универсальных учебных действий школьников

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Использование дидактических игр для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития

Задать вопрос