Изменения в налоговом законодательстве в период коронавирусной инфекции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Харламова, А. В. Изменения в налоговом законодательстве в период коронавирусной инфекции / А. В. Харламова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 470-473. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97441/ (дата обращения: 21.12.2024).



Изменения в налоговом законодательстве происходят не так часто. Но всё же происходят по причинам, меняющим жизнь гражданина. В 2020 появление коронавирусной инфекции повлекло изменения цифр в экономиках стран всего мира.

Для поддержки стабильности настроений среди народа и экономической стабильности, в России был произведён ряд мер. Говоря о налоговом законодательстве, стоит выделить направления и сферы, связанные с изменениями налогового законодательства в России. Были внесены изменения в пользу налогоплательщиков в НК РФ, что является мерой, направленной на устранение ситуаций с недоимками со стороны налогоплательщиков.

Меры, которые были сделаны из-за распространения коронавируса: сроки сдачи отчетности и уплаты ряда платежей перенесены. Основные изменения в налоговом законодательстве в 2020 году к текущему моменту были проведены с НДС, НДФЛ, налогом на прибыль, ЕСХН, УСН, транспортным налогом и налогом на имущество.

Рассмотрим некоторые изменения подробнее.

Первой мерой к сохранению населения был Указ Президента Российской Федерации от 25.03.2020 с 30 марта по 03 апреля 2020 года. Им были установлены «нерабочие дни», не являющиеся «нерабочими праздничными» или «выходными» днями, о которых идет речь в статье 6.1 НК РФ, возник вопрос о том, признаются ли эти дни рабочими по смыслу НК РФ.

Было запоздание, но указанная проблема получила решение в налоговых целях — пункты 6 и 7 статьи 6.1 НК РФ дополнены ссылкой на то, что введенные Указом Президента «нерабочие» дни не признаются рабочими, как и обычные выходные. Следовательно, сроки, истекающие в указанные дни, должны быть перенесены на первый следующий рабочий день — на дату настоящего алерта таковым должно признаваться 06 апреля. Исполнение налоговых обязанностей до этой даты возможно, но не является обязательным. Следует отметить, что ранее Минфин России официальным толкованием позволил перенести и сроки сдачи годовой бухгалтерской отчетности на 06 апреля 2020 года.

Как налоговая мера, Президентом было предложено ввести налогообложение по ставке 13 % процентных доходов по банковским вкладам или инвестициям в долговые ценные бумаги, если сумма вклада составляет свыше 1 миллиона рублей. В тексте законопроекта реализация этой идеи выглядит несколько по-другому, представляя собой фактическое введение прогрессивного налогообложения для физических лиц.

Применительно к банковским вкладам новой редакцией статьи 214.2 НК РФ с 2021 года предложено учитывать в составе доходов сумму процентов по всем вкладам в российских банках, превышающую расчетную величину «вычета». Последняя определяется как 1 млн. руб., умноженный на ключевую ставку ЦБ РФ, установленную на первое число налогового периода. Правило о налоговой ставке 35 % по вкладам с высокой процентной ставкой отменяется.

По сути, ограничение суммы вклада 1 миллион рублей фактически не применяется — если ставка по вкладу окажется выше ключевой ставки, под налогообложение будут попадать также вклады менее 1 миллиона рублей. Кроме того, предлагается учитывать не каждый вклад в отдельности, а все вклады физического лица в сумме.

Это правило не затрагивает процентные доходы по счетам эскроу, а также по счетам, процентная ставка по которым не превышает 1 процента годовых.

Значимые послабления тем же законопроектом вводятся применительно к страховым взносам для субъектов малого или среднего предпринимательства (МСП). Критерии отнесения бизнеса к такому типу описываются статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Помимо прочих требований (к составу участников хозяйственных обществ и видам их деятельности) ключевыми являются критерии по среднесписочной численности (как правило, не выше 250 человек) и по годовому доходу (для средних предприятий — до 2 миллиарда рублей). Кроме этого закон требует внесения субъектов МСП в соответствующий реестр на начало года, ведение которого осуществляет налоговый орган в автоматическом режиме.

Относительно к субъектам МСП для ежемесячных выплат в пользу сотрудников свыше установленного на начало года размера МРОТ есть специальные ставки страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, равное 10 % (в пределах МРОТ указанная ставка составляет 22 %).

Выделим, что ставки взносов для субъектов МСП при выплатах выше МРОТ, при достижении предельной величины базы для исчисления взносов будут аналогичны применяющемся сегодня к базе свыше этой предельной величины: 10 % на пенсионное обеспечение, 5 % будет на обязательное медицинское страхование, 0 % на обязательное социальной страхование на случай временной нетрудоспособности. Есть исключение, что социальное страхование от несчастных случаев остаётся без изменений.

Применение Новых ставок взносов обозначено с 01.04.2020 до конца расчетного периода 2020 года. Однако эти же правила будут действовать и с 2021 года.

Кроме того, названным проектом Постановления Правительства Российской Федерации предусмотрены следующие важные для налогообложения меры:

1) Приостановление до 01.06.2020 вынесения решений о назначении выездных налоговых проверок и проверок в области контроля за ТЦО, а также приостановление до указанной даты проведение начатых проверок;

2) Приостановление до 01.06.2020 течения сроков, предусмотренных НК РФ, в отношении указанных проверок, а также процедур, предусмотренных статьями 100, 101, 101.4 НК РФ (иными словами, на период «моратория» будут продлены все процедурные сроки проведения проверок и рассмотрения их материалов с вынесением решений по их итогам);

3) Приостановление до 01.06.2020 проверок в области валютного контроля, если до указанной даты не истекают сроки давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения;

4) продление на три месяца срока предоставления налоговой отчетности (кроме деклараций по НДС), срок предоставления которой приходится на март-май 2020 года, а также приостановление до 01.06.2020 вынесения решений о приостановлении операций по счетам в связи с непредоставлением деклараций или ненаправлением квитанций о приеме документов по ТКС;

5) Продление на 20 рабочих дней сроков предоставления информации (документов) по требованиям налоговых органов, если срок их предоставления приходится на март-май 2020 года; освобождение от ответственности по статье 126 НК РФ за непредоставление документов в этот период;

6) Продление на три месяца срока подачи заявлений о переходе на налоговый мониторинг с 2021 года;

7) Увеличение на 6 месяцев предельных сроков направления требования об уплате и принятия решения о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Выделим, что часть этих мер в части приостановления проверок (в области законодательства о налогообложении, о ККТ и о валютном регулировании) до 01.05.2020 и обеспечения именно дистанционного взаимодействия с налогоплательщиками реализовалась Приказом ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7–2/181@. Также Приказом оглашено об обеспечении проведения процедур рассмотрения материалов налоговых проверок с использованием систем ТКС. Всё же, если будут реализованы предложенные Правительством меры, вероятно, потребность отпадает ввиду продления всех процедурных сроков.

Именно Правительством выносятся предложением к утверждению новые правила предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, при которых предлагается не начислять пени за период с марта по май 2020 года по налогам, сроки уплаты которых наступили в 2020 году.

Эти правила будут действовать для налогоплательщиков («заинтересованных лиц»), ведущих деятельность в тех сферах, которые могут являться наиболее пострадавший отраслью российской экономики по упомянутому выше перечню, но именно так, что охватывает не только субъектов МСП. Отдельно Правительством для применения этих правил определен перечень стратегических, системообразующих или градообразующих организаций, ведущих деятельность в отраслях российской экономики по соответствующим распоряжениям (Правилами предусмотрены особенности рассрочки и отсрочки для этих компаний).

Ключевыми условия для предоставления отсрочки или рассрочки (достаточно одного) могут являться:

  1. Снижение доходов более чем на 10 % (год к году);
  2. Снижение более чем на 10 % доходов от реализации по операциям, облагаемым по ставке НДС 0 %;
  3. Получение убытка в отчетных периодах 2020 года при условии, что в 2019 году убыток отсутствовал;

Субъекты МСП, применяющие налоговые спецрежимы, отсрочка может быть предоставлена автоматически, без заявления и вынесения специального решения по налогам, срок уплаты которых наступит после вступления правил в силу.

Сокращен перечень прилагаемых к заявлению документов при обращении за рассрочкой (отсрочкой). Предоставление банковской гарантии требуется при предоставлении отсрочки или рассрочки на срок свыше 6 месяцев (альтернатива в виде залога недвижимости или поручительства сохраняется). Если будут нарушены условия отсрочки, то будут начисляться пени в размере 1/100 ставки рефинансирования.

Отсрочку по уплате можно назвать промежуток времени от 3 до 12 месяцев в зависимости от показателей компании. Например, для организаций, не относящихся к стратегическим, системообразующим, градообразующим, отсрочка на 6 месяцев может быть предоставлена при условии снижения выручки более чем на 20 %.

Максимальным периодом рассрочки является промежуток от 3 до 5 лет в зависимости от снижения показателей организации и ее статуса. В частности, для крупнейших налогоплательщиков при снижении выручки свыше 50 % рассрочка в виде ежемесячных платежей предоставляется по графику на срок до 5 лет.

Помимо мер поддержки предусматриваются шаги, повышающие налоговую нагрузку в следующих случаях.

1. Отмена пониженной ставки по дивидендам и процентам согласно международным соглашениям

Правительству РФ до 25 декабря 2020 года поручено определить перечень международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и обеспечить внесение в них изменений, предусматривающих налогообложение по ставке 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а в случае недостижения договоренностей о внесении соответствующих изменений прекратить действие таких договоров.

По информации Минфина России, указанные изменения будут применяться к транзитным юрисдикциям (Кипр и аналогичные) и не затронут процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний, займам, предоставляемым иностранными банками.

2. НДФЛ по вкладам

1 апреля 2020 года Президент РФ подписал закон, вносящий изменения в НК РФ, предусматривающий, что доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат налогообложению. Налоговую базу в этом случае налоговый орган посчитает как превышение суммы доходов в виде процентов, полученных налогоплательщиком в течение налогового периода по всем вкладам (остаткам на счетах) в указанных банках, над суммой процентов, рассчитанной как произведение одного миллиона рублей и ключевой ставки Банка России, действующей на первое число налогового периода. При определении налоговой базы в соответствии с настоящим пунктом не учитываются доходы в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в рублях в банках, находящихся на территории РФ, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1 процента годовых, а также по счетам эскроу.

Кроме того, придется заплатить НДФЛ по ставке 13 % доходов в виде процента (купона, дисконта), полученных по обращающимся облигациям российских организаций, номинированным в рублях и эмитированным после 1 января 2017 года, а также по государственным (муниципальным) ценным бумагам.

Данные изменения вступают в силу 1 января 2021 года. По итогам налогового периода информация о вкладах будет направляться банками в налоговый орган, и налог будет уплачиваться физическими лицами самостоятельно на основании полученного от налогового органа уведомления до 1 декабря года, следующего за окончанием налогового периода.

Таким образом, в налоговый кодекс были внесены изменения, направленные на помощь налогоплательщикам, страдающих от ситуации, которая была распространена во всём мире. Это те изменения законодательства пандемийного времени, были логичны и очень нужны для закрытия вопросов выплат, переноса сроков или изменения каких-либо сумм. Но также были внесены меры для скорейшего восстановления бюджета России, так как экономические упущения, пройденные во время коронавируса, нужно было отыграть на последующем времени.

Литература:

  1. Внесены «короновирусные» поправки в НК РФ. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/news/1362861/.
  2. В НДФЛ, УСН и ЕСХН внесли изменения в связи с коронавирусом. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://its.1c.ru/db/newscomm/content/468950/hdoc.
  3. Обзор: «Основные изменения налогового законодательства в 2020 году» // Консультант Плюс, 2019. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332619/.
  4. Очередные поправки в НК РФ, вызванные угрозой распространения коронавируса. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.eg-online.ru/article/419208/.
  5. Принят закон о списании налогов и взносов за второй квартал. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://its.1c.ru/db/newscomm/content/469332/hdoc.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, налоговый период, Российская Федерация, вклад, изменение, налоговое законодательство, вид процентов, вынесение решений, налоговый орган, налоговая база.


Задать вопрос