В статье автор рассматривает проблемы региональных ИТ компаний в связи с налоговым маневром 2021г. и предлагает временные изменения для региональных правительств.
Ключевые слова: региональные ИТ компании, налоговые льготы 2021 г., создание систем планирования ресурсов и управления процессами.
В ИТ-бизнесе лидируют с большим отрывом ИТ-компании Москвы и Санкт-Петербурга, на которые, по данным [1], приходится 50 % валового продукта отрасли и 80 % экспортной выручки. Они занимают ведущее место в разработке программного обеспечения для линий связи, правительственных, финансовых учреждений, госкорпораций. Следующие согласно рейтингу региональные компании Новосибирской и Нижегородской областей создают по 5 % валового продукта, Татарстана — 4 %, а Самарской области, занимающей в общем рейтинге 7-е место, создают около 2 % совокупного дохода.
Региональные ИТ-компании занимаются, в большей степени, созданием сайтов, продажей и обслуживанием готового программного обеспечения, аппаратных средств и, в меньшей степени, разработкой нового программного обеспечения.
ИТ-компании могут платить налоги по ОСН (общей системе налогообложения) или по УСН (упрощенной системе налогообложения), если в них работают меньше 100 человек, доходы не превышают 150 млн. руб. в год, нет филиалов, а доля других юридических лиц в уставном капитале не превышает 25 %. Причем, можно выбрать из двух разновидностей УСН:
– УСН доходы (Базовая ставка — 6 % с доходов организации).
– УСН доходы минус расходы (Базовая ставка — 15 % с разницы между доходами и расходами организации).
В целях ускорения развития ИТ-отрасли и цифровизации страны правительством РФ принято постановление [2], cогласно которому с 1 января 2021 года вводятся льготы и налоговые изменения для ИТ компаний, установленные в статье 427 Налогового Кодекса РФ и представленные в таблице 1.
Таблица 1
Налоги |
Новые правила |
Старые правила (применялись в 2020г.) |
Ставка налога на прибыль (для компаний, работающих по ОСН) |
3 % |
20 % |
Общая ставка страховых взносов (для компаний, работающих по ОСН и УСН) |
7.6 % |
14 % |
НДС (для компаний, работающих по ОСН) |
0 % (только для ПО зарегистрированном в Реестре отечественного ПО) |
0 % |
УСН доходы |
6 %, (при этом сумма налога уменьшается на величину страховых взносов, но не более чем на половину от суммы налога, в среднем, это около 20 %) |
6 % |
УСН доходы минус расходы |
15 % (при этом сумма налога уменьшается на величину страховых взносов, но общее снижение налога несколько ниже, в среднем, 17 %) |
15 % |
Однако льготы по налогу на прибыль и страховым взносам доступны только тем компаниям, которые удовлетворяют следующим трем условиям:
- наличие документа о государственной аккредитации или свидетельства, удостоверяющего регистрацию компании в особой экономической зоне;
- доля полученной выручки от продажи разработанного ПО для ЭВМ, баз данных, предоставления прав использования программ, баз данных по лицензионным договорам должна составлять не менее 90 % общих доходов организации;
- сохранение средней численности работников организации в количестве не менее 7 человек.
Анализ этих ограничений показывает, что региональным ИТ компаниям будет сложно удовлетворять первым двум условиям.
Так, из имеющихся в РФ более 50 тысяч ИТ компаний, в данный момент только около 11 тысяч прошли государственную аккредитацию. В Самарской области этому требованию могут содействовать региональные власти, разрешив регистрацию необходимым ИТ компаниям в особой экономической зоне «Тольятти», о чем мы отмечали в [3].
Второе ограничение подходит только для разработчиков ПО и баз данных или согласно пункту 3 статьи 427 НК РФ для организаций, которые разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных, оказывают услуги по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных, устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ. Такие сферы деятельности ИТ компаний, как интернет-маркетинг, интернет-реклама, дизайн, обслуживание ПК и сетей (системные администраторы), сборка и продажа ПК, создание электронных СМИ и многие другие, под категорию льготников не подпадают. Чтобы удовлетворить этому ограничению, ИТ компаниям надо вывести в отдельную фирму сферы деятельности, не подпадающие под категорию льготного ПО. В этом случае, согласно разъяснениям Минфин в письме от 23.11.2020г № 03–03–06/1/101948, они смогут получать льготы по страховым взносам не ранее предшествующих девяти месяцев календарного года.
Для ИТ-компаний, работающих по схеме ОСН, с 1 января 2021 года реализация исключительных и неисключительных прав на программное обеспечение и базы данных будет освобождаться от НДС только в том случае, если они включены в Единый реестр российских программ. Это важно для ускорения импортозамещения.
Таким образом, использование льготного режима для региональных ИТ-компаний связано с большими проблемами.
Рассматривая изменения в налогах с точки зрения стратегических задач страны по ускорению развития экономики и информационных технологий, следует отметить, что региональные ИТ-компании максимально востребованы
для решения таких главных направлений, как создание систем планирования ресурсов и управления процессами на предприятиях и организациях. Разработка цифровых двойников рабочих процессов, моделей непрерывной оптимизации бизнеса, аналитики для управленческих процессов на базе больших данных (Big Data) и машинного обучения (Machine Learning), как показывает мировая практика, очень эффективны [4], но требуют тесной связи на местах ИТ- компаний и объектов внедрения. Ещё существующие попытки решить эти задачи силами своих ИТ сотрудников связаны с накоплением опыта и поэтому затратны по времени и финансам. С учетом конечной цели налогового маневра повышается значение региональных ИТ компаний в решении конкретных задач цифровизации экономики.
Кроме этого, многие регионы имеют большой потенциал в виде образовательных учреждений (школ и университетов) с хорошей физико-математической подготовкой и большого количества молодых людей, увлеченных информационными технологиями, который следует поддерживать и использовать.
В связи с вышеотмеченным представляется целесообразным обратить внимание региональных властей на необходимость поддержки региональных ИТ компаний в данный момент развития. Так, в Ульяновской области [5], Татарстане [6] намерены реализовать свои возможности по временному сокращению налогов в местные бюджеты от ИТ компаний.
В итоге, следует рекомендовать региональным правительствам:
– способствовать установлению тесных связей промышленных и ИТ компаний с целью ускорения внедрения цифровизации в региональную экономику и управление;
– принять меры для создания временных льгот для региональных ИТ компаний.
Литература:
- Рейтинг регионов: Разработка ПО в России в региональном разрезе. — Текст: электронный // РУССОФТ: [сайт]. — URL https://russoft.org/wp-content/uploads/2020/12/2020-Rejting-regionov.pdf (дата обращения: 05.02.2021).
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» //Российская газета. № 173. 2020.6 авг.
- Белоглазов И. Ю. Правовые проблемы IT-компаний в промышленно-производственной особой экономической зоне «Тольятти» / И. Ю. Белоглазов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 50 (340). — URL: https://moluch.ru/archive/340/76507/ (дата обращения: 15.12.2020).
- Бекасов. Возможности «Сименс» для цифровой трансформации промышленных производств / Бекасов Дмитрий. — Текст: непосредственный // Control Enginееring Россия. — 2018. — № май. — С. 60–65.
- Налоговые льготы для ульяновских ИТ-компаний будут действовать еще четыре года. Текст: электронный // Ульяновск сегодня.: [сайт]. — URL http://ultoday73.ru/nalogovye-lgoty-dlya-ulyanovskih-it-kompanij-budut-dejstvovat-eshhe-chetyre-goda/ (дата обращения: 05.02.2021).
- Правительство РФ направит 464 млн рублей на улучшение инфраструктуры в ОЭЗ «Алабуга». Текст: электронный // БИЗНЕСONLINE: [сайт]. — URL https://www.business-gazeta.ru/news/491931 / (дата обращения: 11.12.2020).