Очерк философских и социологических основ журналистики. Введение | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 25.10.2021

Статья просмотрена: 169 раз

Библиографическое описание:

Войцеховский, С. Н. Очерк философских и социологических основ журналистики. Введение / С. Н. Войцеховский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 314-319. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84893/ (дата обращения: 18.11.2024).



Введение

Под журналистикой понимают творческую деятельность по созданию интеллектуально выраженной формы информационного продукта, распространению и получению общественно актуальной, значимой и массовой информации. Передача информации в обществе осуществляется посредством процедуры кодирования и декодирования. Творческая деятельность журналиста осуществляется в форме труда [19, 49]. В философии труд описывается посредством диалектики опредмечивания и распредмечивания способностей человека, а в условиях развития рыночной экономики социология описывает трудовую деятельность с учетом действия закона разделения труда и закона перемены труда. В последние десятилетия ученые пишут о кризисе традиционных СМИ (классической модели) и борьбе с новыми СМИ (медиа) за аудиторию [7, 35]. Многие люди предпочитают получать необходимую им информацию и публиковаться в Интернете. В связи с этим говорят о появлении новой журналистики, которая идет на смену старой журналистике. Изменения в функционировании журналистики потребовало переосмысления положений теории журналистики и разработки положений теории медиа. Л. А. Коханова и А. А. Калмыков пишут, что при разработке основ теории журналистики необходимо учитывать критическое отношение аудитории к СМИ, использовать критическое мышление в анализе концепций и теорий СМИ и общественных явлений [16–17]. Они анализируют философские и научные основы журналистики. Опираясь на исследования А.Лазарсфельда и Р.Мертона делается вывод, что журналистика должна способствовать формированию критического мировоззрения людей, т. к. многие люди не способны критически оценивать полученную информацию. Необходимость формирования критического мировоззрения населения обусловлена ведением информационных войн. При разработке положений теории журналистики необходимо учитывать использование каналов массовой информации и коммуникации широкими слоями населения, например, посредством сети Интернет. Общение журналиста с широкими слоями населения требует от него знаний и навыков в освоении различных видов труда (профессий). В связи с этим в теории журналистики рассматривается возможности транспрофессиональной и универсальной подготовки журналистов. По мнению Н. В. Ронжиной, необходимость транспрофессиональной (полипрофессиональной) и универсальной подготовки студентов вузов обусловлена не только действием закона разделения труда и закона перемены труда, но также действием закона универсальности труда [31]. Сходные идеи высказывают другие специалисты в области теории журналистики [14, 25–26, 27, 36–37]. В качестве научных основ теории журналистики предлагают использовать следующие группы наук: социальные науки, историко-филологические науки, технико-технологические науки и коммуникативные науки. Влияние социальных наук на формирование теории журналистики проявилось двояким образом. На формирование теории журналистики повлияла литературоведение, в частности исследования в области литературного процесса и литературной критики, а на развитие теории коммуникаций повлияли положения социологии и психологии. Опыт развития художественной (литературно-художественной) критики способствовал формированию положений медиакритики.

В теории журналистики утверждается, что для развития демократии необходима как критика социального функционирования СМИ, так и критика журналистами общественных структур [29]. Различаются три группы медиакритиков: во-первых, представители журналистской науки и других социально-гуманитарных наук; во-вторых, представители медийных организаций; в-третьих, представители общественности, занимающиеся медиакритикой [15]. Медиакритика занимается критикой теории и практики СМИ. В теории журналистики разрабатываются положения научной критики, например, критики четырех теорий прессы Ф. С. Сиберта, У.Шрамма и Т.Питерсона, а также критического анализа различных социальных явлений [28]. Журналистское произведение рассматривается как информационный продукт, который производится и потребляется аналогично другим товарам. Таким образом, существует взаимосвязь между производством и потреблением журналистского произведения. Журналистское произведение может оцениваться с количественной и качественной точки зрения. Например, в оценке публикации учитывается тираж, т. е. количество экземпляров печатного издания. Технические средства обеспечивают оформление информационных продуктов и скорость их распространения информации в обществе, но в собственно творческом процессе их роль невелика. С качественной точки зрения журналистское произведение оценивается по признакам актуальности, обоснованности суждений, художественным свойствам. Производство журналистского произведения рассматривается как творческий процесс, который должен содержать признаки новизны. В ходе производства журналистского произведения должна учитываться целевая аудитория, на которую рассчитано производство и распространение данного произведения. Для изучения целевой аудитории используются социологические методы исследования. В условиях информационной войны журналистское произведение может использоваться как оружие. Журналистские произведения используются для формирования информационная картина мира у потребителей информации. Различают две формы существования информации: материальную форму информации и идеальную форму информации. Вопрос о соотношении материального начала и идеального начала называют основным вопросом философии. Сторонники материалистического решения основного вопроса философии признавали первичность материального начала и вторичность идеального начала, а сторонники идеалистического решения основного вопроса философии признавали первичность идеального начала и вторичность материального начала. Соответственно существует материалистическое решение и идеалистическое решение основного вопроса философии относительно соотношения материальной формы информации и идеальной формы информации. В пособии по философии информации А. В. Соколов рассматривает различные философские подходы в анализе информации: материалистический подход и идеалистический подход, диалектический подход и метафизический подход [34]. Позитивистский подход О.Конта противопоставляется метафизическому подходу и диалектическому подходу. В позитивизме допускается трактовка информации как то, что существует объективно, фактически, как атрибута материи в противовес субъективным, воображаемым, фиктивным явлениям. Соответственно в позитивизме используется принцип верификации в оценке информации. Постпозитивист К.Поппер в противовес принципу верификации выдвинул принцип фальсификации.

В числе достоинств метафизического подхода в анализе информации называется способность способствовать развитию информационной культуры и информационного общества, возможность раскрыть сущность такого особого антропологического типа как homo informaticus. В качестве сторонников метафизического подхода к анализу информации называется М.Хайдеггер, который придерживался положений философии экзистенциализма. Наличие вышеуказанных противопоставлений увязывается с проявлениями информационной войны, которая также присутствует в ходе холодной войны и горячей войны. Война рассматривается как способ силового взаимодействия. Для описания информационной войны используют понятие мягкой силы в отличие от жесткой силы, которая используется в горячей войне. О противоборстве мягкой силы одного государства с противоположной мягкой силой (анти-мягкой силой) другого государства с помощью СМИ в условиях холодной войны пишет А.Фененко [44]. В настоящее время он указывает на противоборство мягкой силы и контр-мягкой силы в сети Интернет. В. М. Капицын пишет о способности СМИ одного государства посредством мягкой силы усиливать активность оппозиционных сил («контр-сил») в другом государстве [9]. В связи с этим культура государств подразделяется на «слабую» культуру (управляемую извне) и «сильную» культуру (неуправляемую извне). Под воздействием различной информации формируются определенные информационные очки в воззрениях человека на окружающий мир. Информационные очки могут способствовать познанию объективной реальности, просвещению широкой общественности и успешной практической деятельности людей. Вместе с тем, информационные очки способны заменять натуральную оптику, искажать объективную реальность. В этом случае информационные очки могут использоваться для манипулирования общественным мнением, порождения иллюзий у противника в ходе информационной войны. Коммуникационное воздействие можно рассматривать как проявление мягкой силы в отличие от жесткой силы, которая проявляется в виде вооруженного, экономического и административного давления [51]. С критикой мнения А. В. Соколова относительно природы информации выступил К. К. Колин, который предлагает опираться на фундаментальные исследования по философии информации А. Д. Урсула [13, 40–43]. Э.Дэннис и Д.Мэррилл также указывают на трудности в изучении функционирования средств массовой информации (далее — СМИ) в связи с наличием противоположных мнений об отношении правительств к СМИ, о возможностях манипулирования информацией, доступности информации, качестве информации, объективности журналистов в освещении событий, этике поведения журналистов, мотивов поведения журналистов [5].

Для осмысления теоретических основ журналистики предлагают использовать положения систематики. Однако существуют различные мнения относительно систематики проявлений журналистики. Положения систематики опираются на определенные философские представления. При этом обычно учитывается опыт разработки положений систематики в естественных науках и его философского осмысления. Б. Я. Мисонжников и А. Н. Тепляшина, например, предлагают при систематике проявлений журналистики учитывать положения диалектики и положения систематики, разработанные биологом А. А. Любищевым, [21]. Различается искусственная систематика и естественная систематика явлений. В систематике проявлений журналистики предлагается использовать положения таксономии и мерономии (партономии). Для систематики в таксономии используются, например, понятия род и вид, а в мерономии (партономии) используются понятия часть и целое. В систематике используются положения номенклатуры, т. е. перечень наименований, которые применяются в научном познании и практике. Производство и распространение массовой информации в обществе рассматривается в пространстве и времени. По мнению Г. В. Чевозеровой, следует использовать системный подход не только при разработке системы журналистики, но и при описании бытия, в условиях которого работает журналист [47–48]. С онтологической точки зрения журналист в своей деятельности должен учитывать различные структурные уровни социальной системы: индивид, семья, различные коллективы, социальные группы, классы, нации, государства, системы государств, общество в целом. Вышеуказанные структурные уровни переплетаются между собой в различных сферах общественной жизни: в материально-производственной сфере, в политической сфере, в социальной сфере и в духовной сфере. Систему журналистики предлагается рассматривать в пространственно-временном измерении, а также с учетом количественных и качественных характеристик. А. В. Прытков проанализировал множество систематик прессы, которые представлены в современной литературе [30]. По его мнению, следует обратить внимание на предложение В. В. Тулупова относительно использования в систематике журналистике следующих таксонов, которые используются в биологической систематике: вид, род, семейство, отряд, класс, тип, царство. Он обращает внимание на классификацию прессы, предложенную М. В. Шкондиным, в которой по целевому назначению различаются следующие виды изданий: массово-публицистические, литературные, художественные, научно-популярные, научные, культурно-просветительские, развлекательные, религиозные, рекламные и т. д. И. М. Дзялошинский предлагает различать в медиапространстве следуюшие типы СМИ: легитимные СМИ, квазилегитимные СМИ и нелегитимные СМИ [2–3]. Он также различает следующие типологические модели журналистики: журналистику влияния, журналистику как PR, объяснительную журналистику, кураторскую журналистику, гражданскую журналистику, социальную журналистику, журналистику как форму самовыражения и т. д. Гражданскую журналистику также называют народной журналистикой. По его мнению, можно также различать СМИ по предметно-тематической направленности: экономические СМИ (экономическая журналистика), политические СМИ (политическая журналистика), экологические СМИ (экологическая журналистика) и т. д. В. В. Ворошилов в соответствии с историческими этапами развития общества различает следующие типы журналистики: феодально-монархический тип журналистики, буржуазный тип журналистики, религиозно-клерикальный тип журналистики, социалистический тип журналистики, коммунистический тип журналистики [1].

В. Л. Цвик различает роды и виды журналистики [46]. Он выделяет три рода журналистики: прессу, радиожурналистику и тележурналистику. По его мнению, можно различать три вида журналистской деятельности: информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную публицистику. Иначе рассуждает А. Л. Дмитровский, который пишет о значении разработки положений номенклатуры различных жанров в журналистике [4]. Он пишет о живучести среди исследователей различения трех родов (групп) жанров журналистики: информационного жанра, аналитического жанра и художественно-публицистического жанра. Кроме групп жанров предлагается выделять подгруппы жанров. Следует иметь в виду существенные отличия аналитического жанра и художественно-публицистического жанра. В публикациях аналитического жанра используется научный подход в описании явлений, а в публикациях художественно-публицистического жанра могут не соблюдаться требования научного подхода [6]. Научная речь является рациональной и нуждается в точных определениях содержания понятий, а художественная речь способна быть эмоционально окрашенной и ориентируется на образное описание предмета, используя для этого метафоры. Научное осмысление предмета осуществляется посредством понятийного кодирования и логического мышления. Для декодирования научной публикации требуется определенный уровень развития понятийного логического мышления субъекта. А. А. Тертычный и В. В. Перевалов отмечают взаимосвязь аналитической журналистики и расследовательской журналистики [27, 38–39]. Они различают следующие виды анализа в журналистике: экологический анализ, экономический анализ, политический анализ, военный анализ, юридический анализ, нравственный анализ, искусствоведческий анализ, статистический анализ, психоанализ, исторический анализ, социологический анализ и т. д. Другие авторы указывают на взаимосвязь вышеуказанных видов анализа и различных наук, которые используют эти виды анализа, например, экономический анализ используется в экономической науке, политический анализ используется в политической науке, психоанализ используется в психологической науке и т. д. Поэтому отмечается необходимость развития системного мышления журналиста посредством синтеза достижений различных социально-гуманитарных дисциплин, сочетания анализа и синтеза в журналистском расследовании [36].

Л. Г. Свитич предлагает использовать в журналистском расследовании различные методы социологического исследования: наблюдение и эксперимент, интервью и анкетирование, анализ документов и т д. [32]. Он обращает внимание на то, что региональные СМИ недостаточно внимания уделяет некоторой тематике, которая волнует людей, особенно вопросам деятельности правоохранительных органов, чрезвычайным происшествиям, возможностям отдыха (путешествий, туризма), экологической проблематике, освещению литературной продукции (повестей, мемуаров). Между тем экологическая журналистика, культурно-просветительская журналистика, журналистика путешествий (трэвел-журналистика) относятся к быстроразвивающимся направлениям журналистики. Научное познание используется для осмысления явлений в макромасштабе и в микромасштабе. Соответственно в науке различают макродисциплины и микродисциплины, например, физику макромира и физику микромира, макроэкономику и микроэкономику, макросоциологию и микросоциологию. Соответственно в журналистике и литературоведении различают глобальные темы, макротемы и микротемы текста [8]. В связи с этим идет дискуссия о значении глобальных тем, макротем и микротем в публикациях и критикуется мелкотемье. Художественное мышление осуществляется посредством метафорического кодирования и образного мышления. Метафора используется как гносеологическая модель предмета. Для декодирования художественной публикации у субъекта должна быть способность к образному мышлению и способность соотнести метафорическую модель с оригиналом. На ранних этапах развития общества происходило смешение научного стиля и художественного стиля речи, а в настоящее время такое смешение может происходить в научно-популярной литературе. В случае метафорического описания предмета возникают сомнения относительно его объективности. Дж.Лакофф и М.Джонсон полагают, что в случае метафорического описания предмета люди руководствуются мифом объективизма и мифом эмпиризма [18]. Таким образом, в публицистике формируется мифологическое мировоззрение. Научное мировоззрение противостоит мифологическому мировоззрению. В соответствии с научным мировоззрением в публицистике используется эмпирический подход и рациональный подход в описании предмета.

Объектом журналистики называют реальную действительность, которая рассматривается как изменчивая реальность. Изменчивость реальной действительности проявляется в постоянном возникновении различных событий, которые фиксируются в СМИ. Различные события фиксируются и рассматриваются в качестве эмпирической базы функционирования журналистики. Данные события фиксируются в виде событийные публикаций (событийных заметок, новостных заметок). Устойчивая тенденция в развитии определенных событий описывается посредством трендовой публикации (трендовых статей). Термин тренд и термин тенденция рассматриваются как синонимы. Под тенденцией (трендом) понимается определенное направление в развитии событий. Рациональное осмысление сущности событий содержится в концептуальных публикациях (концептуальных статьях). Считается, что журналистика играет роль нервной системы целостного общественного организма [23–24]. Философия журналистики и социология журналистики рассматриваются как разделы практической философии и прикладной социологии. Изучение философских и социологических основ журналистики способствует преодолению узкого практицизма, который не может учитывать всесторонних последствий действий отдельных элементов в функционировании целостной системы. О значении философии науки в преодоления узкого практицизма пишет В. В. Минеев [20]. Журналистика способна играть важную роль в развитии социального познания и общественного сознания. При изучении философских и социологических основ журналистики необходимо определить объект, предмет и место данной дисциплины в системе дисциплин. В настоящее время разрабатываются положения философии журналистики и положения социологии журналистики, которые тесно связаны между собой. В данном очерке будет учитываться влияние как философии, так и социологии на развитие теоретических основ журналистики. Объект и предмет философии журналистики связан с предметом философии. Объектом может быть либо часть окружающего нас мира, либо мир в целом. Объектом философии называют мир в целом и место человека в нем. Предмет — это сторона объекта, которая подлежит изучению и преобразованию в процессе жизнедеятельности человека. Предметом философии являются всеобщие и необходимые связи мироздания. Объектом социологии является общество, а предметом социологии являются всеобщие и необходимые связи между людьми. Социологические исследования позволяют изучить роль нервной системы в функционировании целостного общественного организма. Понятие нервной системы целостного общественного организма рассматривается как биологическая предпосылка функционирования массовой информации в обществе.

В настоящее время существуют разные мнения относительно философского и социологического обоснования журналистики. А. В. Шевченко полагает, что журналистика держится на романтиках и идеалистах [50]. В теории журналистики предлагается использовать положения теории самоорганизации и синергетики. Л. В. Никитский также указывает на проявления идеализма, романтизма и утопизма в журналистике [22]. Он критикует проявления релятивизма в журналистике, в частности, лукавые попытки исторической журналистики исправить что-то в истории задним числом. Иначе рассматривают философские основы журналистики другие ученые. По их мнению, в анализе журналистики необходимо опираться на положения диалектики и материализма. [37]. А. В. Колесниченко предлагает журналистам опираться на законы диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные изменения, закон отрицания отрицания [10–12]. При описании общества он считает, что можно учитывать результаты социологических исследований. Некоторые полагают, что в журналистике следует опираться на эмпирическую философию и эмпирические позиции «журналистской теории» [45]. Иначе пытается осмыслить философские и социологические основы теории журналистики Г. В. Чевозерова. По ее мнению, в журналистике необходимо учитывать диалектическое единство объективного и субъективного начал общества, диалектику свободы и ответственности, диалектическое единство формы и содержания, диалектику оперирования методами, диалектическую взаимосвязь теории и практики, диалектическую взаимосвязь между единичным — особенным — всеобщим. Под законами диалектики она понимает следующие законы: закон диалектического синтеза, закон перехода количества в качество, закон диалектической противоречивости. Информация рассматривается с атрибутивной и функциональной точки зрения. С атрибутивной точки зрения информация является всеобщим свойством (атрибутом) материи в виде способности к отражению, она свойственна объектам живой и неживой природы. Отражение проявляется на всех уровнях организации материи и способствует управлению всеми формами движения материи. Различаются следующие уровни бытия: неживая природа, которая имеет свою последовательность структурных уровней: субмикроэлементарый, микроэлементарный, ядерный, атомарный, молекулярный, макротелесный, планетарный, звездно-планетарный, галактический, метагалактический уровень; живая природа, которая имеет свою последовательность структурных уровней: биологический макромолекулярный, клеточный, микроорганизменный, тканевый, макроорганизменный, популяционный, биоценозный, биосферный уровень; социальная система, которая имеет свою последовательность структурных уровней: индивид, семья, коллектив, социальные группы, классы, нации, государства, системы государств, общество в целом. Структурные уровни социальной системы пересекаются между собой. К главным сферам общественной жизни относится материально-производственная сфера, политическая сфера, социальная сфера и духовная сфера. Единство мира рассматривается с точки зрения его материальности и множественности, т. е. системности. Для описания поведения систем предлагается использовать синергетический подход, который позволяет учитывать соотношение порядка и хаоса в системе. Флуктуации в системе в точке бифуркации способны привести к качественному преобразованию системы. С функциональной точки зрения информация возникает посредством воздействия предмета на субъект. Выделяются три группы функций журналистики: мировоззренческую группу функций, миросозерцательную группу функций и методологическую группу функций. К материальной (технической) сфере функционирования журналистики относится сфера производства и распространения информации. Вместе с тем информация содержит идею, которая обладает нематериальными свойствами. В связи с этим в журналистике рассматривается вопрос о соотношении материального и идеального, истины и предмета. Кроме истинного освещения предмета в обществе возникают заблуждения и циркулирует намеренная дезинформация. Для реализации методологической функции предлагается использовать диалектическое оперирование методами. К функциям журналистики относят следующие функции (информационные и коммуникационные функции): природную функцию информации, образовательную функцию информации, управленческую функцию информации, организаторскую функцию информации, логико-гносеологическую функцию, функцию общения, аналитическую функцию, конструирующую функцию, координирующую функцию, интегрирующую функцию, социальную функцию (в экономике, политике, социальной и духовно-идеологической сфере), социально-бытовую функцию, ориентационную функцию, профессиональную функцию, творческую функцию, эмоционально-психологическую функцию, культурно-просветительскую функцию, пропагандистскую функцию, агитационную функцию, духовно-идеологическую функцию, рекламно-справочную функцию.

Литература:

  1. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. — М.: Кнорус, 2015.
  2. Дзялошинский И. М. Современное медиапространство России: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2015.
  3. Дзялошинский И. М. Профессиональная этика журналиста: Учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2020.
  4. Дмитровский А. Л. Жанры журналистики // Ученые записки Орловского государственного университета. № 4 (60). 2014. С. 149–158.
  5. Дэннис Э., Мэррилл Д. Беседы о масс-медиа. — М.: Вагриус, 1997.
  6. Евстюгина А. А. Функциональная стилистика: Учебное пособие. — Екатеринбург: РГППУ, 2018.
  7. Журналистика в 2020 году: Творчество, профессия, индустрия: сб. мат. муждунар. научн.-практ. конф. / Отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. — М.: МГУ, 2021.
  8. Земская Ю. Н., Кочесова И. Ю., Комиссарова Л. М., Панченко Н. В., Чувакин А. А. Теория текста: Учебное пособие. — М.: Наука, 2010.
  9. Капицын В. М. Космополитизм — компонент «мягкой силы» в глобальном управлении / Научно-аналитический журнал «Обозреватель-Observer». 2009. № 10 (237). С. 70–79.
  10. Колесниченко А. В. Основы журналистской деятельности: Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт, 2018.
  11. Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста. Учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2013.
  12. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: Учебное пособие. — М.: МГУ, 2008.
  13. Колин К. К. Философские тезисы о природе информации // Вестник международной академии наук (русская секция). 2015. № 1. С. 5
  14. Корконосенко С. Г. Основы журналистики: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004.
  15. Короченский А. П. Мировая журналистика: История, теория, практика: Сборник науч. и публицистич. работ. — Белгород: БелГУ, 2015.
  16. Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики в 2 ч.: Часть 1: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2021.
  17. Коханова Л. А., Калмыков А. А. Основы теории журналистики в 2 ч.: Часть 2: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2021.
  18. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. — М.: УРСС, 2004.
  19. Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста: Конспект лекций и практикум. — СПб.: СПбГУ, 2013.
  20. Минеев В. В. Введение в историю и философию науки: Учебник для вузов. — Красноярск: КГПУ, 2012.
  21. Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Журналистика: Введение в специальность: Учебное пособие. — СПб.: СПбГУ, 2012.
  22. Никитский Л. В. Завтрашний номер (Философия журналистики в конспектах). — М.: Onebook.ru, 2013.
  23. Олешко В. Ф. Психология журналистики: Учебник и практикум для вузов. — М.: Юрайт, 2021.
  24. Олешко В. Ф. Журналистика как творчество: Учебное пособие для курсов «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». — М.: РИП-холдинг, 2003.
  25. Основы журналистской деятельности: Учебник для академического бакалавриата / Под ред. С. Г. Корконосенко. — М.: Юрайт, 2019.
  26. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Журналистика» / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Знание, 2000.
  27. Перевалов В. В. Аналитическая журналистика: Учебно-методическое пособие. — М.: МГУП, 2014.
  28. Политическая журналистика: Учебник для вузов / Под ред. С. Г. Корконосенко. — М.: Юрайт, 2020.
  29. Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2011.
  30. Прытков А. В. Квалоид в системе современной российской прессы: Типологический аспект. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. — Воронеж: ВГУ, 2014.
  31. Ронжина Н. В. Транспрофессионализм и (или) закон универсальности труда // Акмеология профессионального образования: Материалы 14-й Всероссийской научно-практической конференции, 14–15 марта 2018 г., Екатеринбург. — Екатеринбург: РГППУ, 2018. С. 139–143.
  32. Свитич Л. Г. Социология журналистики: Учебное пособие. — М.: ИМПЭ, 2005.
  33. Сиберт Ф. С., У.Шрамм, Т.Питерсон Четыре теории прессы. — М.: Вагриус, 1998.
  34. Соколов А. В. Философия информации: Профессионально-мировоззренческое учебное пособие. — СПб.: СПбГУКИ, 2010.
  35. Соловьев А. И. Современные технологии массмедиа: Пособие. — Мн.: БГУ, 2018.
  36. Социология журналистики: Учебник для бакалавров / Под ред. С. Г. Корконосенко. — М.: Юрайт, 2019.
  37. Теория журналистики в России / Под ред. С. Г. Корконосенко. — СПб.: Алетейя, 2018.
  38. Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2010.
  39. Тертычный А. А. Расследовательская журналистика: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2002.
  40. Урсул А. Д. Природа информации. Философский очерк. — М.: Политиздат, 1968.
  41. Урсул А. Д. Информация. Методологические аспекты. — М.: Наука, 1971.
  42. Урсул А. Д. Отражение и информация. — М.: Мысль, 1973.
  43. Урсул А. Д. Проблемы информации в современной науке. — М.: Наука, 1975.
  44. Фененко А. Анти-мягкая сила в политической теории и практике / Международные процессы. Том 18. № 1 (60). С. 40–71.
  45. Халина Н. В., Уразова Л. Н., Волошко Е. В. Журналистика как эмпирическая философия (к обоснованию теоретико-научного статуса литературно-публицистической деятельности) // Человек — коммуникация — текст. Вып. 3 / Под ред. А. А. Чувакина. — Барнаул: АГТУ, 1999.
  46. Цвик В. Л. Введение в журналистику. Учебное пособие. — М.: МНЭПУ, 2000.
  47. Чевозерова Г. В. Основы теории журналистики. В 2 ч.: Учебное пособие. — Тольятти: ТГУ, 2013.
  48. Чевозерова Г. В. Основы теории журналистики: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019.
  49. Черникова Е. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. — М.: Школа издательского и медиа бизнеса, 2012.
  50. Шевченко А. В. Журналистика: Блуждающий аттрактор информационной эпохи: Научные статьи разных лет. — М.: Проспект, 2016.
  51. Soft power: теория, ресурсы, дискурс / Под ред. О. Ф. Русаковой. — Екатеринбург: Дискурс-Пи, 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): журналистика, журналистское произведение, массовая информация, мягкая сила, СМИ, информационная война, метафизический подход, основной вопрос философии, теория журналистики, аналитический жанр.


Задать вопрос