В статье рассматривается роль прокурора в возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ.
Ключевые слова: прокурор, меры прокурорского реагирования, терроризм, финансирование, постановление.
The article discusses the role of the prosecutor in initiating cases of administrative offenses under Art. 15.27 Administrative Code of the Russian Federation.
Keywords. prosecutor, prosecutor's response measures, terrorism, financing, ruling.
Законодатель обращает пристальное внимание к вопросам контроля и надзора за деятельностью финансового рынка в связи с тем, что его развитие воздействует на экономику внутри государства.
Приоритетным направлением деятельности органов прокуратуры Российской Федерации является защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение единства правового поля.
Реализуя названную выше задачу, прокуратура Российской Федерации уполномочена возбуждать дела об административных правонарушениях и проводить административное расследование в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [1] (далее — КоАП РФ) и другими федеральными законами.
Производство по делам об административных правонарушениях находит нормативное выражение в нормах КоАП РФ, в котором установлено правовое положение участников производства, определены общие правила процессуальной деятельности в рамках производства и т. д.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [2] (далее — Закон о прокуратуре), ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ или законами субъектов РФ.
По мнению исследователя Жубрина Р. В., деятельность прокурора в ходе осуществления им профилактических мероприятий и прямого надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направлена не только на выявление и предупреждение правонарушений в данной сфере, но и разрешению задач по оздоровлению российской экономики, защите прав предпринимателей, укреплению правового поля государства [6].
Осуществление прокурорского надзора в изучаемой нами сфере обеспечивается также приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.02.2017 № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма» [3].
При возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения пункта 2 статьи 22 Закона о прокуратуре, предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения статей 28.4 и 28.8 КоАП РФ, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела.
Данные полномочия ставят прокурора в особое положение, индивидуализируя персональную сферу осуществления им административного преследования.
По мнению Н. Н. Головина, роль прокуратуры в данном случае заключается в роли надзорного органа, призванного скомпенсировать недостатки работы административно-юрисдикционного аппарата государства, в случае проявления пассивности в пресечении административных правонарушений [4].
На наш взгляд, такая позиция является обоснованной, поскольку процессуальный статус прокурора обусловлен его исключительным правом принятия решения о возбуждении отдельных категорий дел об административных правонарушениях, в том числе ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ.
Прокурор вправе в зависимости от характера правонарушения принять соответствующие меры реагирования:
— возбудить производство об административном правонарушении;
— внести представление об устранении нарушений закона;
— обратиться в суд с иском (заявлением) в защиту прав, свобод, законных интересов другого лица, неопределенного круга лиц или интересов России, муниципальных образований;
— принести протест на противоречащий закону правовой акт;
— вынести постановление о передаче в следственный орган (орган дознания) материалов прокурорской проверки для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства.
Анализ практического применения актов прокурорского реагирования свидетельствует о возрастающей роли постановления прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
И. А. Галаган подчеркивал, что возбуждение дел об административных нарушениях не на основании протоколов, а посредством иных документов весьма ограничено... функцию возбуждения дела об административном нарушении выполняют также постановления прокуратуры об административном преследовании [5].
Так, например, прокуратурой г. Абакана проведена проверка исполнения хозяйствующими субъектами Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В ходе проверки в деятельности 20 коммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере купли-продажи имущества, скупки-продажи ювелирных изделий, выявлены нарушения при организации и осуществлении мероприятий внутреннего контроля.
По результатам проверки прокурор в адрес руководителей организаций внес представления об устранении нарушений законодательства, а также возбудил дела об административных правонарушениях по ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ (неисполнение требований в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля). Меры прокурорского реагирования находятся на рассмотрении [7].
На официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации размещены сведения об итогах работы за 2020 органами прокуратуры Пензенской области. Так, за истекший период времени выявлено 65 нарушений в указанной сфере, внесены протесты по 8 локальным правовым актам, 22 представления, по результатам рассмотрения которых 11 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, по постановлениям прокуроров 17 должностных и юридических лиц привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ. Кроме того, направлено 19 исковых заявлений в судебные органы, возбуждено 3 уголовных дела по материалам прокурорских проверок по фактам незаконного обналичивания денежных средств с использованием судебных решений и решений комиссий по трудовым спорам.
Мерами прокурорского реагирования исключается практика возбуждения Росфинмониторингом дел об административных правонарушениях одновременно в отношении должностных лиц и организаций с последующим прекращением производства в отношении одного из лиц, необоснованное и незаконное привлечение к ответственности, уменьшилось количество нарушений прав участников производства по делу об административном правонарушении.
Принимая во внимание механизм противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступных путем и финансированию терроризма, который внедрен в российскую правовую систему, а также требования ФАТФ о даче оценки финансовым институтам репутации контрагентов на основе анализа публично доступной информации, на наш взгляд, необходимо разграничить в КоАП РФ правонарушения, связанные с легализацией (отмыванием) доходов от тех нарушений, которые связаны с организацией и осуществлением внутреннего контроля и взаимодействием с надзорными органами, определив тем самым исключительность полномочий прокурора по возбуждению дел об административном правонарушении по ст. 15.27 КоАП РФ.
Литература:
- «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // «Российская газета», № 256, 31.12.2001
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 30.12.2020) «О прокуратуре Российской Федерации»// «Российская газета», № 39, 18.02.1992
- Приказ Генпрокуратуры России от 08.02.2017 № 87 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию экстремистской деятельности и терроризма» // «Законность», № 4, 2017
- Возбуждение дела об административном правонарушении по инициативе прокурора: актуальные проблемы// http://www.vestnik.vsu.ru/pdf/pravo/2012/01/2012–01–31.pdf
- Галаган И. А. Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушения //https://elibrary.ru/item.asp?id=43026906
- Жубрин Р. В. Основы профилактики легализации преступных доходов. дисс.,к.юр.н., 2013, С.105.
- Статистические сведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации // https://epp.genproc.gov.ru/ru/web/proc_19/mass-media/news/reg-news?item=59549747
- Статистические сведения Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации // http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5671
- Гриценко, Д. В. Возбуждение дела об административном правонарушении по инициативе прокурора: Актуальные проблемы / Д. В. Гриценко. — Текст : электронный // Cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozbuzhdenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii-po-initsiative-prokurora-aktualnye-problemy (дата обращения: 30.10.2021).