Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 сентября, печатный экземпляр отправим 18 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №35 (534) август 2024 г.

Дата публикации: 30.08.2024

Статья просмотрена: 1 раз

Библиографическое описание:

Королёва, М. А. Развитие и текущее состояние информатизации налоговой системы Российской Федерации / М. А. Королёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 35 (534). — URL: https://moluch.ru/archive/534/117385/ (дата обращения: 01.09.2024).

Препринт статьи



В современной истории России подход к налогам и принципы их сбора регулярно менялись, в этой статье рассматривается состояние налоговой системы на момент 2023 года и дальнейший государственный вектор относительно рассматриваемого предмета. Также рассматривается и анализируется состав современных налогов в России.

Ключевые слова: налоги, система налогообложения, поступления в бюджет.

In the modern history of Russia, the approach to taxes and the principles of their collection have changed regularly, this article examines the state of the tax system at the time of 2023 and the further state vector relative to the subject under consideration. The composition of modern taxes in Russia is also considered and analyzed.

Keywords: taxes, taxation system, budget revenues.

Главной темой данной статьи является совершенствование налоговой системы за историю существования Российской Федерации, этапы через которые она прошла и текущая ситуация с налоговой системой. В том числе рассматривается цифровизация налоговой системы Российской Федерации.

Под цифровизацией налоговой системы понимается внедрение цифровых технологий в учёт, контроль и сбор налогов с населения и бизнеса. Цифровизация налоговой системы идёт вслед за цифровизацией банковской сферы, так как огромную долю денежного обращения сегодня составляет безналичное или онлайн обращение.

В 1991 году СССР распадается на ряд государств и прекращает своё существование, это ведёт за собой переосмысление и создание нового государственного строя, новой системы экономических и социальных отношений. Создание новой общественно-экономической формации в России потребовало полного переосмысления налоговой системы. Налоговые реформы 1992–2013 годов можно условно разделить на два этапа. 1 этап — с конца 1991 года до конца 1998 года, то есть с момента принятия Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» до введения первой части НК РФ. 2 этап — с 1 января 1999 года с момента введения первой части НК РФ по настоящее время. Важной характеристикой налоговой системы, как говорилось, выступают методы налогообложения. Принято разделять системы налогообложения на прогрессивную, пропорциональную и регрессивную системы. Россия принадлежит к странам, использующих пропорциональную систему налогообложения. Отчасти это является наследованием социально-экономической системы предшественника. Данная система предполагает взимание одинакового процента с доходов независимо от их размера, поэтому современная Российская налоговая система характеризуется относительно низким налоговым бременем.

В последний же год было изменено налогообложение как бизнеса, так и физических лиц, говоря о бизнесе, самые заметные изменения по налогам для бизнеса с 2023 года предусмотрены для упрощённой системы налогообложения, а именно:

– Максимальный годовой доход, позволяющий сохранять право на УСН, составит 251,4 млн рублей. Эта сумма получается при применении коэффициента-дефлятора в размере 1,257 к лимиту в 200 млн рублей из статьи 346.13 НК РФ. Новое значение коэффициента на 2023 год утверждено приказом Минэкономразвития от 19.10.2022 № 573.

– В 2023 году право на стандартные, пониженные и нулевые ставки УСН будут иметь те налогоплательщики, которые соблюдают лимит в 188,55 млн рублей (из расчёта: 150 млн рублей * 1,257).

– Организации, которые планируют перейти на УСН с 2023 года, должны соблюдать лимит доходов за девять месяцев 2022 года, который равен 141,4 млн рублей.

– Новый режим АУСН, который можно считать разновидностью упрощённой системы, сможет применять не только вновь зарегистрированный бизнес, но и уже действующие организации и ИП. Для перехода им надо успеть подать уведомление до конца текущего года и соответствовать всем требованиям автоматизированной упрощёнки.

– С 2023 года применять УСН и АУСН не смогут производители и продавцы ювелирных изделий. [1]

Для физических лиц наиболее значимым было повышение ставки НДС в 2019 году с 18 % до 20 %, стоит отметить что данная категория составляет наибольшую долю доходов в бюджет. За январь-октябрь 2023 г. было собрано 37,6 трлн. руб., с темпом роста в 10,77 %. Динамика поступлений в бюджетную систему РФ предоставлена на рисунке ниже (рис. 1)

Поступления в бюджетную систему РФ (2023 г.) [2]

Рис. 1. Поступления в бюджетную систему РФ (2023 г.) [2]

В 2023 году в России наблюдаются тенденции к дальнейшей модернизации и упрощению налоговой системы. За 10 месяцев работы ФНС было зарегистрировано более 3,6 млн. ед. ККТ, проверок соблюдения требований к ККТ>9 тыс., доля предоставленных деклараций в электронном виде составила 91,6 %, среднее время обработки формализованных обращений 7,6 дней. Реформы направлены на уменьшение бюрократии, снижению налогового бремени, стимулирование предпринимательской активности и инвестиций. Особое внимание уделяется цифровизации налоговых процессов и внедрению новых технологий для сбора и анализа данных. В результате, ожидается повышение эффективности налоговой системы и улучшение бизнес-климата в стране.

Также стоит упомянуть, что в 2022 и 2023 гг. на нашу страну обрушились огромные санкции и одной из первых пострадала банковская сфера и системы международных безналичных денежных транзакций, на информатизацию налоговой системы это возымело эффект, но не такой существенный как предполагалось. Современный налоговый аппарат РФ опирается в основном на отечественные разработки и технологии, поэтому он довольно быстро адаптировался к новым условиям, так как в какой-то степени был готов к этому.

В будущем система налогообложения в России, вероятно, будет продолжать свою модернизацию и изменения в направлении повышения прозрачности и упрощения процедур. Ожидается интеграция новых технологий для сбора и анализа данных, но также слегка замедленная цифровизации вследствие вышеупомянутых причин. Продолжение развития электронной отчетности, автоматизации налоговых процедур и цифрового взаимодействия между налогоплательщиками и налоговыми органами будет совершенствоваться вне зависимости от сложившийся ситуации. Также, возможно, будут внедрены новые налоговые инструменты для поддержки экологически чистых технологий и устойчивого развития, так как Российское государство продвигает современные экологические тренды во всех сферах жизнедеятельности.

Подводя итоги, можно сказать о том, что в современной налоговой системе РФ информационные технологии незаменимая и необходимая составляющая, к началу 2022 г. сформировался достаточно устойчивый аппарат налогообложения, но современные мировые тенденции как в сфере инноваций и технологий, так и в юридической их регуляции требуют от налоговой системы постоянных преобразований и новых регулирований, как будет проходить информатизация налоговой системы в РФ понаблюдаем в ближайшем будущем.

Литература:

  1. Как изменится порядок расчётов с бюджетом в 2023 году. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.regberry.ru/nalogooblozhenie/izmeneniya-v-nalogovom-zakonodatelstve-dlya-biznesa-s-2023-goda
  2. Аналитический портал ФНС России. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://analytic.nalog.gov.ru/


Задать вопрос