Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Доходы и расходы государственного бюджета России: структурный анализ и пути повышения эффективности в контексте социально-экономического развития

Экономика и управление
Препринт статьи
24.12.2025
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается роль государственного бюджета в регулировании социально-экономических процессов. На основе анализа динамики и структуры доходов и расходов федерального бюджета РФ за 2020–2025 гг. выявлены ключевые проблемы, включая структурную зависимость от нефтегазовых доходов и хронический дефицит. Предложены рекомендации по совершенствованию бюджетной политики, направленные на повышение её эффективности, устойчивости и роли в долгосрочном развитии экономики.
Библиографическое описание
Акулина, В. М. Доходы и расходы государственного бюджета России: структурный анализ и пути повышения эффективности в контексте социально-экономического развития / В. М. Акулина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 52 (603). — URL: https://moluch.ru/archive/603/131921.


Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы страны и мощным инструментом макроэкономического регулирования. В современных условиях он выполняет не только фискальную функцию, но и выступает как механизм перераспределения ресурсов, стимулирования экономического роста и обеспечения социальной стабильности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности бюджетной политики в России в условиях структурных вызовов, внешних ограничений и возрастающих социальных обязательств. Целью статьи является анализ структуры и динамики доходов и расходов государственного бюджета РФ, выявление ключевых проблем и разработка рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики для устойчивого социально-экономического развития.

Теоретические основы формирования доходов и расходов государственного бюджета

Государственный бюджет представляет собой сбалансированный финансовый план доходов и расходов государства на определённый период, имеющий законодательную силу. Его основными функциями являются:

Распределительная — перераспределение финансовых ресурсов между секторами экономики и социальными группами.

Регулирующая — воздействие на экономическую конъюнктуру, совокупный спрос и предложение.

Социальная — финансирование социальных гарантий и поддержка уязвимых слоёв населения.

Контрольная — отслеживание поступления и использования государственных средств.

Доходная часть бюджета формируется преимущественно за счёт налоговых поступлений (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, акцизы), неналоговых доходов (доходы от госимущества) и безвозмездных перечислений. Расходная часть отражает финансовое обеспечение функций государства и включает расходы на социальную политику, национальную оборону, национальную экономику, здравоохранение и образование. Сбалансированность бюджета — ключевой принцип финансовой устойчивости. Его нарушение ведёт к дефициту (расходы > доходов) или профициту (доходы > расходов). Хронический дефицит чреват ростом государственного долга и макроэкономической нестабильностью.

Анализ динамики и структуры доходов и расходов госбюджета РФ (2020–2025 гг.)

Анализ исполнения федерального бюджета за последние годы выявил ряд устойчивых тенденций и проблем.

Динамика доходов. Наблюдается общий рост доходов: с 18,7 трлн руб. в 2020 г. до 41 трлн руб. в 2025 г. (прогноз). Однако этот рост носит нестабильный характер и тесно связан с конъюнктурой мировых рынков энергоресурсов. В кризисном 2020 году нефтегазовые доходы упали, что стало одной из причин рекордного дефицита (-4,1 трлн руб.). В последующие годы, несмотря на восстановление нефтегазовых поступлений, их доля остаётся значительной (около 30–40 %), что указывает на сохраняющуюся сырьевую зависимость бюджета.

Динамика расходов. Расходы бюджета демонстрируют устойчивый рост, опережающий рост доходов: с 22,8 трлн руб. в 2020 г. до 43 трлн руб. в 2025 г. (прогноз). Основными драйверами роста являются расходы на социальную политику, национальную оборону и безопасность. Пандемия 2020 года и геополитические изменения после 2022 года потребовали значительного увеличения государственных ассигнований на поддержку экономики и населения, а также на оборонный комплекс.

Проблемы бюджетной системы:

1. Структурная несбалансированность доходов: высокая зависимость от нефтегазовых доходов делает бюджет уязвимым к внешним шокам.

2. Хронический дефицит: за весь анализируемый период (за исключением 2021 года) бюджет исполняется с дефицитом, который покрывается за счёт заимствований и использования резервов.

3. Жёсткость расходных обязательств: значительная часть расходов носит трудносокращаемый характер, что ограничивает манёвр в кризисные периоды.

4. Региональные диспропорции: выравнивание бюджетной обеспеченности регионов требует значительных объёмов межбюджетных трансфертов.

Роль бюджета в социально-экономическом развитии и направления совершенствования бюджетной политики

Государственный бюджет является основным инструментом реализации стратегических национальных приоритетов. Через расходные статьи происходит финансирование человеческого капитала (образование, здравоохранение), инфраструктурных проектов, научных исследований и инноваций. Сбалансированная и предсказуемая бюджетная политика формирует благоприятный инвестиционный климат, способствуя долгосрочному экономическому росту. Для повышения эффективности бюджетной политики и снижения выявленных рисков предлагаются следующие меры:

1. Диверсификация доходной базы:

– Стимулирование развития несырьевых, высокотехнологичных секторов экономики через целевые налоговые льготы и государственно-частное партнёрство.

– Совершенствование налогового администрирования для легализации теневого сектора и расширения налогооблагаемой базы.

– Внедрение элементов прогрессивного налогообложения с одновременным снижением фискальной нагрузки на малый и средний бизнес.

2. Повышение эффективности и оптимизация расходов:

– Внедрение системы оценки эффективности бюджетных расходов для каждого государственного проекта и программы.

– Увеличение доли капитальных, инвестиционных расходов в структуре бюджета для обеспечения долгосрочного роста.

– Проведение регулярного аудита и оптимизации действующих расходных обязательств.

3. Укрепление бюджетной устойчивости и прозрачности:

– Соблюдение и развитие «бюджетных правил», сдерживающих дефицит и рост госдолга, с учётом новых экономических реалий.

– Формирование адекватных резервных фондов для покрытия непредвиденных расходов.

– Повышение прозрачности бюджетного процесса через публикацию детализированной отчётности и развитие цифровых платформ общественного контроля.

4. Сглаживание региональных диспропорций:

– Совершенствование методики распределения межбюджетных трансфертов с акцентом на стимулирование регионов к наращиванию собственной экономической и налоговой базы.

Заключение

Проведённый анализ подтверждает ключевую роль государственного бюджета в обеспечении социально-экономического развития России. Однако устойчивость бюджетной системы подвержена рискам, обусловленным зависимостью от сырьевого экспорта, хроническим дефицитом и растущими расходами. Для перехода к модели устойчивого роста необходима целенаправленная бюджетная политика, направленная на диверсификацию доходов, повышение эффективности каждого бюджетного рубля, укрепление финансовой дисциплины и прозрачности. Реализация предложенных рекомендаций будет способствовать созданию условий для долгосрочной макроэкономической стабильности, повышения качества жизни граждан и укрепления экономического суверенитета страны.

Литература:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

2. Федеральные законы об исполнении федерального бюджета за 2020–2024г.

3. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2021.

4. Официальные данные Министерства финансов РФ об исполнении федерального бюджета.

5. Финансы: Учебник / под ред. А. Г. Грязновой, Е. В. Маркиной. — М.: Финансы и статистика, 2020.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №52 (603) декабрь 2025 г.
📄 Препринт
Файл будет доступен после публикации номера

Молодой учёный