Необходимые изменения для поддержки развития малого бизнеса в сфере информационных технологий в условиях нового времени | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №15 (410) апрель 2022 г.

Дата публикации: 15.04.2022

Статья просмотрена: 213 раз

Библиографическое описание:

Григорьева, Е. Ю. Необходимые изменения для поддержки развития малого бизнеса в сфере информационных технологий в условиях нового времени / Е. Ю. Григорьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 15 (410). — С. 96-99. — URL: https://moluch.ru/archive/410/90347/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье приведён анализ мер поддержки, направленных на обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий в период постковидной ситуации и в условиях недружественных действий и санкционного давления иностранных государств и международных организаций на Российскую Федерацию. Приведены потери малого предпринимательства. Описаны принятые Указом Президента Российской Федерации меры поддержки предпринимательства в сфере информационных технологий. Проанализирована их доступность, выявлены трудности с получением таких мер поддержки предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями, предложен путь совершенствования данных мер поддержки.

Ключевые слова: малый бизнес, пандемия, санкции, меры поддержки, информационные технологии, развитие предпринимательства.

В условиях, когда эпидемиологическая ситуация серьёзно ударила по активно развивающемуся малому и среднему бизнесу, российские предприниматели столкнулись с негативными последствиями, затронувшими с начала 2020 года порядка 4,17 млн. компаний сектора МСП от общего числа 6,05 млн. Более 56 % малых компаний не работало, оборот их снизился на 3,1 трлн руб. [1]. Тогда Правительством Российской Федерации были приняты меры по ограничению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и разработан ряд мер, направленных на поддержку предпринимательства в наиболее пострадавших сферах.

В начале 2022 года были сняты «коронавирусные» ограничения, бизнес за счёт разработанных мер начал частично оправляться от последствий эпидемии, но в связи с возникшим колоссальным санкционным давлением на Российскую Федерацию со стороны недружественных стран, потребовались новые, быстрые и эффективные решения для поддержки отечественного бизнеса, в частности сектора информационных технологий.

В этой связи, Указом Президента Российской Федерации от 02.03.2022 г. № 83 были утверждены мероприятия, направленные на обеспечение ускоренного развития отрасли информационных технологий. Среди таковых — выделение ежегодно из федерального бюджета бюджетных ассигнований на осуществление грантовой поддержки перспективных разработок отечественных решений в области информационных технологий [2]. Требования к получателям данных средств и порядок получения определены действующими правилами и положениями о проведении конкурсных отборов опубликованных на сайтах операторов грантовых программ — РФРИТ, Фонд Сколково и ФСИ [3].

При этом Правительством Российской Федерации принимаются меры по консолидации и стимулированию закупок государственными и муниципальными заказчиками, а также отдельными юридическими лицами критически важных отечественных разработок в области информационных технологий [4] и меры по упрощению порядка проведения таких закупок. Согласно данным открытых источников, в настоящее время в реестре таковых представлены разработки около 30 компаний, а процедура «входа» в реестр непрозрачна.

Помимо усиления адресной поддержки разработчиков ИТ-решений, Указом Президента определён обширный перечень мероприятий, претендовать на получение которых могут только аккредитованные Минцифры России организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий (далее — аккредитованные компании). Среди таковых мероприятий — освобождение от уплаты налога на прибыль и проверок контрольными органами на три года, льготные кредиты на продолжение работы и новые проекты по ставке до 3 %, отсрочки действующим сотрудникам IT-компаний в возрасте до 27 лет от призыва на военную службу и программы льготной ипотеки, выделение средств на улучшение жилищных условий сотрудников, повышение зарплат, упрощенное трудоустройство иностранных кадров, налоговые льготы и преференции для разработчиков отечественного ПО и получателей доходов от рекламы.

При этом существуют ограничения по видам экономической деятельности (кодам ОКВЭД) ИТ-компаний, претендующих на получение государственной аккредитации. В реестр аккредитованных компаний в сфере информационных технологий могут быть включены только те компании, основная деятельность которых определена следующими кодами ОКВЭД: 62.01, 62.02, 62.02.1, 62.02.4, 62.03.13, 62.09, 63.11.1 [5].

Подача заявок заявителями на включение в реестр аккредитованных компаний происходит в электронной форме через портал Госуслуги [6]. При достаточной быстроте рассмотрения ведомством (Минцифры России) заявок на включение в реестр аккредитованных компаний — срок обработки заявлений не превышает 1 дня, компании-заявители сталкиваются со следующими сложностями: создать учётную запись юридического лица на портале Госуслуги возможно только из подтверждённой учётной записи физического лица — руководителя организации или его доверенного лица, для чего требуется предварительное приобретение в аккредитованном Минцифры России удостоверяющем центре квалифицированной электронной цифровой подписи юридического лица. При этом есть риск, что если квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи был приобретён на имя другого сотрудника организации, то эта проверка не будет пройдена и регистрация кабинета юридического лица на портале Госуслуги будет невозможна [7]. Применение электронной подписи для регистрации учётной записи юридического лица обусловлено необходимостью проверки личности руководителя путём сопоставления данных руководителя, использованных для регистрации на портале Госуслуги, со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Наличие статуса аккредитованной компании не является единственным требованием к претендентам на получение вышеуказанных мер поддержки: льготы положены только тем аккредитованным компаниям, IT-деятельность которых должна приносить не менее 90 % от общего числа доходов, а численность сотрудников составлять не менее 7 человек [8].

Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого предпринимательства [9], из 46423 юридических лиц, осуществляющих деятельность в области информационных технологий по видам, соответствующим требованиям к ОКВЭД, только 8,53 % могут воспользоваться вышеуказанными мерами поддержки, так как имеют среднюю списочную численность сотрудников более 7 человек, остальные 91,47 % имеют штат сотрудников менее 7 человек и претендовать на получение вышеуказанных мер поддержки не могут, среди таковых это микро- и малые компании и компании не являющиеся субъектами малого предпринимательства; данные из реестра за 2021 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Распределение количества субъектов малого предпринимательства — юридических лиц по категориям и видам экономической деятельности, с указанием количества субъектов предпринимательства и средней списочной численности сотрудников в каждой категории

Вид экономической деятельности

(код ОКВЭД)

Юридические лица

Микро

Малые

Средние

Не СМП

Всего

Кол-во субъектов

Среднее кол-во сотрудников

Кол-во субъектов

Среднее кол-во сотрудников

Кол-во субъектов

Среднее кол-во сотрудников

Кол-во субъектов

Среднее кол-во сотрудников

63.11.1

4955

4

591

31

38

118

62

2

5646

62.09

7065

3

518

32

26

97

102

2

7711

62.03.13

87

5

6

35

-

-

2

0

95

62.02.4

27

4

1

3

-

-

-

-

28

62.02.1

55

3

3

42

-

-

-

-

58

62.02

5997

3

364

31

16

101

58

2

6435

62.01

23785

4

2258

36

139

135

268

2

26450

Итого

41971

-

3741

-

219

-

492

-

46423

Также в Едином реестре субъектов малого предпринимательства из 135605 субъектов предпринимательства, осуществляющих экономическую деятельность по вышеуказанным видам, 89182 — это более 65,8 % от общего числа, являются индивидуальными предпринимателями, которые, согласно предъявляемым требованиям к видам экономической деятельности, могли бы войти в реестр аккредитованных компаний, но не имеют права претендовать на получение вышеуказанных мер поддержки так как не являются юридическими лицами; данные реестра за 2021 год представлены в таблице 2.

Таблица 2

Количество субъектов малого предпринимательства — индивидуальных предпринимателей видам экономической деятельности и категориям

Вид экономической деятельности

(код ОКВЭД)

Индивидуальные предприниматели

Микро

Малые

Не СМП

Всего

63.11.1

4396

15

99

4510

62.09

12480

29

350

12859

62.03.13

172

-

6

178

62.02.4

92

-

5

97

62.02.1

153

-

8

161

62.02

14633

12

-

14645

62.01

54895

49

1788

56732

Итого

86821

105

2256

89182

Исходя из вышеизложенного, потенциальными получателями новых мер поддержки могут быть только 3059 из 135605 субъектов малого и среднего предпринимательства, что составляет 3 % от их общего числа, но это могут быть только юридические лица и при условии получения ими статуса аккредитованных организаций, что в целом существенно ограничивает возможности малых компаний быть поддержанными в условиях кризиса, связанного с эпидемиологической обстановкой и применением недружественными Российской Федерации странами Европейского союза экономических санкций.

Индивидуальные предприниматели и компании, ведущие деятельность в области информационных технологий по другим видам классификации экономической деятельности, могут быть претендентами на получение грантовой поддержки, где отсутствуют ограничения об обязательном наличии статуса аккредитованной компании, а требования к среднесписочной численности сотрудников предъявляются в зависимости от положений той или иной программы грантовой поддержки.

В целях поддержки развития отрасли информационных технологий предлагается расширить перечень потенциальных получателей мер государственной поддержки и пересмотреть «пороги входа» для субъектов малого бизнеса — а именно микропредприятий и малых компаний. Одним из таковых решений могло бы стать изменение требований к среднесписочной численности сотрудников организаций, являющимися субъектами малого предпринимательства, в сторону их уменьшения с 7 человек до 3, в соответствии со средними для данных видов экономической деятельности показателями. Также предлагается рассмотреть возможность предоставления аналогичных льгот индивидуальным предпринимателям, осуществляющих деятельность в области информационных технологий в соответствующих сферах.

Литература:

1. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. МСП/ПОСТКОВИД. Время для системных решений: специальный доклад Президенту Российской Федерации, июль 2020: официальный сайт — Москва, 2022. — Текст: электронный // Экспертный центр при Уполномоченном и общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по вопросам малого и среднего бизнеса / Институт экономики роста им. П. А. Столыпина. — 2020 URL: http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2021/7.pdf/ (дата обращения 14.04.2022).

2. Указ Президента Российской Федерации от 2 марта 2022 г. № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий».

3. Минцифры России. ИТ-Гранты: официальный сайт. — Москва, 2022. — URL: http://ит-гранты.рф (дата обращения 20.04.2022).

4. Федеральный закон от 26 июля 2017 г. № 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры».

5. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 21 октября 2021 г. № 1085 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации государственной услуги по государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий»

6. Минцифры России. Единая система идентификации и аутентификации. Руководство пользователя. Версия 2.64: официальный сайт — Москва, 2022. — URL: http:// digital.gov.ru/ru/documents/6182/ (дата обращения 20.04.2022).

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. № 929 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий».

8. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 265-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

9. Единый реестр субъектов малого предпринимательства: официальный сайт. — Москва, 2022. — URL: http://ofd.nalog.ru/index.html (дата обращения 20.04.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): экономическая деятельность, Российская Федерация, код ОКВЭД, компания, малое предпринимательство, юридическое лицо, грантовая поддержка, малый бизнес, общее число, Указ Президента.


Похожие статьи

Государственное регулирование экономики в условиях санкций

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики России в условиях санкций. В настоящее время во всём мире стремительными темпами меняется правовое регулирование экономических отношений. Поддержка малого и среднего бизнеса (МСП) ...

Поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в период санкций

В статье авторы изучают и проводят анализ действующих мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и приходят к выводу, что государство всячески модернизирует политику в отношении помощи субъектам МСП в кризисных условиях существ...

Создание благоприятных условий для бизнеса и частного предпринимательства, повышения деловой активности населения Узбекистана

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания благоприятных условий, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки предпринимателям, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Узбеки...

Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях санкционного давления

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в целях реализации действенных мер по стимулированию его развития. Кроме того, в статье рассматривается реализуемые государственные меры по под...

Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследо...

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотр...

Правовое регулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса

В настоящей статье рассматривается правовое регулирование поддержки малого и среднего предпринимательства. Отмечается, что санкционное воздействие на экономику России усиливается. В этой связи определены основные направления правовых мер антикризисно...

Похожие статьи

Государственное регулирование экономики в условиях санкций

В статье рассмотрены вопросы государственного регулирования экономики России в условиях санкций. В настоящее время во всём мире стремительными темпами меняется правовое регулирование экономических отношений. Поддержка малого и среднего бизнеса (МСП) ...

Поддержка малого и среднего бизнеса в Российской Федерации в период санкций

В статье авторы изучают и проводят анализ действующих мер государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса и приходят к выводу, что государство всячески модернизирует политику в отношении помощи субъектам МСП в кризисных условиях существ...

Создание благоприятных условий для бизнеса и частного предпринимательства, повышения деловой активности населения Узбекистана

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме создания благоприятных условий, льгот и преференций, оказанию всесторонней поддержки предпринимателям, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата в Узбеки...

Регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства в условиях санкционного давления

В статье рассматриваются особенности государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в целях реализации действенных мер по стимулированию его развития. Кроме того, в статье рассматривается реализуемые государственные меры по под...

Об эффективности мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

Статья посвящена вопросам поддержки малого и среднего бизнеса со стороны государства и ее эффективности в Российской Федерации. Дана характеристика ряда мероприятий, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. На основе проведенного исследо...

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Меры поддержки и регулирования малого предпринимательства в РФ

Статья посвящена рассмотрению институционального регулирования малого бизнеса в РФ, также охарактеризованы ключевые формы государственной поддержки соответствующих субъектов предпринимательства. Определены основные проблемы в данной сфере и предложен...

Государственная поддержка малого бизнеса в Российской Федерации

В статье излагается положение малого предпринимательства на территории Российской Федерации. Выделяются характерные черты данного вида бизнеса. Автор представил систему государственной поддержки малого предпринимательства. В статье выяснены основы за...

Перспективы развития малого предпринимательства в Российской Федерации

В данной статье рассмотрены перспективы малого предпринимательства в России в соответствии с разработанной Минэкономразвития Концепцией долгосрочного социально-экономического развития малого бизнеса к 2020 году. Данные показатели Концепции предусмотр...

Правовое регулирование поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях кризиса

В настоящей статье рассматривается правовое регулирование поддержки малого и среднего предпринимательства. Отмечается, что санкционное воздействие на экономику России усиливается. В этой связи определены основные направления правовых мер антикризисно...

Задать вопрос