В статье рассматриваются статистические данные налоговых поступлений и даются рекомендации по совершенствованию структуры налоговых поступлений в бюджет.
Ключевые слова: налог, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, цифровой налог, прогрессивная ставка налогообложения .
Как известно, эффективный процесс образования и расходования бюджета является фундаментом многоуровневой структуры государства, позволяющим рационально перераспределять денежные средства для реализации функций всех уровней власти, внутренней и внешней политики. Также стабильная финансовая основа — гарант поддержания высокого положения государства в мировом сообществе и возможности влияния в вопросах глобального значения таких как защита прав и свобод человека, международная безопасность, экология и т. д., в вопросах сохранения мира и собственного суверенитета.
Львиную долю доходов бюджета составляют налоговые доходы, в 2021 году поступления налогов обеспечили 75,58 % бюджета, составив 19 111,61 млрд. руб. [6] Что свидетельствует о необходимости поддержания эффективного регулирования налоговых поступлений. «Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [1]».
В последние годы мир сотрясают глобальные проблемы, чрезвычайные ситуации такие как пандемия COVID-19, вспыхнувшая в 2020 году, становятся причиной колебаний, нарушающих экономическую стабильность, что подтверждается статистической налоговой отчетностью, представленной аналитическим порталом ФНС России, где налоговые поступления в консолидированный бюджет в 2020 году снизились на 7,58 % (-1.7 трлн. руб.) в сравнении с 2019 годом. Основными источниками налоговых доходов в консолидированный бюджет РФ согласно аналитическому порталу ФНС России в 2021 году являются налог на добычу полезных ископаемых, налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц. Первое место занимает НДПИ, составивший четверть поступлений (25,7 % — 7,3 трлн. руб.), на втором месте налог на прибыль организаций, обеспечивший 21,5 % (6,1 трлн. руб.), на третьем — НДС (19,2 % — 5,5 трлн. руб.), на четвертом — НДФЛ (17,1 % — 4,9 трлн. руб.) [5].
В России с 2001 года НДФЛ, за исключением нововведения в налогом законодательстве с 1 января 2021 года в виде увеличения ставки для лиц, доход которых превышает 5 млн. руб. в год [2], взимается по плоской шкале. Согласно информации, представленной в разделе новостей на официальном сайте ФНС России, повышение ставки до 15 % на доход лиц, превышающий 5 млн. руб. оказало положительное влияние, благодаря чему в консолидированный бюджет РФ поступило 636,4 млрд. руб. [4]
Руководствуясь принципами справедливости, опираясь на положительный результат рекомендуется полностью перейти на прогрессивную ставку НДФЛ, при этом понизив до минимума ставку в отношении лиц, получающих минимальную заработную плату, беря во внимание также региональные особенности. Так минимальный размер оплаты труда с 1 июня 2022 года составляет 15 279 руб. [3], а исходя из статистических данных, приведенных сайтом РИА Рейтинг средняя зарплата в отрасли с наивысшей зарплатой по регионам на 2021 год составляет 384 тыс. руб. [8], в сравнении налоговый доход в бюджет с 15 тысяч рублей значительно разнится с налоговым доходом с 400 тысяч рублей.
Следующая рекомендация касается налога на прибыль организаций, где аналогично необходимо ввести прогрессивную шкалу налогообложения, с учётом региональных особенностей, сферы деятельности организации, (возможно количество рабочих мест, социальная направленность, направленность на экологическую безопасность и т. д.). Данное направление налоговой политики может оказать содействие в поддержании равновесия в экономической среде в свете последствий пандемии COVID-19, когда произошло ухудшение положения малого бизнеса, в предотвращении монополизации рынка крупнейшими компаниями такими как «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Магнит», «Татнефть» и т. д. [9], стабилизации экономики после введения антироссийских санкций.
Ещё одна рекомендация затрагивает немаловажную проблему структуры налоговых поступлений в отношении налогообложения иностранных IT компаний, которая приобрела международный характер, зарабатывающих на пользователях по всему миру, при этом отчисляющих налоги только в бюджет по месту регистрации штаб-квартиры, вследствие чего образовывается несправедливая конкуренция по отношению к национальным компаниям. Данная проблема составляет большую сложность в определении единого налога для мировых IT-корпораций и в последующем их распределении в бюджеты всех государств вследствие разных налоговых систем государств, а также из-за отсутствия точной информации о прибыли компаний. Еще с 2015 года Организация экономического сотрудничества и развития занята поиском единого подхода к определению цифрового налога для решения несправедливого распределения налогов IT-корпораций. На данный момент единый механизм не разработан, однако ряд государств, в число которых входят Италия, Великобритания, Франция уже запустили собственные цифровые налоги. [7]
В условиях значительного дефицита бюджета в свете последних событий, в Российской Федерации также необходимо ввести цифровой налог в отношении иностранных IT компаний, что позволит увеличить налоговые доходы государства, заполнить возможные пробелы в механизме налогообложения ОЭСР, уравнять условия для ведения бизнеса среди IT компаний.
Ситуация в создании цифрового налога имеет множество рисков: риски двойного налогообложения, возможность дополнительных санкций США, как основного поставщика электронных услуг, нарушение стабильности международного бизнеса, издержки российских IT компаний при введении другими странами цифровых налогов. Однако несмотря на это данный механизм необходимо разработать в ближайшее время для предотвращения непредвиденных обстоятельств, к примеру отказ ОЭСР от создания общемирового цифрового налога, что при отсутствии в России собственного приведёт к наращиванию финансовых средств со стороны других государств, опередивших в введении цифрового налога, и затронет международное положение России.
Исходя из плюсов цифрового налога и рисков, связанных с его введением необходимо комплексно разработать данный вид налога, возможно в простом понимании как налог на прибыль иностранных IT компаний, в совокупности получаемую на территории РФ (к примеру, за рекламу) или же НДФЛ за российских граждан, работающих в этих компаниях.
Таким образом, для увеличения объемов налоговых поступлений в бюджет, опираясь на принципы справедливости даны такие рекомендации как: прогрессивная ставка НДФЛ, с учётом особенностей доходов граждан, а также региональных особенностей; прогрессивная ставка на налог на прибыль организаций с учётом аналогичных особенностей, включая особенности сферы деятельности, социальной, экологической или других направленностей; формирование цифрового налога для иностранных IT компаний для поддержания справедливой конкуренции в IT-сфере.
Литература:
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2022). Статья 8.
- Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период» от 23.11.2020 N 372-ФЗ
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973
- Официальный сайт «Федеральной налоговой службы» [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/ (Дата обращения: 08.06.2022).
- Официальный сайт «Аналитический портал ФНС России» [Электронный ресурс]. URL: https://analytic.nalog.gov.ru/ (Дата обращения: 08.06.2022).
- Официальный сайт «Единый портал Бюджетной системы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.budget.gov.ru/ (Дата обращения: 09.06.2022).
- Официальный сайт «РБК» [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/ (Дата обращения: 02.05.21).
- Официальный сайт «РИА Рейтинг» [Электронный ресурс]. URL: https://riarating.ru/ (Дата обращения: 02.05.21).
- Официальный сайт «Forbes» [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.ru/ (Дата обращения: 02.05.21).