В статье автор анализирует содержание предпринятого в России налогового маневра, который является правовым средством стимулирования развития отечественной IT-отрасли. Рассматриваются ключевые изменения, внесенные в налоговое законодательство, и их эффективность. Выявлены основные проблемы, возникающие по ходу реализации налогового маневра, и пути их решения. Обозреваются и анализируются планирующиеся дополнительные меры стимулирования. Приводятся мнения относительно благоприятности проведения данной налоговой политики. Автором сделан вывод о предельной серьезности и ответственности проведения налогового маневра, его преимущественной направленности на развитие конкурентных преимуществ цифровой экономики России.
Ключевые слова: цифровая экономика, налоговый маневр, налоговые ставки, IT-отрасль, технологии.
Одним из важнейших стимулов развития цифровой экономики служит разумный порядок налогообложения российского сегмента производства информационных технологий.
В международно-правовой плоскости не утратили своей актуальности инициативы ОЭСР, направленные на противодействие размыванию налоговой базы, в том числе, цифровыми гигантами, на актуализацию вопросов налогообложения прибыли в стране сбыта и вычленение параметров налогообложения, размывающих налоговую базу [6].
Но в российских реалиях гораздо более важным является вопрос о стимулировании развития IT-отрасли, особенно в связи с санкциями и пандемией. Ибо развитие этой отрасли — это акцент на разработку отечественного софта, цифровых платформ для образования и поддержка актуальных стартапов.
С инициативой по налоговому маневру по итогам совещания о развитии отрасли с участием представителей бизнеса выступил Президент РФ В. В. Путин [5].
Как следствие, в налоговое законодательство были внесены знаковые изменения, призванные изменить инвестиционный климат отрасли высоких технологий. Изменения затронули порядок исчисления НДС, применения пониженных ставок по налогу на прибыль и страховые взносы [2].
Льготные ставки по налогу на прибыль для IT-компаний носят беспрецедентный характер: по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет, в размере 3 %; в бюджет субъекта РФ в размере 0 % [1].
Это предусмотрено для организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий; разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для электронных вычислительных машин (далее — ЭВМ), базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора; оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники); устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, базы данных [1].
На практике часто возникали вопросы о применении терминов «разработка», «адаптация», «модификация», «установка», «тестирование», «сопровождение», «программа для электронных вычислительных машин», база данных, (программное средство и информационный продукт вычислительной техники)». Необходимость их подробного толкования возникла в связи с применением организациями в договорах и иных документах терминов (в том числе их версий на иностранных языках), которые не упоминаются в действующих нормативных правовых актах или в нормативно-технической документации, но аналогичны им по своему смыслу и содержанию.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, получив большое количество обращений по данному вопросу, подготовило Письмо «О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий», согласно которому при определении последствий использования таких терминов важно их смысловое значение [3].
Предусмотренные налоговые ставки будут применимы при наличии следующих условий: наличие у организации документа о государственной аккредитации; среднесписочная численность работников организации за отчетный (налоговый) период составляет не менее семи человек; не менее 90 % всех доходов по итогам отчетного (налогового) периода должны составлять доходы от деятельности в сфере IT [1].
Кардинальные изменения затрагивают и область взимания страховых взносов. С 2021 года ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составит 6,0 процентов; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 1,5 процента; на обязательное медицинское страхование — 0,1 процента [1].
Разумеется, существуют определенные проблемы, связанные с вхождением российских компаний в перечень льготных, но эти проблемы носят юридико-технический характер.
В рамках налогового маневра в сентябре 2021 была утверждена «Дорожная карта» мероприятий по созданию дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий [4].
Предусматривается выравнивание условий ведения бизнеса российских и иностранных (глобальных) компаний, а также системные меры поддержки отрасли информационных технологий. Большая часть этих изменений связана с новеллами налогового законодательства, затрагивающих различные объекты налогообложения.
К дополнительным защитным мерам относится введение института IT-омбудсмена, что говорит о своеобразной селекции «цифровых»-предпринимателей, о выделении их в отдельную группу.
Вторая часть перспективных юридических мероприятий направлена на принятие специальных мер для поддержки IT-отрасли. Это стимулирование разработки и внедрения отечественных технологий, внедрение электронных образовательных сервисов и стимулирование перехода на них посредством введения требований по обязательному использованию российского программного обеспечения (мессенджеры и видеоконференцсвязь) для школ и ВУЗов и многое другое. Интерес вызывают меры, направленные на развитие цифровых медицинских сервисов, отечественного офисного программного обеспечения и операционных систем, прогрессивные решения в сфере искусственного интеллекта. Стартапы будут поддержаны и в сфере разработки отечественных компьютерных игр и обеспечения информационной безопасности. В целом «Дорожная карта» направлена на создание оптимальных условий для развития IT-отрасли в России, на привлечение и размещение специалистов и компаний в преференциальных российских зонах развития предпринимательства. Привлекают планы Правительства РФ по снижению административной нагрузки, сокращению оттока IT-компаний из российской юрисдикции, повышению спроса на отечественное программное обеспечение и выводу его на зарубежные рынки.
В подтверждение благоприятности ныне создаваемых условий для ведения IT-бизнеса в России можно привести слова создателя международной компании «Лаборатория Касперского» Евгения Касперского, подтвердившего твердые намерения оставаться в России, поскольку дух национального налогового законодательства можно охарактеризовать кратко словами «как в раю» [7].
Каковы противоречия предложенного маневра, что уже сейчас вызывает у экспертов и отрасли вопросы. Это вопросы амортизационной политики, бухгалтерского и налогового учета; это вопросы налогообложения рекламы в отношении отечественного софта и передачи прав на него.
Как видим, налоговый маневр в российской отрасли информационных технологий — это серьезный и ответственный шаг для развития конкурентных преимуществ цифровой экономики России. Несомненно, реализация поставленных целей и задач принесет значительные выгоды для российской экономики в новых технологических условиях. Однако, выражаясь военным языком, маневр, предполагающий изменение скорости, направления движения в ходе выполнения «боевой» задачи — это многоходовая комбинация всего лишь с использованием одного правового средства, новой системы налогообложения, но с конкретной целью достижения конкурентных преимуществ развития отечественной индустрии информационных технологий.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021). — Текст: электронный // pravo.gov.ru: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102067058 (дата обращения: 01.10.2021).
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». — Текст: электронный // pravo.gov.ru: [сайт]. — URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102799954 (дата обращения: 01.10.2021).
- Письмо Минцифры России от 07.09.2021 № П11–2-05–200–38749 «О рассмотрении обращений субъектов предпринимательской деятельности и заинтересованных лиц в сфере информационных технологий». — Текст: электронный // consultant.ru: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_395075/ (дата обращения: 05.10.2021).
- План мероприятий («дорожная карта») «Создание дополнительных условий для развития отрасли информационных технологий». — Текст: электронный // government.ru: [сайт]. — URL: http://government.ru/docs/43255/ (дата обращения: 06.10.2021).
- Совещание по вопросам развития информационно-коммуникационных технологий и связи. — Текст: электронный // kremlin.ru: [сайт]. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63493 (дата обращения: 30.09.2021).
- BEPS Actions. — Текст: электронный // oecd.org: [сайт]. — URL: https://www.oecd.org/tax/beps/beps-actions/ (дата обращения: 10.10.2021).
- Kaspersky diversifies from cyber security after spying allegations. Financial Times. — Текст: электронный // ft.com: [сайт]. — URL: https://www.ft.com/content/d8f27227-bdc4–4b8d-a361–345d3de0738a (дата обращения: 10.10.2021).