В данной статье рассматривается роль противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма в обеспечении экономической безопасности страны и мирового сообщества в целом, рассматриваются основные понятия и субъекты соответствующих общественных отношений, определяет существующие проблемы.
Ключевые слова: экономическая безопасность, легализация доходов, отмывание доходов, финансирование терроризма, государство, противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
На сегодняшний день отмывание преступных денежных средств остается одним из главных направлений деятельности организованных групп, а также преступных сообществ, которые имеют транснациональный характер, для экономики страны несут тяжкие последствия.
Специалисты подчеркивают особое внимание на том, что борьба с отмыванием «преступных» денег является одним из самых эффективных механизмов противодействия преступлениям в экономической сфере, которые наносят определенный ущерб экономике и подрывают финансовую стабильность любой страны.
Актуальность борьбы с терроризмом в настоящее время трудно переоценить, а особенно с фактами пособничества и финансирования террористических организаций. Свободное движение капиталов и развитие информационных технологий способствуют интеграции международной финансовой системы и созданию в перспективе единого мирового рынка. Незаконная деятельность экономического характера представляет достаточную угрозу экономической безопасности страны, так как по своей сути является латентной.
С принятием Федерального закона от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» раскрываемость такого рода преступлений значительно возросла. На сегодняшний день проведена огромнейшая работа по совершенствованию мер противодействия легализации (отмыванию) денег, полученных преступных путем. В нашей стране ежедневно совершаются преступления данной направленности, и, к сожалению, в деятельности правоохранительных органов имеется достаточное количество пробелов и недоработок.
Основными субъектами в системе противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, являются: Центральный Банк Российской Федерации и Федеральная служба по финансовому мониторингу. С каждым годом возрастает взаимодействие с надзорными и правоохранительными органами. Более 90 % работы, согласно статистике, связано с проведением первичных проверочных мероприятий, финансовых расследований по запросам правоохранительных органов. В «антиотмывочную» систему Российской Федерации, помимо Росфинмониторинга, входят субъекты первичного финансового мониторинга: кредитные организации, микрофинансовые организации, ломбарды, риэлторы, адвокаты, управляющие компании инвестиционных фондов, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организации федеральной почтовой связи, негосударственные пенсионные фонды, операторы связи, страховые организации и др.), суды, правоохранительные и надзорные органы.
Основополагающим документом, регламентирующим работу Росфинмониторинга (далее ФСФМ) с правоохранительными и надзорными органами является Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК РФ, ФСФМ от 05.08.2010 г. № 309/566/378//318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем» [4].
Для процветания легализации благоприятным условием является создание офшорных зон. Это территория страны или ее определенная часть, в пределах которой для компаний-нерезидентов действует специальный льготный режим регистрации, налогообложения, лицензирования, при условии, если за пределами этой страны осуществляется их предпринимательская деятельность.
В соответствии с действующим законодательством ответственность за легализацию денежных средств, полученных преступным путем предусмотрена ст. 174 УК РФ и 174.1 УК РФ [1].
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления [2].
Основными целями, с точки зрения права, легализации (отмывания) денежных средств и имущества, полученных преступным путем, являются:
– скрытие первоисточника происхождения и особенности незаконно полученных доходов;
– придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению;
– за счет легализованных средств обеспечение терроризма или иных организованных форм преступной деятельности [5].
Для успешного раскрытия преступлений данного состава необходимо вести контроль за так называемыми центрами отмывания капиталов. В современных условиях развития экономики тяжело ограничиться территорией одного государства, необходимо международное сотрудничество по предоставлению и получению информации от стран-партнеров. Значительно улучшает ситуацию информация о размещении незаконных денежных средств в банковские вклады, также в недвижимость и инвестиции.
Борьба с терроризмом осуществляется в рамках Федерального закона от 06.03.2006г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» [3]. Необходимо отметить, что финансирование террористических формирований осуществляется как из внутренних, так и внешних источников. Одним из основных источников финансирования является совершение лидерами и активными членами деструктивных организаций корыстных преступлений.
Также особое внимание необходимо уделить связям разрабатываемых, особенно лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, работникам финансово-банковской системы и т. д., то есть людям, которым могут направляться материальные средства, с целью их дальнейшей легализации.
Важную роль играет процесс документирования, необходимо проследить и задокументировать весь путь прохождения незаконно полученных денег, от конкретного противоправного действия, позволившего получить доходы, до приобретенного на них имущества.
Что касается внутренних мер по противодействию легализации, то большие надежды следует возложить на поддержание дальнейшей эффективной работы Росфинмониторинга, ведь достаточно большое количество уголовных дел возбуждается именно по инициативе этого органа.
Ну и, конечно, большой вклад вносят сотрудники оперативных подразделений органов внутренних дел, очень важно правильно осуществить комплекс оперативно-розыскных мероприятий, задокументировать полученную информацию и отработать все имеющиеся сведения.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018).
- Федеральный закон от 07.08.2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
- Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
- Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, ФСБ, ФСКН, ФТС, СК РФ, ФСФМ от 05.08.2010г. № 309/566/378//318/1460/43/207 «Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем».
- Глотов, В. И. Финансовая безопасность России — основа суверенитета и территориальной целостности страны/В. И. Глотов, О. А. Соколовский, И. Ю. Липушкина//Вестник экономической интеграции. — 2016. — № 8–9. — С. 46–54.