Во введении в очерк философских и социологических основ журналистики, опубликованном в журнале «Молодой ученый» № 43 (385) в октябре 2021 года, были описаны различные философские и социологические подходы в разработке положений журналистики. Представлена систематика функций журналистики и разновидностей журналистики. В данной части описывается влияние различных философских и социологических теорий (концепций) на развитие пражурналистики и журналистики. Описываются условия формирования пражурналистики и журналистики на различных исторических этапах общественного развития. Осмысление философских и социологических основ пражурналистики и журналистики опирается на определенные предпосылки. Е. В. Ахмадулин описывает предпосылки, которые необходимы для функционирования журналистики в обществе [1]. Он различает следующие предпосылки для функционирования журналистики в обществе: экономические предпосылки, материально-технические предпосылки, социально-политические предпосылки, культурно-образовательные предпосылки и идейные предпосылки. Данные предпосылки рассматриваются как системообразующие факторы функционирования журналистики в обществе. К стихийным системообразующим факторам относятся следующие факторы: технико-экономический фактор, технологический фактор, культурно-образовательный фактор и фактор общественных интересов. Сознательным фактором управления системой журналистики считается социально-политическая организация общества. Изучение журналистики в пространстве и времени осуществляется в соответствии с систематикой исторических периодов развития общества и развитием журналистики в различных странах. Анализ истоков и предпосылок возникновения пражурналистики начинают с изучения развития массовых коммуникаций и массовой информации в древнем рабовладельческом обществе. Информация сообщается в виде звуковой речи и в виде письменной речи. Звуковую речь технически труднее передавать в пространстве и времени, а письменную речь проще передавать. Совершенствование письменности в процессе исторического развития общества способствовало преобразованию общественного сознания. Различают следующие типы письма: предметное письмо, пиктографическое (рисуночное) письмо, идеографическое письмо и фонографическое письмо [3]. Формирование философии как формы общественного сознания наряду с мифологией как формы общественного сознания в Древней Греции произошло под влиянием развития фонографического письма и идеографического письма. Один из первых древнегреческих философов Солон установил в системе государственного правления нормы демократии и тимократии. Демократизация общественной жизни в Древней Греции способствовала развитию устного и письменного общения между людьми, которые рассматриваются как пражурналистские явления. Сторонники Милетской школы философов рассматривали в качестве первоначала всего сущего различные агрегатные состояния вещества: воду, воздух, а философ Гераклит первоначалом считал огонь и придерживался положений диалектики. В философской школе Пифагора использовалось не только фонографическое письмо, но и идеографическое (математическое) письмо. В пифагорейской школе философов различались эзотерические учения и экзотерические учения. Пифагор запрещал публиковать эзотерические учения в своей школе философов.
В школах софистов обучали искусству устной речи (риторике), но взгляды некоторых софистов были подвернуты критике. Некоторых софистов критиковали за использование искусства устной речи для манипулирования людьми. Софист Исократ критиковал некоторых софистов за уловки их речей, извращение истины и разработку недейственных законов и проектов государственного устройства. С критикой некоторых софистов выступил философ Демокрит. Софист Протагор считал истинным любое мнение людей. Он утверждал, что кому как кажется, так оно и есть, а Демокрит противопоставлял истину мнению, которое может быть ошибочным. С критикой софистов выступили Сократ и представители сократических школ. Сократ не писал философских сочинений и о его взглядах известно из сочинений его учеников. Одним из его учеников был Платон, который описывает критику софистов со стороны Сократа. Софистика критикуется как проявление угодничества в обществе. Платон был сторонником идеалистической философии и высшим искусством считал диалектику. Учеником Платона был Аристотель, который также критиковал софистов за то, что они демонстрируют мнимую мудрость. Аристотель написал свою книгу под названием «Риторика», в которой он критикует софистов за ложные суждения и дурные уловки. В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом, описал категории диалектики и положения формальной логики. Риторика получила дальнейшее развитие в Древнем Риме и средневековой Европе. Официальной идеологией средневековых государств Европы была христианская религия, служанкой которой была религиозная философия. Обучение людей грамоте (тривиум и квадривиум) осуществлялось в монастырских школах. В соответствии с положениями христианской религии осуждалось или поощрялось чтение различных книг, т. е. существовала цензура. Для развития письменного общения между людьми была организована работа почты.
В XI веке китайцы изобрели книгопечатание и бумагу, а в XV веке немец И.Гутенберг изобрел печатный станок и выпустил первую печатную книгу. Книгопечатание стало распространяться по всей Европе и в 1500 году уже насчитывают 1100 типографий. На развитие журналистики в Новое время существенно повлияли буржуазные революции, которые произошли в ряде европейских стран. Во второй половине XVI века и начале XVII века произошла буржуазная революция в Нидерландах (Голландии) и была создана Нидерландская (Голландская) республика. П.Бейль воспользовался свободами, которые были предоставлены печати в ходе буржуазной революции в Нидерландах (Голландии) и стал издавать журнал под названием «Новости литературной республики». До этого он защитил диссертацию по философии и преподавал философию. В его рассуждениях учитываются достижения родоначальников философии Нового времени Р.Декарта и Ф.Бэкона, идеи которого были систематизированы Т.Гоббсом. Философские сочинения последнего были написаны под влиянием достижений Великой английской буржуазной революции XVII века. Р.Декарт был сторонником дуализма в решении основного вопроса философии и придерживался методологии рационализма, а Ф.Бэкон в решении основного вопроса философии был сторонником деизма и придерживался методологии эмпиризма. Г.Гегель отмечал склонность к диалектическому мышлению П.Бейля. Последний издал результаты своих философских исследований в сочинении под названием «Исторический и критический словарь», в котором представлены сведения по истории античной философии, средневековой философии и философии Нового времени. В 1747 году крупный французский книгоиздатель Ле Бретон заключил договор с Д.Дидро и Ж.Даламбером, в соответствии с которым они обязались редактировать издание публикации под названием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел». В ряде журналов стали публиковаться статьи с критикой содержания статей, представленных в «Энциклопедии, или Толковом словаре наук, искусств и ремесел». В обществе возникла полемика между сторонниками и противниками издания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», но эта публикация из 17 томов была благополучно завешена, а в подготовке для нее статей приняли участие многие видные ученые Франции. В этой публикации была представлена как материалистическая точка зрения, так и идеалистическая точка зрения. Издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» способствовало победе Великой французской буржуазной революции в конце XVIII века. Французская и английская философия Нового времени повлияли на формирование взглядов Б.Франклина, который посредством публикаций в своей газете способствовал борьбе Соединенных Штатов Америки в борьбе за независимость от Англии в течение XVIII века.
Публикация — это доведение информации до сведения общества, публики. Поэтому журналистику иногда называют публицистикой. Развитие журналистики определенным образом связано с развитием общества. А. Г. Кисилев пишет, что для описания условий развития журналистики на различных стадиях развития общества используются следующие теории (концепции): теория генезиса цивилизации, марксистская (диалектико-материалистическая) теория, концепции технологического развития общества [4]. СМИ обеспечивают духовные связи между субъектами, формирование общественного сознания и общественного мнения. В социальных организациях обеспечивают связи с общественностью для информирования общественности о своей деятельности. Связи с общественностью поддерживают государственные организации, которые используют СМИ для управления общественными процессами. Участие органов СМИ в управлении общественными процессами позволяет говорить о наличии медиакратии, т. е. о властных полномочиях этих органов. В теории генезиса цивилизаций А.Тойнби говорится о властной силе западной цивилизации, которая проявляется в западной прессе [12]. По его мнению, западная «желтая пресса» стремиться удержать считается ущербной в культурном отношении. Она стремится удержать основную массу людей на низком уровне духовности. На карте культуры рассматривается множество цивилизаций, т. к. он призывает не ограничиваться изучением генезиса только западной цивилизации. Описываются взаимоотношения цивилизаций в пространстве и времени. Влияние цивилизаций прошлого на современные цивилизации проявляется в виде ренессанса культуры прошлого, например, культуры Древней Греции. Учитывается культурные взаимоотношения между соседними цивилизациями. Циклическое развитие цивилизаций в виде взлетов и падений рассматривается с точки зрения диалектики инь и ян. Изучаются следующие факторы развития цивилизаций: среда, раса и инерция. Различается природная среда и социальная среда. При описании развития общества учитывается действия двух законов: закона Вызова-и-Ответа и закона компенсации. Закон Вызова-и-Ответа утверждает, что чем сильнее вызов, тем сильнее ответ. При возникновении чрезмерного вызова действует закон компенсации. Закон компенсации утверждает, что в случае чрезмерного вызова в одной среде ответ возникает в другой среде.
При описании различных сфер общества (экономика, политика и культура) учитывается взаимодействие макрокосма и микрокосма. Если человек столкнется с вызовом в макрокосме, то он может замкнуться в пределах микрокосма для выработки творческого решения возникшей проблемы. После выработки творческого решения творческая личность может реализовать свое творческое решение возникшей проблемы во внешней среде. Если творческое решение возникшей проблемы окажется удачным, то другие люди посредством подражания могут начать действовать аналогичным образом. Если творческий ответ окажется неудачным, то творческая личность может снова замкнуться в пределах микрокосма для выработки творческого решения возникшей проблемы. Успешные творческие решения возникших проблем в обществе осуществляется прежде всего усилиями творческого меньшинства, а затем другие люди подражают им в решении возникших проблем. Уровень развития техники, по мнению А.Тойнби, не может быть критерием развития общества. В западной цивилизации можно заметить увлечение развитием науки и техники. Западные ученые проявляют склонность к эзотеричности и это затрудняет популяризацию достижений науки в СМИ. Технику можно использовать в интересах общественного прогресса или в интересах общественного регресса. При описании развития техники учитывается действие закона прогрессирующего упрощения (этерификации). При росте цивилизации происходит расширение политических границ, а во время упадка цивилизаций происходит уменьшение политических границ. Границы можно использовать как барьер в отношениях между народами или как канал взаимосвязи между народами. Если правящее меньшинство находит творческие решения возникших проблем в ответ на вызовы внешней среды, то оно сохраняет свою власть. Если правящее меньшинство не находит творческие решения возникших проблем в ответ на вызовы внешней среды, то оно превращается в эфемерных руководителей. Различаются три типа эфемерных руководителей в обществе: расточитель, палач и завоеватель. Расточитель растрачивает имеющиеся ресурсы, а палач всеми силами поддерживает в обществе военный психоз и надеется таким образом удержаться у власти. Завоеватель считает свою страну колонией и позволяет использовать ресурсы страны в интересах других государств. Эфемерные руководители используют варварские средства для того, чтобы удержаться у власти. В результате варварских действий эфемерных руководителей в обществе может возникнуть протестное движение под руководством новых творческих личностей. Противодействие новых творческих личностей с эфемерным руководителям может привести к расколу цивилизации. Раскол в обществе порождает раскол в душах людей. В ответ на проявления варварства возникает увлечение прошлым (архаизмом) или увлечение будущим (футуризм). В качестве примера архаизма приводится культ тевтонизма в национал-социалистическом движении Германии, который рассматривается как проявление духовной болезни немцев. Считается, что футуристическая критика западной цивилизации породила марксизм. После преодоления раскола цивилизации происходит возрождение общества, а на смену старых эфемерных руководителей к власти приходит новое творческое меньшинство.
К.Маркс защитил диссертацию по философии и некоторое время работал редактором немецкой газеты «Rheinische Zeitung» до закрытия этой газеты, а потом во время революции 1848 года редактировал «Neue Rheinische Zeitung» [11]. К этому времени К.Маркс и Ф.Энгельс основали «Союз справедливых», который затем переименовали в «Союз коммунистов» и стали инициаторами развития коммунистической прессы, которая должна была отстаивать интересы пролетариата. Они сформулировали лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Для обоснования коммунистического движения были разработаны положения диалектического и исторического материализма. На формирование их взглядов повлияла идеалистическая философия Г.Гегеля и материалистическая философия Л.Фейербаха. Они материалистически переосмыслили законы диалектики Г.Гегеля. Ф.Энгельс сформулировал три закона диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные изменения и наоборот, закон отрицания отрицания. По мнению К.Маркса, развитие рыночной экономики опирается на закон стоимости (закон ценности). Развитие общества определяется материальными общественными отношениями. В древности определяющую роль в основном играли материальные отношения воспроизводства населения, а в настоящее время в основном определяющую роль играют материальные производственные отношения. Материальные общественные отношения называют базисом развития общества. В общественном производстве различают предмет труда, средства труда и работников. В Новое время стали использовать машинные технологии в качестве средств труда. В соответствии с уровнем развития производительных сил и производственных отношений формируются различные общественно-экономические формации: первобытно-общинная общественно-экономическая формация, рабовладельческая общественно-экономическая формация, феодальная общественно-экономическая формация, буржуазная общественно-экономическая формация и коммунистическая общественно-экономическая формация. В случае возникновения противоречий между уровнем развития производительных сил и производственными отношениями происходит смена общественно-экономической формации, т. к. действует закон соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил. Преобразование одной общественно-экономической формации в другую общественно-экономическую формацию осуществляется в виде социальной революции. Развитие общества рассматриваются обусловлено борьбой между классом эксплуататоров и эксплуатируемым классом. Классовый подход проявляется в науке и искусстве. Идеология эксплуататорского класса является господствующей идеологией, но является формой ложного сознания.
Над материальным базисом общества возвышается надстройка, к которой относится государство, идеологические учреждения и общественное сознание. СМИ относятся к сфере надстройки над экономическим базисом общества. Господствующие классы для достижения своих целей используют в войны. Видным теоретиком войны был К.Клаузевиц. Ф.Энгельс и В. И. Ленин стремились философски переосмыслить представления К.Клаузевица о войне с точки зрения диалектического материализма. Война рассматривалась как продолжения политики посредством вооруженной борьбы, а определяющим факторов в политике считался экономический фактор. Различаются справедливые войны и несправедливые войны. СМИ использовались для ведения информационной войны. Идеи К.Маркса и Ф.Энгельса пропагандировались в социал-демократической прессе Германии. Г. В. Плеханов и В.ИЛенин пропагандировали их идеи в газете «Искра». Газета рассматривалась как организатор и пропагандист политического движения. В. И. Ленин опирался на политическую партию и издания газеты «Правда» и других газет в подготовке Октябрьской революции в России и формировании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). В статье «Партийная организация и партийная литература» он различает легальную печать и нелегальную печать, а также отстаивает принцип партийности литературы (печати). После избрания В. И. Ленина Председателем Совета народных комиссаров (далее — СНК) был подписан декрет СНК «О печати», в котором осуждалась буржуазная пресса и который устанавливал запрет на функционирование органов прессы, призывающих к сопротивлению и неповиновению постановлениям СНК. Советский Союз способствовал победе в гражданской войне Коммунистической партии Китая и формированию Китайской Народной Республики. Марксисты рассматривают СМИ с партийной точки зрения, которые отстаивает интересы различных классов в обществе. Ложному сознанию противопоставляется истина. Господствующими идеями в обществе являются идеи господствующего класса. В противовес буржуазному обществу К.Маркс и Ф.Энгельс пишут о необходимости формирования коммунистического общества, предшественниками которого они называют социалистов-утопистов. В качестве одного из социалистов-утопистов они считают А.Сен-Симона, который был учителем О.Конта. Последний стал основателем социологии и критиком взглядов коммунистов и социалистов.
Положения социологии О.Конта развивались в сочинениях многих ученых, в том числе Э.Дюркгейма, Г.Лебона, Г.Тарда и других ученых. Э.Дюркгейм высказал мысль о важном значении коллективных представлений в развитии общества. Эта мысль затем была развита в сочинениях Г.Лебона и Г.Тарда. Г.Лебон полагает, что социальное развитие индивида в большей мере определяется чувствами, а не разумом [5]. Он полагает, что в процессе социального развития важную роль играет борьба противоположных интересов личности и государства, принципа индивидуализма и принципа коллективизма в характере людей. Народы, у которых более развит индивидуализм, господствуют в мире. С этой точки зрения критикуются сторонники социализма, которые придерживаются принципа коллективизма. Борьба между людьми возникает из-за того, что одни и те же явления порождают в умах людей разного склада различные идеи, существенно отличающиеся друг от друга. В обществе происходит борьба между сторонниками различных убеждений и веры. Психологическая борьба оказывается тесно связанной с социальной борьбой, в том числе вооруженной борьбой, межнациональной борьбой, межрасовой борьбой, экономической борьбой, партийной борьбой и классовой борьбой. Борьба между живыми существами рассматривается как постоянно действующий закон природы. Борьба также происходит внутри отдельных людей. По мнению Г.Тарда, социальное и индивидуальное развитие происходит в соответствии с положениями социальной диалектики [9–10]. Он рассматривает социальную борьбу в тесной связи с борьбой идей аналогично тому, как это делает Г.Лебон. Особое внимание уделяется изучению роли логических поединков в развитии общества. Под логическими поединками понимается борьба противоположных идей в индивидуальном уме и социальном уме. В связи с этим на основе диалектики разрабатываются положения социальной логики и формулируются законы подражания и законы открытия. Г.Тарда рассматривает развитие общественного мнения и различных форм общественного сознания с точки зрения социальной логики. При этом он ссылается на закон трех стадий О.Конта, который допускает смену доминирования одних форм общественного сознания другими формами общественного сознания, а также взаимодействие между ними. Логические и нелогические законы изобретения позволяют описать способы разрешения противоречий. Результаты изобретений распространяются в обществе в соответствии с законами подражания. Поэтому борьба сторонников за подражание одному изобретению или группе изобретений может встретить сопротивление со стороны сторонников борьбы за подражание другому изобретению или группе изобретений. В результате этой борьбы утверждается новая система изобретений, идей социальной логики. При этом система социальной логики опирается на систему социальных чувств, которая разрастается по мере социального развития. Отмечается могущественное влияние прессы на коллективную (общественную) психологию и коллективное (общественное) сознание.
Идеи О.Конта оказали определенное влияние на формирование концепции технологического развития общества в сочинениях Д.Белла. Последний анализировал доиндустриальную стадию и индустриальную стадию в развитии общества, а Д.Белл разработал прогноз формирования будущего постиндустриального общества. Осевой принцип Д.Белла отличается от осевого принципа К.Маркса в осмыслении основ развития общества [2]. В своей концепции развития общества Д.Белл считает осевым принципом технологию в отличие от К.Маркса, который считает осевым принципом производственные отношения. Он различает три стадии развития общества: стадию доиндустриального общества, стадию индустриального общества и стадию постиндустриального общества. Указывается на отличие постиндустриального общества от общества услуг, информационного общества и общества знания, т. к. они оцениваются как односторонний взгляд на общество и не дают представление об обществе в целом. Вместе с тем отмечается важная роль услуг, средств массовой информации и знаний в развитии постиндустриального общества. Различные типы общества рассматриваются с точки зрения их положения на технологической лестнице и используемых ресурсов для развития общества. В распределении ресурсов общества учитываются потребности военных и невоенных ведомств, потребности развития науки и техники. В США работа большинства ученых и инженеров связана с потребностями военного ведомства и необходимостью разработки военных технологий. Система социальных счетов позволяет оценивать ресурсы общества и издержки социального развития (частные и общественные издержки, загрязнение окружающей среды, травмы и болезни людей). С точки зрения издержек социального развития подвергается критике принцип экономизации.
В развитии каждого общества различаются три относительно обособленные сферы: технико-экономическая система, политическая система и культурная система. Каждая сфера общества может быть охарактеризована посредством своего осевого принципа. Например, технико-экономическая система характеризуется осевым принципом экономизации, политическая система характеризуется осевым принципом участия, культурная система характеризуется осевым принципом совершенствования личности. Рассматривается отношение человека к естественному миру, техническому миру и социальному миру. Отмечается антиномический характер культуры и анализируется развитие западного общества с точки зрения диалектики освобождения и обуздания (принуждения). В постиндустриальном обществе ученые, инженеры, технократы начинают конкурировать с политиками. Поведение личности становится противоречивым, порождающим трансформацию институтов общества. Д.Белл рассматривает развитие западного общества с точки зрения диалектики освобождения и обуздания (принуждения). Его интересуют социетальные изменения, которые происходят при переходе от одного типа общества к другому. По его мнению, определяющую роль в развития общества играют не технологии, а политические менеджеры, которые используют различные ресурсы для формирования политической системы. К доиндустриальному типу общества он относит страны, которые в основном используют технологии добычи природных ресурсов и неквалифицированную рабочую силу. К этому типу общества относится большая часть стран мира. К индустриальному типу общества относятся стран, которые используют машинные технологии для производства товаров посредством использования полуквалифицированных работников, природных ресурсов и энергетических ресурсов. К постиндустриальному типы общества относятся страны, которые используют высококвалифицированных работников, интеллектуальные технологии и научные ресурсы. Научные знания становятся источниками силы. В связи с общественными преобразованиями возрастает роль общественных наук. В прогнозировании социальных процессов приходится учитывать противоречивые отношения между людьми. Важную роль в постиндустриальном обществе играет интеллектуальная собственность и в нем возрастает значение сферы услуг в отличие от индустриального общества, в котором доминирует машинное производство. К типу постиндустриального общества относятся, например, европейские страны и США. Под империализмом понимается государственная политика по обеспечению страны природными ресурсами и рынками сбыта. Европейские страны и США относятся к ядру мировой экономики, а многие страны Азии, Африки и Латинской Америки, которые используют технологии добычи природных ресурсов, относятся к периферии мировой экономики. Страны периферии поставляют природные ресурсы для промышленного производства стран, которые относятся к типу индустриального общества и постиндустриального общества. Таким образом, возникают глобальные экономические взаимосвязи между различными странами мира.
Г.Маркузе описывает развитие индустриального общества, т. к. не видит возможностей его быстрого преобразования в другое общество [6–8]. Он признает тот факт, что использование машинных технологий в индустриальном обществе позволяет создать более привлекательный образ жизни, чем образ жизни в доиндустриальном обществе. Возникающие противоречия в индустриальном обществе, по его мнению, разрешаются посредством использования технологического метода. Для поддержания единства в индустриальном обществе используется образ врага. В индустриальном обществе сдерживаются качественные изменения, а допускаются преимущественно количественные изменения в виде массового выпуска стандартной продукции. В индустриальном обществе допускается наличие множества политических партий, плюрализм мнений, но они не приводят к качественным изменениям в жизни людей. В индустриальном обществе в результате игры господствующих интересов устанавливаются определенные правила игры. Таким образом, в индустриальном обществе кроме технологического метода используется также игровой метод. Жизнь людей превращается в возможность играть определенную роль в обществе. Однако неразумные игровая деятельность может приводить к проявлениям варварства. Возникающие протестные движения нарушают правила игры в индустриальном обществе. Технологии духовного производства стараются устранять из сферы общественного сознания понятия, которые указывают на определенные недостатки в развитии общества. Для описания явлений общественной жизни используются мифы. Мнение Э.Тоффлера о развитии индустриального общества и перспектив развития постиндустриального общества отличается от мнения Г.Маркузе. По мнению Э.Тоффлера, развитых страны мира происходит преобразование индустриального общества в постиндустриальное общество посредством супериндустриальной революции [13–15]. Поэтому он предлагает называть постиндустриальное общество супериндустриальным обществом. По его мнению, историческое развитие общества происходит волнообразно. Доиндустральное общество называется обществом Первой волны, индустриальное общество называется обществом Второй волны, а супериндустриальное общество называется обществом Третьей волны. В мировом сообществе идет политическая борьба между сторонниками общества Второй волны и сторонниками общества Третьей волны. Технологии рассматриваются не средством консервации общественной жизни, а как мотор в качественном преобразовании жизни людей. Топливом для работы этого двигателя общественного развития считаются знания. СМИ функционируют в соответствии с принципами, которые используются в процессе фабричного производства. Во время Второй волны СМИ в основном использовали почту и телефон, а во время Третьей волны СМИ активно используют ЭВМ. В результате этого появились машинные механизмы обработки, хранения и передачи социальной информации. Вторая волна накопила и заморозила большие объемы социальной памяти, а Третья волна обеспечивает эффективное функционирование социальной памяти для решения насущных проблем. Окружающая среда состоит из предметной среды и социальной среды. Предметная среда включает в себя естественные тела и искусственные тела. Современные технологии существенным образом видоизменяют окружающую среду и тем самым изменяют людей. Э.Тоффлер пишет об использовании экономических игр, политических игр, административных игр, интеллектуальных игр, информационных игр, компьютерных игр на региональном и глобальном уровне. По его мнению, государственная власть в США представляет из себя законодательную машину, а элита играет в представительство. В жизни человека все большую роль играют искусственные тела. Они имеют не только большое функциональное значение в жизни человека, но и психологическое значение. Качественные изменения в жизни людей происходят в связи с появлением новых товаров и новых услуг. В результате резких качественных изменений в жизни людей возникает футурошок. Для осмысления процесса общественных преобразований предлагается использовать положения диалектики.
Литература:
- Ахмадулин Е. В. Основы теории журналистики: Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт, 2019.
- Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М.: Academia, 2004.
- Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. — М.: Книга, 1988.
- Кисилев А. Г. Теория и практика массовой информации: общество — СМИ — власть. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
- Лебон Г. Психология народов и масс. — СПб.: Макет, 1995.
- Маркузе Г. Одномерный человек. — М.: REFL-book, 1994.
- Маркузе Г. Критическая теория общества. Избранные работы по философии и социальной критике. — М.: АСТ, 2011.
- Маркузе Г. Эрос и цивилизация. — К.: ИСА, 1995.
- Тард Г. Социальная логика. — СПб.: СПЦ, 1996.
- Тард Г. Общественное мнение и толпа. — М.: ЛЕНАНД, 2015.
- Тендит К. Н., Шелковникова Н. В. История журналистики. Ч. 1: Учебное пособие. — Комсомольск-на-Амуре: КнАГТУ, 2012.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сборник. — М.: Айрис-пресс, 2004.
- Тоффлер Э. Шок будущего. — М.: АСТ, 2001.
- Тоффлер Э. Третья волна. — М.: АСТ, 2004.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: АСТ, 2003.