В статье автор рассматривает развитие международного сотрудничества в сфере легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и основные направления предотвращения использования финансовых операций для отмывания денег или финансирования терроризма.
Ключевые слова: финансирование терроризма, отмывание денег, предотвращение использования, операция, преступная деятельность, мера.
Легализация преступных доходов как общественное явление существовало во все времена, но термин «отмывание преступных доходов» можно рассматривать как сравнительно новый. Наиболее распространенная версия приписывает изобретение данного термина известному преступнику Аль Капоне, при котором денежные средства, полученные от незаконного производства и продажи спиртного, для придания им правомерного характера смешивались с наличным оборотом американских прачечных. Кстати, сам термин «отмывание» в переводе на английский звучит как «laundry», тот же термин означает и прачечную [1].
Операции с имуществом, которые могут иметь признаки связи с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма, могут включать в себя следующие действия:
- Приобретение недвижимости за наличные деньги без должной проверки источника этих средств может быть признаком легализации преступных доходов. Преступники могут использовать наличные средства для покупки недвижимости с целью сокрытия происхождения своих доходов;
- Преступные группировки могут использовать сложные схемы, такие как сделки через фронтовых лиц или фирмы, чтобы приобретать или продавать недвижимость с целью легализации денежных средств;
- Преступники могут использовать инвестиции в ценные бумаги или другие активы для перемещения и легализации денежных средств. Это может включать в себя манипуляции с ценными бумагами или создание комплексных схем, чтобы скрыть происхождение денежных средств;
- Преступники могут приобретать драгоценные металлы или другие ценности с использованием наличных средств с целью легализации денег или их дальнейшего перемещения через различные каналы;
- Необоснованный рост стоимости имущества, такого как недвижимость или другие активы, может быть признаком легализации денег. Например, если цена недвижимости или акций внезапно резко возрастает без объяснения такого роста, это может свидетельствовать о попытке легализации денежных средств.
В России легализация преступных доходов начала существовать и развиваться в период экономических реформ. Как отмечают эксперты, резкий всплеск экономической преступности в целом в период социальных реформ обусловлен рядом факторов, ее причины коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Именно поэтому предупреждение рассматриваемых преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий использование экономических, финансовых, организационных, управленческих, правовых, технические, культурные, образовательные и другие меры. В то же время профилактика может быть успешной только при комплексном воздействии на причины существования этих негативных деяний в обществе и условия, порождающие их.
Борьба с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является одним из приоритетов государства. Для эффективной борьбы с этими преступлениями необходимо постоянно совершенствовать организационно-правовые меры с целью создания эффективной системы противодействия.
Одним из путей совершенствования организационно-правовых мер является усиление межведомственного взаимодействия и сотрудничества. Различные государственные органы, такие как правоохранительные органы, налоговые органы, банки и другие, должны активно обмениваться информацией и координировать свои действия в борьбе с легализацией и финансированием терроризма. Это помогает обнаружить потенциальные преступления, связанные с денежными потоками, и начать расследование на ранней стадии.
Еще одним важным путем совершенствования организационно-правовых мер является разработка и внедрение современных технологий и инструментов обнаружения, анализа и отслеживания финансовых операций. Использование искусственного интеллекта, аналитических программных решений и технологии блокчейн позволяет существенно повысить эффективность борьбы с преступностью в финансовой сфере.
Эти инструменты позволяют автоматизировать процессы анализа данных, выявлять нетипичные транзакции и связи между различными участниками финансовых операций.
Развитие международного сотрудничества также является неотъемлемой частью совершенствования организационно-правовых мер. Обмен информацией и опытом между различными государствами позволяет более эффективно противодействовать трансграничным схемам легализации и финансирования терроризма. Совместные операции и расследования международных правоохранительных органов также могут существенно снизить уровень этих преступлений.
Также необходимо усилить механизмы контроля и надзора со стороны государственных органов и банковской системы. Введение строгих процедур проверки клиентов, анализа транзакций и отчетности, а также усиление ответственности за нарушения законодательства в сфере легализации и финансирования терроризма способствуют созданию непроницаемой системы контроля и предотвращения этих преступлений.
Кроме того, важным направлением является постоянное совершенствование законодательства в сфере борьбы с легализацией и финансированием терроризма. Принятие новых законов и изменение существующих помогает приспособиться к меняющимся методам преступников, а также закрывает правовые лазейки, которые могут быть использованы для совершения преступлений.
В целом совершенствование организационно-правовых мер по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма — сложный, но необходимый процесс. Для эффективной борьбы с этими тяжкими преступлениями необходимо постоянно анализировать ситуацию, внедрять новые технологии и методы, укреплять сотрудничество и контроль, совершенствовать законодательство.
Ожесточенную борьбу с этим преступлением ведут таможенные органы всего мира посредством реализации своих полномочий, функций и задач в этой области. Однако, современная ситуация на международном рынке имеет большое количество слабых сторон, которые позволяют преступникам реализовать свои интересы. Слабыми сторонами международной торговли можно считать:
- Огромное количество торговых потоков, которые трудно контролировать, что даёт преступникам возможность незаконно перевозить деньги, товары и другое имущество;
- Сделки со сложными схемами их осуществления, операции с валютами, которые трудно отслеживать;
- Слияние доходов от легального и нелегального бизнеса, которое вызывает дополнительные трудности;
- Нехватка баз данных таможенных органов, неразвитая система обмена информацией между таможенными органами;
- Недостаточное количество ресурсов в распоряжении таможенных органов;
- Наличие неквалифицированных работников в таможенных органах, существование коррупции.
Рассматриваемые меры направлены на предотвращение использования финансовых операций для отмывания денег или финансирования терроризма. Они предусматривают обязанность сторонних организаций, таких как организации, осуществляющие операции с драгоценными металлами и камнями, букмекерские конторы и букмекерские конторы, управляющие инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, агентствами недвижимости и т. п., предоставлять информацию о подозрительных операциях в Росфинмониторинг. Это помогает выявлять и пресекать финансовые потоки, связанные с преступной деятельностью, и предотвращать финансирование терроризма.
Распространенным подходом к борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма является введение «черных списков» и ужесточение контроля за финансовыми операциями. Это меры, применяемые не только в России, но и во многих других странах для обеспечения безопасности и надежности финансовых систем.
Первое направление предотвращение использования финансовых операций для отмывания денег или финансирования терроризма — совершенствование законодательной базы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Это включает в себя совершенствование административных, гражданских и уголовных мер воздействия на нарушителей. Важно разработать оптимальную систему финансового контроля, которая не нарушала бы права законопослушных участников экономической деятельности, но эффективно реагировала бы на нарушителей.
Второе направление предотвращение использования финансовых операций для отмывания денег или финансирования терроризма — эффективное сотрудничество с иностранными государствами, их правоохранительными органами и спецслужбами, а также международными организациями, занимающимися борьбой с отмыванием денег и финансированием терроризма. Такое сотрудничество поможет обнаружить и пресечь трансграничные финансовые потоки, связанные с преступной деятельностью.
Третье направление предотвращение использования финансовых операций для отмывания денег или финансирования терроризма — подготовка кадров и проведение научных исследований для разработки новых подходов и методов борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Важно обеспечить оперативность и профессионализм правоохранительных органов в их профилактической и оперативно-розыскной деятельности.
Итак, следует отметить, что, несмотря на принимаемые меры, ни одно государство не может эффективно противодействовать этим видам преступной деятельности. За последние годы произошли серьезные изменения в структуре и динамике рассматриваемых видов преступлений: они стали более организованными и профессиональными, широко используют современные технические средства и технологии.
При этом интересы криминальной среды целенаправленно направлены именно в экономическую сферу, где остаются достаточно широкие возможности для быстрого обогащения.
Литература:
- Ляльков, С. Ю. Реализация интенсивной модели развития банковской системы России в контексте основных ориентиров / С. Ю. Ляльков // «Экономика» и «Право». — 2021. — № 10. — С. 39–44.