Внедрение цифровых технологий в процессы налогового администрирования Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 09.12.2022

Статья просмотрена: 1859 раз

Библиографическое описание:

Чумикова, Е. Д. Внедрение цифровых технологий в процессы налогового администрирования Российской Федерации / Е. Д. Чумикова, В. Ю. Самойлова, Т. Е. Тотикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97431/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы определяют основные направления внедрения цифровых технологий в процессы налогового администрирования, а также динамику налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ.

Ключевые слова: налоговое администрирование, цифровые технологии, Федеральная налоговая служба Российской Федерации, налоговые органы.

За последние десятилетия влияние прогресса науки и техники на общественное развитие заметно возросло: признаки и сопутствующие принципы постиндустриального пространства в российском обществе обеспечили реализацию необходимых условий для формирования цифровой экономики, где обработка больших объемов данных посредством внедрения компьютерных технологий вышла на первый план.

Внедрение цифровых технологий в налоговую сферу дает новые возможности для повышения качества и эффективности налогового администрирования, поскольку формирование цифровой среды позволяет создать условия для минимизации рисков в области соблюдения налогового законодательства, а также максимизировать эффективность деятельности налоговых органов.

На данный момент деятельность Федеральной налоговой службы Российской Федерации является одной из «диджитализованных» среди органов государственной власти: более 50 различных электронных сервисов и платформ внедрены в процессы налогообложения, что позволяет налогоплательщикам пользоваться необходимыми им услугами, не посещая налоговую инспекцию, будь это регистрация бизнеса, уплата налогов и пошлин, сведения из реестров и т. д.

ФНС России обладает крупнейшей в мире базой данных, составляющая порядка более 705 терабайт. Внедряя в процессы налогового администрирования технологии 4IR (четвертой промышленной революции), для налоговых органов были сформированы электронные платформы, позволяющие быстрее и качественнее анализировать собранную информацию, создавать интеллектуальные модели оценки рисков, автоматизировать подготовку налоговой отчетности.

Процесс цифровизации в Российской Федерации берет свое начало с 1993 года. Ещё тогда Президентом РФ Б. Н. Ельциным был утвержден Указ № 966 «О Концепции правовой информатизации России», согласно которому в стране была сформирована основа для прогрессивного перехода на новое информационное пространство посредством активизации процесса создания государственных правовых информационных систем. Именно этот этап стал первичным в организации создания информационных порталов и размещения в них информационных ресурсов путем внедрения специальных программных средств.

В 1995 году налоговыми органами был оптимизирован процесс модернизации деятельности в соответствии с указанной Концепцией, однако по сравнению с существующей информационно-технологической базой она носила более примитивный характер. Уже через два года была разработана первая версия сайта Государственной налоговой службы Российской Федерации и Концепция создания АИС «Налог-2» и внедрение его в оборот.

В последующие годы процесс информатизации налогового администрирования приобрел широко охватывающий характер, начиная с предоставления налогоплательщиками электронных налоговых деклараций и заканчивая созданием и введением в эксплуатацию пяти специализированных платформ-личных кабинетов для налогоплательщиков — физических лиц, юридических лиц, для плательщиков налога про профессиональный доход, индивидуального предпринимателя, иностранной организации.

Проводя параллель между первичным этапом информатизации налоговых органов и организацией налоговой деятельностью на сегодняшний день, переход всей налоговой системы в «цифру» обусловлен стремительными и прогрессивными инновациями. Если первичный этап был под «эгидой» оцифровки, то последующие процессы носили уже информационно-технологический характер.

Следует разграничивать понятие оцифровки и понятие цифровизации. Оцифровка представляет собой перевод бумажной отчетности в цифровой формат, что позволяет плательщикам налогов предоставлять налоговым органам информацию в электронном виде. Без внедрения статичных сервисов и программного обеспечения оцифровки невозможно модернизировать и аккумулировать более сложные процессы, обусловленные цифровизацией, под которой понимается процесс формирования налоговыми органами соответствующей информации, составляющей сведения из различных источников, а также предоставления унифицированной электронной формы отчетности для налогоплательщиков.

На сегодняшний день одной из авангардных систем, используемых в налоговом администрировании, является единая автоматизированная информационная система «Налог-3», позволяющая автоматизировать деятельность налоговых органов согласно предписанным задачам.

Согласно статистическим данным Аналитического портала ФНС России и оценкам ведущих экспертов, внедрение информационных технологий, в частности сервиса АИС «Налог-3», направленное на обработку и хранение больших объемов данных, способствовало повышению налоговых поступлений в доходы консолидированного бюджета Российской Федерации. За 2021 год в консолидированный бюджет РФ поступило всего 28,5 трлн. руб. по сравнению с 2020 годом, в котором налоговые поступления составили 21 трлн. руб., что говорит о темпе роста налоговых поступлений в доходы консолидированного бюджета в 35,77 %.

Применение АСК-НДС-2 позволило сформировать среду, в которой уклонение от уплаты налога стало невыгодным для налогоплательщиков, в частности в бизнес-среде, что позволило достичь роста поступлений НДС в бюджет.

Как отметил предыдущий руководитель Федеральной налоговой службы РФ М. В. Мишустин на Всероссийском налоговом форуме: «доля сомнительных операций по НДС с 8 % в 2016 году снизилась до 0,6 % в первом полугодии 2019 года, а количество организаций с признаками фиктивности — с 1,6 млн до 120,6 тыс. за тот же период». [1]

В 2020 году ФНС России была утверждена ведомственная программа цифровой трансформации Федеральной налоговой службы на 2021–2023 годы, устанавливающая следующие цели:

– повышение удовлетворенности граждан государственными услугами, в том числе цифровыми, и снижение издержек бизнеса при взаимодействии с государством;

– снижение издержек государственного управления;

– создание условий для повышения собираемости доходов и сокращение теневой экономики за счет цифровой трансформации;

– повышение уровня надежности и безопасности информационных систем, технологической независимости информационно-технологической инфраструктуры от ИКТ-оборудования и программного обеспечения, происходящих из иностранных государств;

– обеспечение уровня надежности и безопасности информационных систем, информационно-технологической инфраструктуры;

– повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности в рамках контрольно-надзорной деятельности [2].

Основными направлениями в практической реализации цифровых технологий в налогообложении выступают роботизация, технологии блокчейн, искусственный интеллект, интернет вещей IoT, единая информационная система на основе Big Data.

Роботизация в налоговом администрировании проявляется в автоматизации процесса ввода данных (умное сканирование документов и их первичная обработка), интеграция и согласование данных из различных систем (перенос данных в бухгалтерские системы), проверка качества и корректности данных, обработка простых бизнес-алгоритмов.

Технологии блокчейн применяются для регистрации НДС в блокчейн-реестрах, трансфертного ценообразования, формирования цифровых инвойсов.

Искусственный интеллект внедряет такие форма анализа, как налоговый анализ («умное» распределение обращений в налоговые органы), анализ процессов (анализ процессов подготовки налоговой отчетности), естественный язык (поиск необходимой налоговой информации путем интеллектуальной обработки данных), автоматизацию процессов (предоставление электронных форм для автоматического заполнения налогоплательщиками налоговых деклараций).

Проводя анализ информационных систем и платформ, внедренных в оборот налогового администрирования, наиболее востребованными оказались следующие формы.

  1. Блокчейн-платформа ФНС. Данная система используется налоговыми органами для осуществления оперативного мониторинга реализации программ льготного кредитования в секторах экономики. Она основывается на технологиях распределенного реестра, или технологии блокчейн. Платформа дает возможность органам исполнительной власти и кредитным организациям доступ к информационному сервису, обеспечивающий размещение информации на блокчейн-платформе о заключенных кредитных договорах, а также обмен информацией, которые необходимы участникам для реализации возложенных на них функций и задач, установленных соответствующими постановлениями Правительства РФ.
  2. Цифровая платформа сбора и анализа данных по налоговым расходам, представляющая собой единую электронную систему мониторинга налоговых расходов бюджетной системы РФ, разработанная ФНС России. Данная технология позволяет проводить федеральный анализ объемов расходов, а также оценку эффективности предоставления налоговых льгот и преференций, а также отмену неэффективных методов.

Разработанный программный комплекс автоматически формирует данные по фискальным характеристикам налоговых расходов бюджетов.

  1. Платформа «Личный кабинет налогоплательщика — физического лица». Понятие «Личный кабинет налогоплательщика» зафиксировано в статье 11.2. Налогового кодекса Российской Федерации. Данный информационный ресурс используется физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме [3].
  2. Платформа «Личный кабинет индивидуального предпринимателя». Данный электронный сервис обладает достаточно объемным перечнем функциональный возможностей, являющийся наиболее эффективным инструментов ведения бизнеса. Индивидуальные предприниматели обладают правом рассматривать информацию о расчетах с бюджетом, камеральных проверках, обращаться в инспекции, получать выписки из ЕГРИП, уплачивать налоги и задолженности в режиме онлайн, не посещая инспекцию.

В процессе распространения информационно-технологического обеспечения в налоговое администрирование была сформирована прогрессивная информационно-технологическая база, содержащая сведения из электронных реестров. Наряду с последними информационными налоговыми достижениями эффективно функционируют электронные сервисы и платформы, автоматизированные системы контроля и анализа данных, способствующих росту поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ, снижению трудоемкости (нагрузки) на сотрудников, числа налоговых проверок, росту эффективности налогового контроля.

Использование современных информационных систем влечет за собой и побочные положительные, так и отрицательные результаты. Одним из положительных эффектов является исчезновение так называемых серых зарплат, так как контроль поступлений вызовет вопросы при любых подозрительных выплатах на счет работника, а также вычисление руководителей-бенефициаров. Негативным эффектом стоит обозначить обход блокировок систем контроля, что говорит о возникновении услуг теневых программистов.

Литература:

  1. https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/9195163/
  2. Распоряжение ФНС России от 22 декабря 2020 № 363@ «Об утверждении ведомственной программы цифровой трансформации Федеральной налоговой службы на 2021–2023 годы».
  3. Анисимова, А. А. Развитие налогового администрирования в России в условиях цифровизации экономики: дис. канд. экон. наук: 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит / ФГБОУВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова». ‒ Москва, 2021. ‒ 146 с.
  4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
  5. Петухова Р. А. Развитие международного обмена налоговой информацией в процессе деофшоризации экономики // Промышленная политика в цифровой экономике: проблемы и перспективы (ЭКОПРОМ-2017): труды научно-практической конференции с зарубежным участием 16–17 ноября 2017 г. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. Томск: Изд-во Политехнического университета, 2017.
  6. Петухова Римма Алексеевна, Григорьева Яна Александровна Налоговое администрирование в условиях цифровой экономики // Вестн. Том. гос. ун-та. Экономика. 2019. № 46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nalogovoe-administrirovanie-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki.
Основные термины (генерируются автоматически): налоговое администрирование, Российская Федерация, орган, Федеральная налоговая служба, консолидированный бюджет РФ, система, индивидуальный предприниматель, информационно-технологическая инфраструктура, искусственный интеллект, налоговая отчетность.


Похожие статьи

Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации

В статье рассмотрены теоретические основы налогового администрирования. На основе анализа налоговой системы за 2015 г. дается оценка состояния современной системы налогового администрирования в Российской Федерации; представлена ключевая информация о...

Применение информационных технологий в таможенном деле

В статье рассматриваются эффективность внедрения и реализации информационных технологий в деятельность ФТС России, их значимость, а также отмечаются проблемы и риски их применения.

Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования

Рассмотрены основные аспекты современного налогового контроля, важность и необходимость которого определено налоговым законодательством РФ.

Налоговый контроль в условиях внедрения цифровых технологий

В статье автор рассматривает значимость налогового контроля в политике России, а также какие процессы налогового администрирования усовершенствованы посредствам современных программ и компьютерных технологий.

Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле РФ

В статье автор рассматривает сущность, значение и перспективы внедрения цифровых технологий в таможенном деле. Анализируется применение информационных технологий и внедрение цифровых технологий до 2030 года.

Налоговый мониторинг и процесс его цифровизации

В статье определено понятие налогового мониторинга, его особенности и значимость. Автор статьи исследует вектор развития действующего законодательства, статистические данные участников налогового мониторинга и выявляет пути совершенствования указанно...

Влияние цифровизации администрирования таможенных платежей на неналоговые доходы бюджета

Статья посвящена исследованию автоматизации платежей посредством использования электронных платежных систем демонстрирует положительное влияние на формирование доходов в бюджет Российской Федерации.

Система налогов и сборов в РФ: правовое регулирование и практика

В статье рассматривается правовое регулирование налоговой системы России, описываются проблемы и предлагаются пути их решения для оптимизации налоговой системы, основываясь на анализе текущих законодательных норм и практики применения налоговых закон...

Цифровые технологии в контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля

В данной статье рассмотрено использование цифровых технологий при формировании исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий органа внутреннего государственного финансового контроля.

Исследование теоретических основ применения информационных технологий в таможенном администрировании

В статье автор определяет сущность таможенного администрирования в рамках использования информационных технологий.

Похожие статьи

Развитие системы налогового администрирования в Российской Федерации

В статье рассмотрены теоретические основы налогового администрирования. На основе анализа налоговой системы за 2015 г. дается оценка состояния современной системы налогового администрирования в Российской Федерации; представлена ключевая информация о...

Применение информационных технологий в таможенном деле

В статье рассматриваются эффективность внедрения и реализации информационных технологий в деятельность ФТС России, их значимость, а также отмечаются проблемы и риски их применения.

Налоговый контроль как основной элемент системы налогового администрирования

Рассмотрены основные аспекты современного налогового контроля, важность и необходимость которого определено налоговым законодательством РФ.

Налоговый контроль в условиях внедрения цифровых технологий

В статье автор рассматривает значимость налогового контроля в политике России, а также какие процессы налогового администрирования усовершенствованы посредствам современных программ и компьютерных технологий.

Перспективы развития цифровых технологий в таможенном деле РФ

В статье автор рассматривает сущность, значение и перспективы внедрения цифровых технологий в таможенном деле. Анализируется применение информационных технологий и внедрение цифровых технологий до 2030 года.

Налоговый мониторинг и процесс его цифровизации

В статье определено понятие налогового мониторинга, его особенности и значимость. Автор статьи исследует вектор развития действующего законодательства, статистические данные участников налогового мониторинга и выявляет пути совершенствования указанно...

Влияние цифровизации администрирования таможенных платежей на неналоговые доходы бюджета

Статья посвящена исследованию автоматизации платежей посредством использования электронных платежных систем демонстрирует положительное влияние на формирование доходов в бюджет Российской Федерации.

Система налогов и сборов в РФ: правовое регулирование и практика

В статье рассматривается правовое регулирование налоговой системы России, описываются проблемы и предлагаются пути их решения для оптимизации налоговой системы, основываясь на анализе текущих законодательных норм и практики применения налоговых закон...

Цифровые технологии в контрольно-надзорной деятельности органов внутреннего государственного финансового контроля

В данной статье рассмотрено использование цифровых технологий при формировании исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий органа внутреннего государственного финансового контроля.

Исследование теоретических основ применения информационных технологий в таможенном администрировании

В статье автор определяет сущность таможенного администрирования в рамках использования информационных технологий.

Задать вопрос