Одна из важнейших социальных задач образования — это забота о здоровье, физическом воспитании, а также развитие обучающихся. Известный немецкий философ Артур Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».
Исследования показали, что от 10 до 30 % негативных факторов, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой. Минздрав России приводит такие цифры: в 1–4 классах здоровы 10–12 % детей, в 5–9 классах — 10 %, в 10–11 классах— 5 %, при этом 80 % детей имеют пограничные нарушения психического здоровья. Отклонение в состоянии здоровья зависит от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Следовательно, ухудшение здоровья детей связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением.
После уроков и выполнения домашнего задания большинство школьников посещают спортивные секции, музыкальную или художественную школу, различные кружки и факультативы. В итоге, чтобы все успеть, они должны постоянно торопиться, у детей почти не остаётся времени на отдых и интересы, не связанные с учебой. В результате у 35 % учеников младшего школьного возраста уже имеются признаки скрытых или явных неврозов. Среди подростков этот показатель доходит до 70 %.
Изменение в поведении ребенка является признаком перегрузки ребенка. Появляется беспокойство, раздражительность, плаксивость; быстрая утомляемость; нарушение контактов со взрослыми и сверстниками; нарушение сна; жалобы на головную боль или боли в животе, высказывания «все надоело, устал»; появление исправлений или большого количества ошибок.
Для того, чтобы заложить основу физического и психического здоровья уже в детском возрасте нужно:
— условия учебного труда (наличие рабочего места, лучше отдельной комнаты; всех школьных принадлежностей, необходимой литературы)
— психологический климат в семье (единство требований семьи и школы, оценка поступков ребенка, а не его самого, развитие адекватной самооценки);
— режим дня. Распорядок дня обязательно должен включать прогулки на свежем воздухе не менее 2–3 часов в день, ночной сон не менее 8–10 часов, короткий отдых (20–30 мин.) днем. Обязательно ограничить просмотр телепередач, фильмов-боевиков и фильмов ужасов, длительную работу за компьютером, которые травмируют психику ребенка, ухудшают его зрение, портят осанку, двигательная активность для девочек 4–9, для мальчиков 7–12 часов в неделю.)
— образ жизни семьи в целом (спокойная обстановка в семье, интерес к жизни друг друга, желание всегда прийти на помощь)
— состояние здоровья (наследственные и текущие заболевания).
Соблюдение перечисленных факторов зависит в основном от родителей. Учитель может лишь влиять на их реализацию по средствам выступлений на родительских собраниях, индивидуальных бесед и т. д.
Чем может помочь педагог для предупреждения утомляемости школьников:
- структура урока.
Гигиенически правильная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность школьников на высоком уровне, поэтому психогигиеническая оптимизация школьного урока является основой профилактики утомления учащихся.
— плотностью урока — не менее 60 % и не более 75–80 %;
— оптимальной сменой видов деятельности (4–7);
— частотой чередования различных видов деятельности — не позже, чем через 7–10 минут;
— количеством используемых методов и приемов преподавания — не менее 3-х;
— чередованием методов и приемов преподавания — не реже, чем через 10–15 минут;
— местом и длительностью применения ТСО — в соответствии с гигиеническими нормами;
— чередованием позы учащихся, которая чередуется в соответствии с видом работы;
— наличием физкультминуток — при появлении у школьников внешних признаков утомления (снижение внимания, темпа работы; общее «двигательное беспокойство»; увеличение количества ошибок в ответах детей) проводятся легкие упражнения продолжительностью 3–4 минуты
- домашние задания
В 1 классе домашние задания не задаются. Учебники, тетради учащихся хранятся в учебном помещении.
Во 2–4 классах домашние задания не задаются на выходные, праздничные дни и каникулы.
— Перегрузку учащихся могут вызывать:
— чрезмерно большое или трудное домашнее задание;
— чрезмерно трудное домашнее задание;
Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
Рамки к объему учебного материала в школе задают федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). В новых проектах стандартов детально регламентировано минимальное и максимальное количество часов изучения программы. При этом порог минимального количества часов немного снижен, позволяя сократить нагрузку на учащихся. ФГОС определяют требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Это усилит защищенность ребят от перегрузок. Ведь эти стандарты впервые включают и гигиенические требования к условиям их реализации, то есть должны быть обеспечены безопасные, комфортные условия обучения детей, устранены причины перегрузок.
- соблюдение режима и двигательной активности
В соответствии с нормами СанПиН, ежедневный объём двигательной активности учащихся должен составлять не менее 2 часов. Двигательная активность у 35 % школьников не соответствует оптимальной двигательной активности, способствующей нормальному развитию здоровья ребёнка. По последним данным, медиков и физиологов, младшие школьники из 12–13 часов бодрствования почти 80 % времени проводят за письменным столом или перед телевизором, компьютером. Уроки физкультуры не могут компенсировать недостаток физической нагрузки в течение целой недели. Удовлетворение данной потребности следует осуществлять за счёт малых форм физического воспитания:
— утренняя гимнастика (5 мин перед уроками)
— физминутки, гимнастика для глаз
— динамическая пауза (организованная форма активного отдыха на открытом воздухе. Требования: проведение после второго урока, длительность перемены 35 минут. Динамические перемены могут быть комплексными, фольклорными, сюжетными, игровыми)
— прогулка перед внеурочной деятельностью
— правильно организованная перемена
На переменах большинство учащихся находится в коридорах. Это время препровождение могут побегать. Некоторые повторяют домашнее задание. Уют могут создать зоны отдыха. Для того чтобы иметь возможность переключиться после интеллектуальной работы на отдых во время перемен или после уроков, возможно разработать и реализовать некоторые проекты.
Следует отметить, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесберегающие технологии — это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, это многие из знакомых педагогам психолого-педагогических приёмов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Применение и использование технологий ещё не гарантия успеха, большую роль здесь играет личность учителя.