Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.10.2021

Статья просмотрена: 32 раза

Библиографическое описание:

Суходеева, П. И. Социально-психологические факторы приверженности организации педагогов / П. И. Суходеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 70-75. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84735/ (дата обращения: 19.01.2022).



В современном мире усиленно изучается и разрабатывается проблема приверженности различных отраслей, что обуславливает актуальность данной статьи. На сегодня большее научное внимание как отечественных, так и зарубежных ученых обращено к исследованиям, посвященным проблемам организационной приверженности. Особенно актуальны исследования гуманитарного направления: данный вопрос задействован как в собственных социально-психологических исследованиях, так и в исследованиях смежных наук. Организационная приверженность подразумевает под собой человека, который идентифицирует себя с организацией и образует с ней единую систему. Представлена трехкомпонентная модель приверженности учителей. Одну четвертую из них — 25 % — составляют учителя общеобразовательных учреждений, духовно и эмоционально привязанных к организации, они проявляют к своей организации любовь и считают ее неотъемлемой частью своей жизни. Нормативную профессиональную приверженность имеют 41 % опрошенных, к данной группе относятся удовлетворенные своим трудом педагоги, которые сделали осознанный выбор в своей профессии, но не исключают возможность смены сферы своей деятельности по тем или иным причинам. К группе с вынужденной приверженностью относятся 25 % от общего числа опрошенных педагогов. Такие учителя «имеют претензии» к своей работе, не совсем удовлетворены положением дел и готовы, либо намереваются отказаться от своей профессии. Кризисная приверженность выявлена у наименьшего числа школьных педагогов — 9 %. Учителя данной группы выражают особое неудовлетворение своей профессией и желают ее покинуть. Некоторыми компонентами проведенного исследования стали такие предикторы, как: стаж работы педагогом, мотивы входа в профессию, ценности учителей, уровень удовлетворенности своим трудом. Описаны половозрастные особенности представителей профессии по каждой из категорий. По окончании исследования сформулированы выводы о том, что профессиональная приверженность педагогов общеобразовательных учреждений носит неустойчивый характер. Выявлено, что каждый третий из опрошенных учителей потенциально готов либо же планирует в будущем отказаться от своей профессии в пользу другой. Данный факт говорит о необходимости повышения лояльности педагогов путем стимулирования их как материальным, так и нематериальными методами. Материалы, полученные в ходе исследования, позволяют углубиться в отношение педагогов к своей работе и выявить особенности их профессиональной приверженности. Более того, результаты проведенного опроса могут быть полезны при разработке федеральных и региональных программ профессиональной и социальной поддержки школьных учителей.

Ключевые слова : приверженность организации, организационная приверженность, лояльность, приверженность сотрудников, педагог, учитель, профессиональные мотивы, профессия педагога, общеобразовательные учреждения.

Актуальность . На сегодняшний день успех любой организации, будь то частная, либо государственная, зависит от лояльности ее сотрудников. Чем более человек привержен организации, тем успешнее такая организация функционирует на существующем рынке труда. Именно поэтому в современном мире феномен организационной приверженности активно изучается различными науками и рассматривается отечественными и зарубежными авторами в их трудах. Авторы исследуют и описывают существующие модели приверженности [1, 4, 8, 9,]; разрабатывают подход к содержанию приверженности/лояльности [5, 9, 10] и пр.

Поскольку общеобразовательные учреждения являются неотъемлемой частью нашего прошлого, настоящего и будущего, приверженность педагогов все более активно изучается как в западной, так и в отечественной психологии — выявлены значимые различия в уровне организационной лояльности между школьными педагогами и сотрудниками сферы «человек — человек» [10], определено, что уровень организационной приверженности сотрудников учреждений дополнительного образования детей и начального профессионального образования ниже, чем уровень организационной приверженности у сотрудников дошкольного, общего и среднего профессионального образования, описаны особенности организационной лояльности педагога, работающего в условиях виртуальной образовательной среды [9], изучен уровень приверженности педагогов из Турции [7] — все это подчеркивает важность и актуальность изучения организационной приверженности учителей. Можно предположить, что изучение организационной приверженности может позволить лучше понять специфику отношения педагога к организации, в которой он работает, так как феномен организационной приверженности связан с удовлетворенностью работой, вовлеченностью в свою деятельность и трудоспособностью на благо организации и т. д.

Однако, несмотря на имеющийся интерес и изученность данной проблемы, до сих пор существует различное понимание организационной приверженности, в целом, и организационной приверженности педагогов, в частности: нет единого понимания содержания понятия «организационная приверженность»; наряду с понятием «приверженность» используется понятие «лояльность»; используются различные модели организационной приверженности; имеются расхождения по вопросам детерминант и коррелят приверженности и т. д.

По мнению некоторых авторов, организационная приверженность определяет уровень эмоционально положительного отношения сотрудника к своей компании, готовность человека принять на себя ответственность за существующие принципы организации, принимать ее ценности, цели и интересы как свои собственные. Например, М. И. Магура и М. Б. Курбатова [9] в своих научных трудах описывают организационную приверженность человека как психологический настрой, вызывающий у человека желание совершать действия направленные на благо организации, действовать в интересах ее целей и сохранять членство в ней. Дж. Гринберг, Р. Бэйрон и их коллеги по научным трудам считают организационную приверженность более высоким уровнем лояльности, называют ее частным случаем лояльности. [3]. Л.Портер и некоторые другие дают определение организационной приверженности как «готовность сотрудника прилагать большие усилия в интересах организации, желание остаться в организации, принятие ее целей и ценностей» [2].

Из определений, данных организационной приверженности учеными, следует, что приверженность отражает, во-первых, положительный эмоционально-психологический настрой по отношении к своей компании, во-вторых, не только готовность, но и желание напряженно трудиться во благо организации, при этом разделяя ее цели и ценности и, в-третьих, желание сотрудника в долгосрочной перспективе продолжать трудиться в своей организации.

Выборочная совокупность объекта исследования из 84-х человек состояла из педагогов общеобразовательных школ, большинство из которых — женщины в возрастной категории от 41 до 45 лет, с общим педагогическим стажем более 20 лет, из которых непрерывный стаж работы в одном учреждении 16–20 лет. Опрос учителей был проведен в первых двух месяцах третьего квартала настоящего года.

Организационная приверженность опрошенных педагогов исследовалась исходя из ответов на следующие вопросы: «Есть ли у Вас желание сменить сферу своей деятельности?» и «Что бы могло повлиять на отказ от профессии учителя?».

В случае, где ответ был однозначным «Профессию учителя ни в коем случае не поменяю на другую», педагоги были отнесены к первой группе с аффективной приверженностью. Во вторую группу с нормативной приверженностью были отнесены те, которые в настоящем не планируют менять свою деятельность, но, по тем или иным причинам, теоретически могли бы предположить возможность смены сферы своей нынешней деятельности. В третьей группе «вынужденно приверженных» оказались те, кто затруднился ответить, хотят они продолжать работать учителями, либо же хотят сменить профессию. К четвертой группе с кризисной приверженностью были отнесены те школьные педагоги, которые озвучили свое однозначное желание сменить свою профессию.

Всем известно, что процесс профессиональной социализации подразумевает под собой взаимодействие факторов, которые обуславливают проявление того или иного типа профессиональной приверженности, именно поэтому основным методом анализа был выбран так называемый «метод дерева классификаций». Данный метод позволяет определить как основные, отдельные предикторы, так и взаимовлияние этих предикторов. [6].

За целевую переменную для каждой из анализируемых категорий выступала дихотомическая переменная, которая определяет наличие или отсутствие признака. В качестве предикторов использовались дихотомические переменные, которые были преобразованы из ответов на вопросы: «Что бы могло Вас подтолкнуть на смену своей профессиональной деятельности?», «Почему Вы выбрали профессию педагога?», «Расскажите, какие у Вас духовные ценности, какие условия жизни имеют для Вас первостепенное значение?» и «Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребенок выбрал профессию учителя?».

Мотивация выбора своей профессиональной деятельности, ценностные ориентации и желание, либо же, наоборот, нежелание смены профессиональной деятельности прямо влияет на типы профессиональной приверженности педагогов. Из таблиц 1 и 2 можно делать выводы, что главным дифференцирующим признаком является выраженность мотива «любовь к детям».

Таблица 1

Предикторы профессиональной приверженности педагогов

Предикторы приверженности

Аффективная

Нормативная

Вынужденная

Кризисная

Мотивы выбора профессиональной деятельности

Любовь к детям, ярко выраженный интерес к профессии педагога, возможность проявления творческого потенциала

Осознанный выбор, возможность проявления творческого потенциала

Случайный выбор, отсутствие мотива «любовь к детям»

Случайный выбор, отсутствие мотива «любовь к детям»

Мотивы возможного ухода из профессиональной деятельности

«Ни при каких обстоятельствах» не собираются менять профессию

низкая зарплата, усталость в сочетании с отсутствием перспектив, психологическая усталость, усталость в сочетании с низким статусом учителя

высокая психологическая нагрузка в сочетании с низкой заработной платой

стечение обстоятельств/ низкий статус учителя в сочетании с низкой заработной платой

Ценностные ориентации

Ценность работы по профессии, патриотизм, отсутствие выбора ценности «материальный достаток»

Уважение окружающих, патриотизм

Спокойная, размеренная жизнь, наличие достатка

Демократизм; наличие достатка в сочетании с ценностью «спокойная жизнь»

Ровно четверть из опрошенных имеют аффективную приверженность. Именно этой группе присуще преобладание терминальных ценностей и мотивов выбора своей профессиональной деятельности. На вопрос «Почему Вы выбрали профессию педагога?» большая часть ответила «Из-за любви к детям», меньший же процент опрошенных (24 %) ответили о своих мотивах выбора профессии следующее: «Интерес к профессии», «Возможность проявления своего творческого потенциала». Значимые для данной категории учителей ценности «работа по профессии» и нематериальная мотивация труда говорят о их выраженной профессиональной ориентированности.

К данному типу относятся учителя женского пола старше тридцати лет, имеющие семью и чей профессиональный стаж составляет 16 лет и более. Данные педагоги отличаются сравнительно высоким показателем социального и профессионального самочувствия. Так, можно предположить, что преобладание в данной категории учителей старшего возраста обусловлено «естественным отбором» или постепенным уходом из профессии учителя тех, кто по тем или иным причинам не чувствовал к ней призвания.

Педагоги с нормативной и вынужденной приверженностью (41 и 25 %) очень схожи в декларируемых причинах вероятного ухода из профессиональной деятельности, но различны по причинам получения профессии. Так, например, группа учителей с нормативной приверженностью получали свою профессию осознанно, руководствуясь желанием получения профессии с возможностью проявления своего творческого потенциала. А вот группа с вынужденной приверженностью напротив, не совсем понимают, почему они сделали свой выбор в пользу профессии педагога и называют свой выбор «случайностью». Помимо прочего, как видно из таблицы 1, данные типы имеют весомые различия и по ценностным ориентациям. Если в первом случае группа ценит «уважение окружающих людей» и проявляет «патриотизм», то во втором случае группе необходимо «спокойной и размеренной жизни» и «достатка», что подчеркивает направленность данного типа на индивидуализм.

Как и в случае с группой «аффективных приверженцев», нормативной приверженностью обладают педагоги со стажем 16 и более лет. Но, как правило, к данной группе относятся педагоги более старшей возрастной категории 46–55 лет. Данная группа педагогов общеобразовательных учреждений не всегда удовлетворена уровнем оплаты своего труда, но в целом удовлетворены своей профессией и работой.

Говоря о педагогах с вынужденной приверженностью необходимо отметить, что, как правило, это молодые девушки, не обладающие длительным педагогическим стажем, и неудовлетворенные заработной платой.

Наименьшую долю из опрошенных, (9 %) составляют учителя с кризисной приверженностью. Данной категории характерно полное отсутствие такого мотива, как «любовь к детям». Большая доля опрошенных из группы кризисной приверженности попала в свою профессиональную деятельность абсолютно случайно и не смотря на имеющийся, пусть и не настолько значительный, стаж, не принимает себя в роли педагога. В качестве мотивов возможного ухода из профессиональной деятельности называют «низкий социальный статус и невысокий уровень материального достатка».

Некоторые из социально-демографических характеристик, таких, например, как семейный статус, при необходимости позволяют достаточно легко оставить профессию педагога и сменить ее на любую другую. Из таблицы 2 видно, что мужчин в этой категории сравнительно выше. Это указывает на гендерную специфику профессиональной приверженности.

Таблица 2

Социально-демографические характеристики категорий по каждому из типов приверженности

Характеристики

Типы приверженности

Аффективная

Нормативная

Вынужденная

Кризисная

Пол

Мужчины

7

7

12

22**

Женщины

93

93

88

79

Семейный статус

Женаты (замужем)

73

71

67

62

Холостые (не замужем)

13

14

24*

19

Разведенные

6

9

4

12

Вдовые

8

7

5

6

Нет детей

11*

18

28

30

Возраст

До 30 лет

9**

14

25

21

31–45 лет

40

39

47**

35

46–55 лет

32

32

26

32

55 лет и старше

19

15

4**

12

Педагогический стаж

Менее 5 лет

7**

14

27**

17

6–15 лет

14

16*

25

23

16–25 лет

35

32

25

25

26 лет и старше

44**

38*

23**

35

Социальное и профессиональное самочувствие

Устраивают условия работы

92**

86

79

69**

Устраивает профессия

100**

99**

92*

78**

Устраивает заработная плата

41**

25

14**

15**

Устраивают отношения с коллегами

99

98

98

91**

Устраивают отношения с руководством

98

98

96

84**

По результатам проведенного исследования выявлена аморфная и неустойчивая структура профессиональной приверженности педагогов. Ядро профессиональной группы составляет четвертую часть опрошенных педагогов с выраженной аффективной приверженностью к профессии.

Оставшаяся, большая часть опрошенных педагогов (75 %), проявляют не столь положительно окрашенное отношение к профессии учителя и потенциально готовы сменить сферу своей деятельности. Стимулами, подталкивающими учителей на негативное отношение к профессии, являются психологическое выгорания и неудовлетворительный уровень заработной платы за труд.

Таким образом, для изменения долей организационной приверженности и повышения их в большую сторону к аффективной, обществу необходимо помочь учителям повысить степень социального самочувствия, а государству, в лице институтов управления образованием, выполнить задачу по повышению как морального, так и материального состояния педагогов.

Конечно, повышение уровня оплаты труда педагогов не может дать стопроцентного результата и однозначно повысить уровень преподавательства. Материальный уровень не является определяющим фактором ни для одной из исследованных групп и в ситуации с повышением лояльности педагогов к своей профессии необходим комплексный подход. Если мы говорим о трех группах педагогов, за исключением тех, кто имеет кризисную приверженность, вполне действенными и реализуемыми мерами по повышению уровня лояльности окажется привлечение педагогов к процессу принятие решений, повышение уровня коллегиальности, сокращению нагрузки, возможность проявления и реализации творческого потенциала каждой из личности по отдельности и проявления коллективных творческих способностей. То есть мы можем говорить о том, что повышение нематериального уровня может оказать более положительный эффект, чем уровень материальный, особенно когда речь идет о лицах с аффективной приверженностью. Несмотря на то, что педагоги из данной группы вполне удовлетворены действующим положением, им не столь важен уровень материального заработка, им присущ «антимеркантилизм» и они не намереваются менять сферу своей деятельности ни при каких обстоятельствах, необходимо поддержать данную группу и не допустить снижение лояльности и заинтересованности этих учителей. Педагоги из группы социальной приверженности могут стать хорошим примером для своих коллег из остальных групп и даже, в некоторой степени, мотивировать их на повышение лояльности к своей профессии.

Помимо прочего, необходимо изначально начинать грамотную работу с педагогическими кадрами в школах, вузах, и продолжать такую работу на всех этапах профессиональной социализации, в том числе в процессе трудовой деятельности. Именно в течение всего периода профессиональной работы формируется и укрепляется профессиональная приверженность организации.

Литература:

  1. Meyer, J. P. A three-component conceptualization of organizational commitment [Text] / J. P. Meyer, N. J. Allen // Human Resource Management Review. — 1991. — Vol. 1. — P. 84.
  2. Porter L.W, Steers R.M, Mowday R.T Organizational commitment, job satisfaction, and turnover among psychiatric technicians // Journal of Applied Psychology. — 1974. — Vol. 59. — P. 603–609
  3. Дж. Гринберг Бэйрон Р. Организационное поведение: от теории к практике / Пер. с англ. О. В. Бредихина, В. Д. Соколова. — М.: ООО «Вершина», 2004. — 912 с
  4. Доминяк, В. И Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации [Текст]: дис. … канд. психол. наук:19.00.05 / Доминяк Владислав Игоревич. — СПб, 2006. — С. 3–62.
  5. Доминяк, В. И. Различные подходы к феномену лояльности и безопасность организации [Текст] / В. И. Доминяк // Теория и практика становления и развития школы безопасности: Сборник тезисов докладов всероссийской научно-практической конференции. — СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001
  6. Икбал, А. Лояльность сотрудников и организационной приверженности в Пакистанской организации [Текст]. — 2015. — С. 2.
  7. Калабин, А. Наш человек — не наш человек [Текст] / А. Калабин // Отдел кадров. — 2004. — № 11. — С. 129–130.
  8. Калашников, А. И. Организационная лояльность педагогов в условиях виртуальной образовательной среды [Текст] / А. И. Калашников // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 4. — С. 103–107.
  9. Магура, М. И. Современные персонал-технологии [Текст] / М. И. Магура, М. Б. Курбатова // Управление персоналом. — 2001. — № 6. — С. 45–50.
  10. Новикова, О. В. Особенности организационной приверженности у школьных педагогов [Текст] / О. В. Новикова // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): организационная приверженность, профессиональная деятельность, группа, педагог, профессия, возможность проявления, заработная плата, профессия педагога, профессия учителя, творческий потенциал.


Ключевые слова

профессиональные мотивы, общеобразовательные учреждения, педагог, учитель, лояльность, приверженность организации, организационная приверженность, приверженность сотрудников, профессия педагога
Задать вопрос