Пути совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 18.10.2021

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Паршин, В. А. Пути совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел / В. А. Паршин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 112-115. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84688/ (дата обращения: 03.12.2021).



Современное состояние российского общества с происходящими в нем преобразованиями характеризуется противоречивым и трудным поиском путей справедливого урегулирования общественных отношений. Особо наглядно данное положение дел отражается на правоохранительной сфере, где ежедневно прилагаются серьезные усилия государственных органов по наведению надлежащего правопорядка. Достижение таких жизненно важных целей и задач напрямую связано не только с выявлением и познанием закономерностей определенных социальных явлений и научным управлением происходящими процессами, но и с совершенствованием действующих систем управления.

Указом Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в ред. от 1 марта 2011 г.) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» [2] и от 1 марта 2011 г. № 248 (в ред. от 13 июля 2020 г.) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» [3] были заложены основы масштабного реформирования системы МВД России. В целях повышения эффективности действующей системы органов внутренних дел предполагается разработать и реализовать комплекс предложений по совершенствованию деятельности данных органов [13], важнейшее место среди которых отводится совершенствованию форм и методов механизма управления.

Комплексное исследование путей совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел, на наш взгляд, требует, прежде всего, раскрытия сущности понятий «метод управления» и «форма управления», поскольку именно из специфического понимания их природы исходят устоявшиеся и широко распространенные в современной науке подходы к интерпретации указанных явлений в обществе.

Обращаясь к вопросу содержания категории «методы управления», В. Ю. Ухов утверждает, что в качестве такого следует рассматривать совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей [32, c. 5]. Исследователями С. И. Захарцевым, С. Ф. Мазуриным и К. Г. Прокофьевым методы управления определяются как способы осуществления организующего влияния в отношении субъектов и объектов управления [15, c. 89–98]. Для А. Д. Ульянова и А. В. Жаглина методы управления трактуются как явления раскрывающего образ действия субъекта в ходе осуществления управления [31, c. 74–79]. Методы управления для других правоведов, Н. С. Сидоровой, И. Г. Соколовой и И. В. Кудрявцевой, есть сознательно и последовательно применяемые средства влияния управляющего субъекта посредством своей деятельности на управляемые объект [29, c. 486].

Говоря в контексте методов системы управления органов внутренних дел, М. С. Дикунова, М. А. Кужеватов, П. А. Гончаров и И. О. Белоконев сравнивают их с совокупностью способов, приемов и правил, используемых в практической деятельности органов управления для воздействия на подчиненные органы управления, подразделения и учреждения с целью достижения эффективного и полного выполнения ими поставленных задач [12, c. 62]. Г. В. Атаманчук включает в анализируемую категорию способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использование правовых и организационных форм влияния на сознание и поведение подчиненных сотрудников в управляемых общественных процессах, отношениях и связах [5, c. 219].

Ю. Е. Аврутин подразумевает под методами системы управления в органах внутренних дел способы практического осуществления целей, задач и функций управления органами внутренних дел [22, c. 34]. Не соглашаясь с таким подходом, Н. В. Лукашов интерпретирует методы системы управления органов внутренних дел как способы управленческого воздействия на подразделения и конкретного сотрудника [19, c. 129]. М. И. Еропкин отмечает, что методы системы управления в органах внутренних дел есть способы целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений в целях обеспечения с их стороны поведения, необходимого для решения задач, достижения целей и осуществления функций управления [33, c. 37].

Отдавая должность попыткам ученых предложить интерпретацию понятия «методы управления», мы предлагаем свое видение данного вопроса. В контексте методов управления органов внутренних дел мы считаем обоснованным говорить о совокупности приемов, средств и способов воздействия в отношениях субъектов и объектов управления с целью принятия управленческих решений для достижения поставленных задач.

Е. С. Крапивина трактует общие и специальные методы управления органов внутренних дел [18, c. 306]. М. Е. Верстова, С. А. Полежаева, А. Н. Поляков и И. Л. Романовский уверены в наличии административно-правовых и административно-организационных методов управления ОВД [7, c. 52]. И. Г. Бавсун понимает императивные, поручительные и рекомендательные методы управления органов внутренних дел [6, c. 216]. В. С. Комаровский и Л. В. Сморгунов представляют верным выделять такие методы управления ОВД, как обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать какие-либо действия и запрещающие совершение тех или иных действий [25, c. 71]. О. Л. Морозов объясняет административные, экономические и социально-психологические методы [24, c. 65]. Н. Ю. Костюченко рассматривает нормативные и индивидуальные методы управления ОВД, а М. И. Пискотин ассоциирует методы воздействия на управляемые объекты и методы работы самих органов управления [35].

Методы управления системы управления органов внутренних дел находят внешнее выражение в определенных формах управления.

Так, раскрывая сущность термина «форма управления», М. В. Пучкова говорит о внешнем проявлении конкретных действий, используемых органами исполнительной власти для реализации поставленных перед ними задач [27, c. 23]. С точки зрения Ю. Н. Старилова, форма управления представляет собой внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами [30, c. 11]. С. М. Кибакин заявляет о форме управления как об определенной части управленческой деятельности органа, его структурных подразделений и должностных лиц [16, c. 120].

Рассуждая о формах управления органов внутренних дел, В. В. Шведов расценивает их как управленческие действия, имеющие внешнее проявление или внешне выраженный результат управленческой деятельности [34, c. 29]. По нашему мнению, о формах управления органов внутренних дел следует говорить, как о внешнем выражении практической реализации функций и методов управления, самого управляющего воздействия, конкретных действий, производимых в процессе осуществления органами внутренних дел деятельности. Именно формы управления обеспечивают возможность реализации управленческих функций и мероприятий.

Ю. Ю. Орлова делает акцент на правовых, т. е. когда правомерное действие влечет наступление юридических последствий, и неправовых формах, когда правомерное действие не порождает юридических последствий [23, c. 193]. Схожая позиция представлена А. Г. Маркушиным и В. В. Казаковым, которые демонстрируют возможность выделения нормативной, имеющей юридическое содержание путем установления нормативным правовым актом, и ненормативной формы системы управления органов внутренних дел [20, c. 170]. В свою очередь П. П. Глущенко, Н. Н. Жильский, В. И. Кайнов и И. В. Куртяк акцентируют внимание на таких формах управленческой деятельности органов внутренних дел, как организационные мероприятия, материально-технические операции, нормотворческая и правоприменительная деятельность [9, c. 75] и др.

Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, отметим, что формы и методы системы управления органов внутренних дел применяются в определенной последователи и цикличности. При этом эффективность применения данных форм и методов следует оценивать с точки зрения их влияния на уровень использования в деятельности органов внутренних дел потенциальных возможностей подчиненных сил и средств в конкретных условиях обстановки при решении поставленных им задач и выполнении возложенных обязанностей.

О наличии ряда трудностей на практике в вопросах реформирования и совершенствования форм и методов управления органов внутренних дел свидетельствует отсутствие единой системы правового регулирования управленческой деятельности в органах внутренних дел. А. В. Демиденко подчеркивает, что недостаточность и бессистемность существующих правовых норм для обеспечения должного и эффективного управленческого процесса выражается не только в недостатках определенных нормативных предписаний о сущности управленческой деятельности и основных направлений такой деятельности в органах внутренних дел, но и разрозненности положений действующих приказов и распоряжений Министерства Внутренних дел России о видах, функциях, формах и методах управления [11, c. 604]. Как справедливо указывают Н. С. Радченко, А. И. Азарова и С. С. Грецкая, одним из путей совершенствования, имеющих особую актуальность, является приведение нормативных правовых актов, регламентирующих управленческую деятельность в органах внутренних дел, в единой систему [28, c. 287]. В свою очередь М. А. Горностаева требует упорядочивания управленческих отношений, которое должно найти свое отражение в углубленной разработке и детализации положений об органах внутренних дел [10, c. 198].

В. И. Михайлов обращает внимание на необходимость улучшения функций контроля в силу наличия проблем неисполнения и ненадлежащего исполнения принятых управленческих решений на различных уровнях [21, c. 52]. Н. И. Верховец подмечает, что в настоящее время не все документы и решения требуют своевременного контроля, своевременно могут быть рассмотрены сотрудниками подразделения, чтобы поставить их на контроль, и, следовательно, их исполнение не контролируется [8, c. 105]. В то же время, как подмечают В. В. Корнеев и М. В. Корнеева, организация начальником контроля в органах внутренних дел должна начинаться с определения объектов и направления контрольной деятельности, а также форм и методов осуществления такого контроля [17, c. 34]. Ввиду наличия анализируемой проблематики А. И. Примакин высказывается о постановке управленческих решений в применяемые системы электронного документооборота, что позволит повысить эффективность и решит вопрос своевременности исполнения [26, c. 9]. Справедливой видится и позиция Н. Д. Андреева и В. В. Антонова, которые ссылаются на неполноту использования форм и методов управления органов внутренних дел. В качестве примера авторы говорят о применении в большинстве случаев императивного метода воздействия, игнорируя наличие социально-психологических приемов. И действительно, упомянутые способы не только мотивируют к эффективному исполнению сотрудниками своих служебных обязанностей, но и повышают инициативность деятельности представителей органов внутренних дел. Отсюда, в качестве одного из путей совершенствования форм и методов системы управления органов внутренних дел, А. В. Дюков обосновывает проведение специальных занятий по управлению подчиненными с использованием диспозитивных методов [14, c. 18].

Таким образом, на основании изложенного можно сделать вывод о том, что осуществляемая управленческая деятельность в системе органов внутренних дел нуждается в совершенствовании и требует не только разработки новых средств и технологий, но и повышения качества уже имеющихся форм и методов управления.

Литература:

  1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 7 дек.
  2. Указ Президента РФ от 24 декабря 2009 г. № 1468 (ред. от 01.03.2011) «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2009. 28 дек.
  3. Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 (ред. 13.07.2020) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 2 март.
  4. Приказ МВД России от 16 июня 2011 г. № 681 (ред. от 04.03.2020) «Об утверждении Положения о Департаменте информационных технологий, связи и защиты информации Министерства внутренних дел Российской Федерации»// Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
  5. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учебник. 3-е изд. М., 2013. 525 с.
  6. Бавсун И. Г. О возможностях совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел на современном этапе // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2016. № 16–1. С. 216–217.
  7. Верстова М. Е., Полежаева С. А., Поляков А. Н., Романовский И. Л. К вопросу о функциональной структуре системы управления ОВД в контексте решения современных задач правоохранительной деятельности // Вестник экономической безопасности. 2009. № 2. С. 50–56.
  8. Верховец Н. И. Совершенствование централизованных учетов ОВД на основе автоматизированных информационных систем: дис. … канд. юрид. наук. М., 2000. 191 с.
  9. Глущенко П. П., Жильский Н. Н., Кайнов В. И., Куртяк И. В. Административное право: краткий курс: пособие. 2-е изд. СПб., 2011. 276 с.
  10. Горностаева М. А. Формирование позитивного имиджа сотрудников ОВД как одно из направлений совершенствования деятельности ОВД // Научный поиск курсантов: сборник материалов Международной научной конференции. 2020. С. 198–199.
  11. Демиденко А. В. Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования. Электронный сборник статей по материалам XLIV студенческой международной научно-практической конференции. 2018. С. 604–608.
  12. Дикунова М. С., Кужеватов М. А., Гончаров П. А., Белоконев И. О. Формы, методы и принципы управления // Модернизация и устойчивое развитие современного общества: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции. 2017. С. 62–64.
  13. Дорожная карта дальнейшего реформирования органов внутренних дел Российской Федерации. М., 2012. 26 с.
  14. Дюков А. В. Организация системы информационно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. 371 с.
  15. Захарцев С. И., Мазурин С. Ф., Профьев К. Г. Методы административного управления: понятие и сущность // Юридическая наука: история и современность. 2018. № 6. С. 89–98.
  16. Кибакин С. М. Понятие и сущность административно-правовых методов управления // Вестник Московского университета МВД России. 2007. № 2. С. 119–123.
  17. Корнеев В. В., Корнеева М. В. Совершенствование управления органов внутренних дел для повышения эффективности влияния аппаратов МВД, ГУВД, УВД на организацию и конечные результаты работы // Общество и право. 2010. № 1 (28). С. 33–37.
  18. Крапивина Е. С. Организация системы управления органов внутренних дел // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 2 (46). С. 303–308.
  19. Лукашов Н. В. О повышении эффективности управления и снижении бюрократической нагрузки в территориальных органах внутренних дел в сфере совершенствования подготовки и исполнения управленческих документов // Труды Академии управления МВД России. 2016. № 2 (38). С. 128–132.
  20. Маркушин А. Г., Казаков В. В. Основы управления в органах внутренних дел. Нижний Новгород, 2017. 311 с.
  21. Михаилов В. И. Некоторые вопросы организации управленческой деятельности в органах внутренних дел // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2013. № 2 (60). С. 50–55.
  22. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. / под общ. ред. Ю. Е. Аврутина. М., 2018. 249 с.
  23. Орлова Ю. Ю. Характеристика основных направлений управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 8. С. 192–196.
  24. Основы управления в органах внутренних дел: учебник для вузов / А. Г. Маркушин, О. Л. Морозов. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2019. 198 с.
  25. Политико-административное управление: учебник / Общ. ред. В. С. Комаровский, Л. В. Сморгунов. М., 2004. 314 с.
  26. Примакин А. И. Система электронного документооборота (СЭД) в МВД России. СПб., 2020. 24 с.
  27. Пучкова М. В. Формы государственного управления: понятие и их общие признаки // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2015. № 4. С. 22–25.
  28. Радченко Н. С., Азарова А. И., Грецкая С. С. Пути совершенствования форм и методов управленческой деятельности в органах внутренних дел // Молодой ученый. 2019. № 3 (241). С. 286–288.
  29. Сидорова Н. С., Соколова И. Г., Кудрявцева И. В. Методы управления, их понятие и значение // Аллея науки. 2017. № 7. С. 485–491.
  30. Старилов Ю. Н. Административное право: в 2 ч. Ч. 2. Книга вторая: Формы и методы управленческих действий. Правовые акты управления. Административный договор. Административная юстиция. Воронеж, 2001. 432 с.
  31. Ульянов А. Д., Жаглин А. В. Методы руководства, применяемые в управленческой деятельности руководителя территориального органа внутренних дел // Вестник Воронежского института МВД России. 2012. С. 74–79.
  32. Ухов В. Ю. Методы управления в органах внутренних дел: курс лекций. СПб., 2019. 25 с.
  33. Фиалковская И. Д. Теоретические подходы к определению системы форм и методов государственного управления // ДНК права. 2015. № 1. С. 37–42.
  34. Шведов В. В. Современные формы управления компаниями // The Scientific Heritage. 2021. № 62. С. 28–32.
  35. Пискотин М.И. Методы организации деятельности аппарата управления. М., 2009. С. 23.
Основные термины (генерируются автоматически): дело, метод управления, метод системы управления органов, орган, управленческая деятельность, форма управления, внешнее выражение, внешнее проявление, правомерное действие, Российская Федерация.


Задать вопрос