Налоговая политика представляет собой систему действий, мероприятий, проводимых государством в области налогообложения, основными задачами которой являются обеспечение финансовыми ресурсами, экономическое регулирование. В статье проведено исследование формирования налоговой политики Российской Федерации на среднесрочную перспективу до 2022 года.
Ключевые слова: налоговая политика, деофшоризация, налогообложение, налоговая система, ставки налогов, налоговые льготы
Налоговая политика в Российской Федерации реализуется органами власти в рамках различных программ. Министерством финансов Российской Федерации разработаны «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», данные направления разработаны в соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации с учетом итогов реализации бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на период до 2019–2021 годов. При подготовке данного документа были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.
При проведении налоговой политики нужно обозначить три ключевых направления, которые представлены следующими мерами:
— системные меры, направленные на формирование стабильных налоговых условий. Главные изменения затронут нефтегазовый сектор, а именно планируется фиксация налоговых условий для достижения национальных целей развития, поставленных Президентом РФ;
— стимулирующие налоговые и финансовые меры, которые включают в себя: отмену налога на движимое имущество, тормозящего развитие и внедрение новых технологий, расширение сферы применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций, занимающихся строительством коммунальных, транспортных и социальных объектов; установление пониженных ставок к уплате страховых взносов в отношении резидентов, находящихся на территории опережающего социально-экономического развития в Дальневосточном федеральном округе; [7, 8]
— меры отраслевого характера, затрагивающие помимо нефтяного сектора также развитие инфраструктуры. Для достижения этих целей в структуре доходной части федерального бюджета сформирован соответствующий Фонд развития. Размер вложенных средств составляет до 4 трлн руб. на период до 2024 г., осуществляемый за счет дополнительных государственных заимствований.
Важным направлением проводимой налоговой политики является облегчение администрирования и снижение административных издержек. Для этого будет разработан специальный налоговый режим, обеспечивающий благоприятные условия для деятельности малого бизнеса — система налогообложения в виде налога на профессиональный доход. [12, 13]
Важным событием для роста экономики страны является начатый процесс деофшоризации российского капитала за рубежом. Ещё в 2013 году Правительство РФ по поручению Президента РФ начало разработку нормативных правовых документаций, направленных на недопущение вывода средств из Российской Федерации. Также был принят Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
Вместе с тем, по рекомендации Министерства финансов Российской Федерации в налоговое законодательство предусмотрено внесение изменений, касающихся иного подхода к налогообложению физических лиц, получающих доходы. В НК РФ в п. 2 ст. 207 прописано, что налоговыми резидентами признаются лица, пробывшие на территории РФ не менее 183 дней в течение 12 месяцев. Порог предлагается снизить до 90 дней. Также планируется введение ставки 13 % НДФЛ для налоговых нерезидентов.
Таким образом, основной целью налоговой политики в Российской Федерации является создания условий для развития бизнеса, привлечения инвестиций с целью финансово-экономического развития России.
В то же время распространение новой коронавирусной инфекции в 2020 году оказало значительное влияние на динамику доходов и расходов региональных бюджетов. Так, за первые 8 месяцев текущего года налоговые и неналоговые доходы регионов снизились на 7 % г/г. При этом география влияния кризиса на доходы субъектов неравномерна: так, в ресурсодобывающих регионах сокращение превысило 12,2 % г/г, в то время как в столичных агломерациях сложилась более устойчивая динамика (-5,1 %).
Сдерживание распространения эпидемии посредством мер социального дистанцирования и «карантинных» ограничений направлено на сглаживание пиков заболеваемости в целях минимизации рисков «перегрузки» мощностей системы здравоохранения и сопутствующего снижения эффективности лечения. При этом финансовые потери подверженных ограничениям секторов и компаний создают риски дестабилизирующей рынок труда оптимизации расходов.
Соответственно, с точки зрения смягчения экономических последствий борьбы с пандемией задача:
— с одной стороны, оперативно укрепить мощности системы здравоохранения (в том числе для создания возможности сворачивания/облегчения «карантинных» ограничений);
— с другой стороны, избежать скатывания в кризисную спираль (снижение доходов бизнеса — сокращение занятости и доходов граждан — сокращение спроса — снижение доходов бизнеса).
Соответственно, антикризисные программы поддержки ориентированы в первую очередь на решении этих задач с акцентом на следующих направлениях:
- Укрепление системы здравоохранения;
- Поддержка доходов граждан;
- Поддержка МСП как наиболее уязвимого сегмента отечественного бизнеса;
- Поддержка отраслей и компаний, где деятельность временно приостанавливалась;
- Поддержка бюджетов регионов и внебюджетных фондов.
В целом антикризисные программы являются действенными и своевременными:
— Темпы распространения эпидемии удается сгладить, что наряду с реализацией мер, направленных на повышение устойчивости системы к эпидемиологическим шокам, создает возможность для сворачивания наиболее болезненных «карантинных» ограничений, не подвергая риску неконтролируемого роста смертности.
— Сохраняется устойчивость нефинансового сектора. Значительная часть вынужденных потерь добавленной стоимости в секторах, где деятельность приостанавливалась, в целом абсорбируется различными программами поддержки, а реструктуризация сроков уплаты обязательных платежей наряду с расширением доступа к программам льготного финансирования позволяет избежать массовых проблем с платежной дисциплиной.
Операционная рентабельность ненефтегазового сектора, хоть и снизилась по итогам 2 квартала 2020 года, остается на уровне, не представляющем угрозы для финансовой устойчивости как самого сектора, так и кредиторов (учитывая в том числе невысокий уровень долговой нагрузка).
— Ситуация на рынке труда остается под контролем. Уровень безработицы увеличился с 4,6 % в марте до 6,4 % в августе, что безусловно свидетельствует о повышенной напряженности, однако не представляется критическим уровнем как в историческом контексте (в кризис 2008–2009 гг. безработица превышала 9 %), так и в сравнении с другими странами. Сдержанному росту безработицы, в том числе, способствует реализация программ грантовой и кредитной поддержки пострадавших отраслей, обуславливающие предоставление субсидий сохранением занятости.
В целом влияние кризиса на трудовые доходы граждан сдержанное: динамика фонда оплаты труда организаций замедлилась во втором квартале 2020 года, но сохранилась в положительной области (+0,5 % г/г в реальном выражении). В пострадавших отраслях уровень расходов на оплату труда снизился (-7,2 % г/г в реальном выражении), однако в гораздо меньших масштабах чем сокращение коммерческих доходов этих отраслей в связи с введенными ограничениями.
Литература:
- Солянникова С. П., Аландаров Р. А., Горлова О. С., и др. Федеральный бюджет на 2019–2021 годы: сбалансированность или экономический рост? // Финансы: теория и практика. 2018. Т. 22. № S11. С. 4–41.
- Зарипова Н. Д. Налоговое регулирование организаций через налоговые льготы //Экономические науки. -2019. -№ 6. -С. 182–185
- Ахмадеев Р. Г., Быканова О. А. Налоговый маневр по НДС и страховым взносам: фискальная нейтральность// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 47–50.
- Крайнова Е. М. Сущность корпоративного налогового планирования и характеристика его компонентов // Экономика. Бизнес. Финансы. 2019. № 4. С. 7–9.
- Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn66//.
- Консультант Плюс [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/, свободный.
- Информация Минфина России от 1 октября 2020 г. «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». — Текст : электронный // Гарант.ру : [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74626236/ (дата обращения: 29.10.2020).