Каким должен быть современный учитель? | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 17 августа, печатный экземпляр отправим 21 августа.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шумская О. А., Придворева И. Г. Каким должен быть современный учитель? [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14619/ (дата обращения: 15.11.2019).



Статья посвящена вопросам современного учителя и ученика. Проанализированы понятия учитель и ученик. Особое внимание уделяется характеристикам присущим учителю и ученику на современном этапе развития общества.

Ключевые слова: учитель, ученик, обучение, качества, ребенок, воспитание.

Образование является неотъемлемой частью любого общества. Общество не может динамично развиваться, не преобразуя образовательную систему. Образованные и грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в ХХI веке. Образование в современном мире — это важнейшее условие роста социального и экономического благосостояния, ресурс устойчивого развития страны. [1] Д. Хиббен говорил о том, что образование — это умение правильно действовать в любых житейских ситуациях. Окружающий мир меняется с огромной скоростью, и соответственно способы обучения должны измениться. Процесс обучения должен быть диалогическим, поисковым, проектным.

Мы живем в быстро меняющемся мире, внедряются новые технологии, увеличивается объем знаний. Постепенно уходит в прошлое традиционная школа — школа объяснения знаний, всё активнее набирает силу школа нового исторического типа — школа развития. Школе необходим учитель, имеющий творческие идеи, проявляющий интерес к разработке и реализации новых учебных программ, способный использовать инновационные педагогические технологии.

Учитель — профессия, востребованная во все времена. Это тот вид деятельности, который обсуждается и оценивается всеми. Каждый был в свое время учеником, почти все побывали родителями, многие испытали себя в роли педагога. Поэтому тема качеств современного учителя всегда интересна. А взаимоотношения учителя и ученика — это насущная тема для обсуждения на протяжении многих веков. [2]

Проанализировав методическую литературу, удалось выяснить, что учитель — это специалист в области образования, преподаватель. В свою очередь ученик — это учащийся в различных учебных заведениях; лицо, пользующееся уроками и наставлениями другого в какой-либо области знаний.

Современный учитель — это, прежде всего, умелый учитель. Он отлично справляется с главным заданием своей профессии. Это человек, которому дано обучать других. Хороший учитель дарит детям удивительное качество — способность познавать мир и развиваться. Он учит воспринимать, обрабатывать и самостоятельно применять информацию.

Добиться этого может лишь тот педагог, который обладает такими характеристиками:

– любит детей и проявляет к ним интерес;

– знает психологию школьников разных возрастов;

– ценит неповторимость личности ребенка;

– умеет наблюдать за поведением детей и делать выводы;

– может оценить интеллектуальный потенциал и построить стратегию индивидуального развития ребенка;

– легко общается с детьми, добивается их любви и уважения;

– успешно руководит детским коллективом;

– глубоко знает свой предмет;

– готов к инновациям и стремится развиваться.

Важно помнить, что существуют и этические нюансы в профессии педагога. Права учителей обеспечивают возможность знакомиться с некоторыми документами учеников и их родителей. Это позволяет педагогу лучше организовать работу с подопечными. Но учителю запрещено разглашать конфиденциальную информацию о детях и их семьях.

spacer

Каким должен быть современный учитель?

19.1% (476)

компетентным;

11.9% (295)

мобильным;

9.7% (241)

гуманным;

6.6% (163)

практичным;

13.8% (344)

порядочным;

17.8% (443)

увлеченным;

11.8% (293)

неунывающим

9.3% (231)

другое

Исходя из опроса, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества учителя хотят видеть 19,1 % — компетентным, 17,8 % — увлеченным, 13,8 % — порядочным.

Современный ученик: какой он? Интеллектуально одаренный, с богатым внутренним миром или креативный? Это духовная личность, интеллектуально развитая, креативно одаренная, которая помнит историю своей Родины, полна стремлений и желаний жить и творить. Но, к сожалению, увы, это не всегда так. И год от года тех, кто ничего не хочет, тот кто учёбу ставит на последнее место, добрые человеческие чувства и отношения не ценит, становится всё больше.

Вот 9 важнейших особенностей, присущих современным ученикам:

– легкое восприятие информации;

– высокий интеллектуальный потенциал и разнообразие его проявлений;

– умение быстро осваивать технические приспособления, электронные новинки;

– прагматичность;

– слабая ориентация в проблемах реального мира;

– невысокий уровень двигательной активности;

– низкий уровень социальной и коммуникативной компетентности;

– недостаточный самоконтроль;

– снижение учебной мотивации.

Такие разные характеристики современных детей создают особые предпосылки для учительского творчества. Изучая новые подходы и сохраняя педагогические находки прошлых лет, настоящий профессионал строит свою систему обучения. Учитель должен быть интересен каждому ребенку. Поэтому современный педагог просто обязан быть гибким. [3]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития общества современному ученику нужен современный учитель, потому что сейчас ученики быстрые, ловкие, креативные, компетентные.

Бытует мнение, что труд учителя — неблагодарный труд. И только тот, кто посвятил жизнь педагогической деятельности, может опровергнуть это суждение. «Сердце отдаю детям»- так назвал одну из своих книг В. А. Сухомлинский, поработавший в школе более трех десятков лет. Эта прекрасная метафора выражает суть педагогической деятельности, если она становится призванием.

Значимость роли учителя в прогрессивном развитии общества определил русский педагог К. Д. Ушинский (1823–1956): «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра и сознает, что его дело, скромное по наружности — одно из величайших дел истории, что на этом зиждутся царства и им живут целые поколения».

Литература:

  1. Арутюнова, Ю. П. Современные образы в школе / Ю. П. Арутюнова. — М.: Эксмо, 2015. — 496 c
  2. Гордеева, М. Т. Педагогика: Учебное пособие / М. Т. Гордеева. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 447 c.
  3. Кандобарова, Э. Б. Общая педагогика: Учебное пособие / Э. Б. Кандобарова. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2012. — 208 c.
Основные термины (генерируются автоматически): современный учитель, ребенок, ученик, учитель, педагогическая деятельность, современный ученик, современный этап развития общества.

Похожие статьи

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание...

Изменение роли учителя в современной школе

учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика; – учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные

Для диагностики функций учителя в современной школе мы проверили анкетирование педагогов МОУ «Шелаевкася СОШ» с...

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

Современный учитель — это человек преданный своему делу и своим ученикам. Педагоги должны раскрывать лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний, создавать ситуации успеха...

Имидж современного учителя глазами учеников

Основные термины (генерируются автоматически): имидж, ученик, учитель, учебный процесс, современный учитель, педагогическое

учитель, школа, образовательный процесс, общество, современное общество, предметная область, педагогическая деятельность...

Педагогические требования к учителю современной...

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком.

Вместе с тем, природа современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического

Анализ требований к современному учителю показывает, что он должен быть готов к анализу...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм. Каждый учитель строит себе собственную школу, Подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых...

Для современного ученика образ учителя формируется сегодня.

Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает

Актуальной задачей на современный этап является то, что сегодняшний учитель должен давать детям...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса

Современный педагог соединяет в себе любовь к делу и к студентам, умеет не только учить

Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его...

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Она, бесспорно, формирует профессиональную культуру учителя, позволяет успешно выстраивать отношения с учениками и создавать условия для творческого развития школьник. Педагог — это добрый и верный друг, к которому всегда можно обратиться за помощью.

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком.

Актуальной задачей на современный этап является то, что сегодняшний учитель должен давать детям

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность.

Похожие статьи

Роль и миссия учителя в современном образовательном процессе

Современное обучение – это сотрудничество, совместная деятельность педагога и ученика. Учитель и школьник являются партнёрами в учебном процессе. Современный урок отличается наличием элементов активной работы учащихся. Задачей учителя становится создание...

Изменение роли учителя в современной школе

учитель-тьютор: осуществляет педагогическое сопровождение ученика; – учитель-психолог: учитывает в своей работе возрастные и индивидуальные

Для диагностики функций учителя в современной школе мы проверили анкетирование педагогов МОУ «Шелаевкася СОШ» с...

Роль учителя в современной школе | Статья в сборнике...

Современный учитель — это человек преданный своему делу и своим ученикам. Педагоги должны раскрывать лучшие качества, заложенные в душе ребенка, поощрять его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний, создавать ситуации успеха...

Имидж современного учителя глазами учеников

Основные термины (генерируются автоматически): имидж, ученик, учитель, учебный процесс, современный учитель, педагогическое

учитель, школа, образовательный процесс, общество, современное общество, предметная область, педагогическая деятельность...

Педагогические требования к учителю современной...

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком.

Вместе с тем, природа современной профессиональной деятельности учителя требует нового педагогического

Анализ требований к современному учителю показывает, что он должен быть готов к анализу...

Навыки преподавателя 21 века как условие и показатель качества...

Ключевые слова: навыки современного педагога, интеграция новых методов обучения, современные технологии, профессиональное развитие, динамизм. Каждый учитель строит себе собственную школу, Подбирая для себя у всех предшественников то, что нужно именно ему.

Портрет учителя как собирательный образ исследований ученых...

Для современного ученика образ учителя формируется сегодня.

Учитель — профессионал не ходит на работу, не отбывает учебные часы, а совместно с детьми проживает

Актуальной задачей на современный этап является то, что сегодняшний учитель должен давать детям...

Компетентный преподаватель — педагог-мастер

Каждой стадии развития общества соответствуют свои форма и содержание процесса

Современный педагог соединяет в себе любовь к делу и к студентам, умеет не только учить

Современный учитель — человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его...

Педагогическая философия учителя | Статья в сборнике...

Она, бесспорно, формирует профессиональную культуру учителя, позволяет успешно выстраивать отношения с учениками и создавать условия для творческого развития школьник. Педагог — это добрый и верный друг, к которому всегда можно обратиться за помощью.

Мыслители Востока и Запада о социальной значимости...

Учитель — посредник между обществом и растущим человеком.

Актуальной задачей на современный этап является то, что сегодняшний учитель должен давать детям

Опыт убеждает, что влияние учителя на ученика, успешная его педагогическая деятельность.