Содержательно-смысловая интерпретация сущности понятия управленческой компетентности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 июня, печатный экземпляр отправим 3 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №6 (192) февраль 2018 г.

Дата публикации: 13.02.2018

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Куравина И. Ю. Содержательно-смысловая интерпретация сущности понятия управленческой компетентности // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 91-95. — URL https://moluch.ru/archive/192/48284/ (дата обращения: 18.06.2019).



Встатье рассматривается содержательно-смысловая сущность понятия «управленческая компетентность», определяющая степень соответствия практически используемых знаний потребностям успешного функционирования и развития систем управления.Утверждается, что в практическом плане управленческая компетентность является предметом исследования проблемных ситуаций и выполнения всего набора актуальных управленческих функций.

Ключевые слова: управленческая компетентность, компетенция, управленческая деятельность, государственные гражданские служащие.

Достижение высоких результатов в управленческой деятельности государственными служащими, эффективность выполнения управленческих функций, принятия и реализации управленческих решений определяется высоким уровнем их профессионализма и компетентности.

Данное требование к государственным гражданским служащим в нашей стране закреплено законодательно [1, 2]. Однако, следует учитывать, что понятие «нормативно-правовая основа» формируется в терминах и категориях юридической науки в четко очерченных сферах деятельности субъекта и определяет порядок и принципы построения исполнительной власти, наделение отдельными государственными полномочиями.

А наука об управлении включает в себя теорию управления, соответствующую современным критериям научности, и методы, которые способны войти в качестве компонентов в теоретическую систему. Сегодня такими возможностями располагают только сложившиеся социально-научные управленческие дисциплины. Научность, как известно, требует четкости и предельной определенности всех базисных понятий, на которых строится исследование. Соответственно, нормативно-правовая основа не может быть инструментом совершенствования и повышения эффективности управленческой деятельности государственных служащих.

Существующая тенденция изменения частоты введения изменений в нормативно-правовые документы часто является причиной ограничения самостоятельности управленческой деятельности субъекта (т. е. фактически является «тормозом» совершенствования управленческой компетентности), т. е. понятие «нормативно-правовая основа» является величиной переменной.

Масштабность задач, стоящих перед государственными органами исполнительной власти на современном этапе актуализирует проблему управленческой компетентности государственных гражданских служащих: все большее значение приобретает результативность любой профессиональной деятельности и ее зависимость от внутренних потенциальных возможностей личности служащего.

Таким образом, актуальность вопроса определяется особой ролью государственной службы в решении задач по государственному управлению; необходимостью создания научно обоснованной и эффективно действующей системы управления профессиональным развитием компетентности государственных служащих для обеспечения оптимальных условий функционирования государственной службы.

Компетентностный подход декларируется в последнее время как отправная точка всей деятельности по управлению персоналом: с его помощью можно осуществлять отбор кадров, оценивать качество их работы, строить систему карьеры и обучения.

Соответственно, требуется четкое определение самого понятия «управленческая компетентность». Однако, дать подобную дефиницию оказалось непросто на фоне отсутствия как законодательного определения, так и существующих расхождений в понимании феномена профессиональной компетентности в научной литературе.

Анализ терминологического значения управленческой компетентности приводит к выводу о том, что это понятие многоаспектное, в основе которого лежат термины «компетентность» и «компетенция».

Под термином «компетенция» раскрывается природа компетенции с точки зрения представлений о характере и объеме разрешаемых органами управления дел в правовом плане, где роль человеческого фактора раскрывается через призму компетентности.

Понятие «компетентность» раскрывается через качества, которые являются решающим условием эффективного поведения человека, например: способность работать самостоятельно, без постоянного руководства; способность брать на себя ответственность по собственной инициативе; способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа; способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе, учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими; умение принимать решения на основе рациональных суждений.

«Компетенция представляет собой модель поведения специалиста, выполняющего рабочую задачу в организации. Она имеет свою структуру: название, определение, набор поведенческих индикаторов.

Компетентность рассматривается как конечный результат, свидетельствующий о способности специалиста достигать цели. Она содержит следующие элементы: предметные и операциональные знания; умения, навыки; способность и готовность к их использованию в деятельности; ответственность за результаты этой деятельности» [5, с. 25].

Компетенция относится к профессии и представляет собой требования, которые предъявляются ею к работнику. Компетенция указывает на то, какие профессиональные знания, умения, навыки, способы деятельности необходимы для выполнения профессиональной деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что компетенция — это рефлексивная возможность человека по «капитализации» своего или коллективного накопленного ресурса и потенциала. При этом термин «компетенция» отражает сущность компетенции через такие ориентиры, как мотив, предназначение, задача, цели и т. д., которые явно относятся к точно сформулированным конечным целям органов управления.

Термин «компетентность» отражает сущность компетенции через те же похожие ориентиры, как: способности, знания, умения принимать решения, но которые относятся к конечным целям конкретного человека.

Оба набора ориентиров, как можно видеть, комплементарны в своей ориентации на реализации действий открытого характера, на ожиданиях конечных результатов созидательных процессов, позволяющих привести к фундаментальным новшествам. Такими созидательными процессами являются, в частности, возникновение новых подходов и концепций управления социальными конструкциями.

Сделанный нами вывод отвечает постиндустриальным перспективам развития нашей страны. Это дает логичные основания понимать компетенции, как относящиеся к сформулированным конечным целям органов управления, а компетентность — как владение компетенциями, соотносящееся с конечными целями конкретного человека.

В связи с этим подчеркнем различия сущности понятий «компетенции» и «компетентность».

Сущностью содержания понятия «компетенции» являются представления об основах успешной деятельности, т. е. эффективности.

Компетенции носят универсальный характер, поскольку могут быть привязаны к разным людям, они воспроизводимы в социальных процессах, следовательно, их можно развивать и удерживать. Компетенции всегда конкретны и всегда адресованы конкретному социальному пространству (институту). Такая ориентированность задает субъекту понимание его роли, формирует представления об адресате и его ожиданиях. Компетенции, таким образом, формулируются в терминах задач и действий, следовательно, они должны соответствовать целям деятельности, что помогает заранее определить предполагаемые параметры его результатов. Это означает, что компетенции используются для прогнозирования успешной деятельности, определения направления и содержания обучения и формирования профессиональных и организационных стандартов.

Что касается содержания понятия «компетентность», то ее сущностью являются социально-психологические характеристики, которые «привязаны» к субъектам эффективной деятельности, к конкретным людям. Поскольку данные характеристики в большей степени отражают потенциальные возможности человека, то они не описывают конкретную деятельность. Иначе говоря, социально-психологические характеристики отражают особенности человека, его возможности по проявлению этих характеристик в различных ситуациях, с различной частотой. Это позволяет говорить о том, что компетентность в отличие от компетенций не может выступать гарантом успеха. Компетентность может только создавать вероятность успеха на основе владения человеком определенными компетенциями.

Компетентность — обладание соответствующей компетенцией, включающей личностное отношение человека к предмету деятельности.

Оба понятия «компетенции» и «компетентность» обусловлены базовыми концепциями труда, организации, экономического и социального взаимодействия. Это укрепляет во мнении, что феноменам «компетенция» и «социальные процессы» присущ единый механизм действия.

В научной литературе существуют различные точки зрения на содержание и смысл управленческой компетентности.

Так, Полищук Н. О. понимает под управленческой компетентностью совокупность знаний, навыков, опыта, необходимых для управления организацией. [6, с.112]

Напротив, Сухинин В. П. и Горшенина М. В. [7, с.64] считают, что проблема управленческой компетентности возникла как важный параметр определения и оценки вклада деятельности менеджеров в успех организации. «Под компетентностью в менеджменте понимают обладание знаниями, практическими навыками и умениями, а также специфическими способностями, включающими в себя личностные психологические черты и характеристики поведения, значимые для управленческой деятельности».

В качестве специального вида, как важную составную часть профессиональной компетентности, управленческую компетентность рассматривает С. С. Михеев. [4, с.57] «По своему содержанию это система специальных управленческих знаний о методах и технологиях эффективного управления и взаимодействия с людьми, принятии и реализации управленческих решений и соответствующих им управленческих умений и навыков, управленческого опыта». По мнению данного автора, управленческая компетентность — это системно-структурная, интегральная личностно-деятельностная характеристика, позволяющая выполнять управленческую деятельность с высокой эффективностью.

Дудаев Г.С-Х. [3, с.31] придерживается мнения, что управленческая компетентность раскрывается в аспекте осуществляемой специалистом профессиональной управленческой деятельности. В своей содержательно-смысловой основе она аккумулирует теоретические представления в области управленческой деятельности, технологий принятия управленческих решений, методов и техник взаимодействия с людьми, а также соответствующие этим представлениям управленческие умения, навыки и управленческий опыт.

Управленческая компетентность государственного гражданского служащего — это его способность и готовность применять приобретенные компетенции в стандартных управленческих ситуациях с целью эффективного решения управленческих задач и профессионально-личностного развития, считает Ю. А. Турчанина. [8, с.105] Данный исследователь обращает внимание на то, что управленческая компетентность всегда проявляется в управленческой деятельности, в частности, управленческая компетентность государственного гражданского служащего проявляется исключительно в сфере государственного управления. А государственное управление слагается, прежде всего, из взаимосвязанных типичных действий, образующих структуру управленческого процесса.

Следовательно, эффективность управленческой деятельности государственного гражданского служащего определяется способностями действовать согласно алгоритму, или на основе общей технологии управления. [8, с.108]

Существующее многообразие подходов к определению управленческой компетентности позволяет расширить представление о данном феномене и уточнить его применительно к управленской компетентности специалистов государственного управления.

Прояснение содержательно-смыслового значения этого понятия требует определения характера управленческой деятельности, специфики решаемых задач, а также квалификационных требований, предъявляемых к государственным гражданским служащим.

Однако, кроме этого, с точки зрения целенаправленной работы над терминологическими границами управленческой компетентности, представляется важным знание интерпретации данного понятия самими государственными гражданскими служащими, которую можно выявить путем социологических исследований.

Для исследования формирования и развития управленческой компетентности государственных гражданских служащих в современной региональной среде автором был проведен пилотажный социологический опрос методом анонимного анкетирования среди государственных гражданских служащих органа исполнительной власти — Министерства культуры Республики Башкортостан, в ходе которого было опрошено 20 респондентов. В начальном блоке вопросов отвечающих просили интерпретировать собственное понятие управленческой компетентности в рамках предложенных смысловых значений и критериев.

Вопрос 1. Какое значение термина «управленческая компетентность», по Вашему мнению, наиболее точно соответствует содержанию данного понятия?

По полученным данным, большинство респондентов считает, что наиболее точным будет определение управленческой компетентности, как системы специальных знаний о методах и технологиях управления.

Долевое распределение ответов представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Соотношение мнений о значении управленческой компетентности

Вопрос 2. Какой критерий оценки управленческого профессионализма вы считаете главным?

Наибольшее количество голосов набрал критерий «Эффективное выполнение и высокие результаты работы», как можно видеть на рисунке 2.

Рис. 2. Мнения о главном критерии управленческой компетентности

Разумеется, пилотажный социологический опрос небольшой аудитории не может претендовать на полноту и достоверность выводов. Тем не менее, проведенное исследование позволило уяснить интерпретации госслужащих: на первый план выдвигается системность специальных знаний и достижение эффективных результатов управленческой деятельности.

Таким образом, компетенции и компетентность фактически оказываются моделями различных субъективных реальностей, значит и речь идет о различных познавательных схемах, которые обеспечивают интерпретацию наблюдаемых действий и их оценку. Руководителю легче ориентироваться, применяя конструкт «компетенция», поскольку его формулировки конкретны и адресны, а исполнителю, соответственно, проще использовать конструкт «компетентность», ибо в нем содержатся указания на психологические его возможности сообразно уровню предпринимаемых им усилий при исполнении деятельности.

Учитывая рассмотренные факторы, автором предлагается измененная трактовка рассматриваемого понятия.

Управленческая компетентность государственного гражданского служащего — это комплексная интегральная личностно-деятельностная социально-психологическая характеристика человека, отражающая его способность действовать на основе системы специальных знаний о процессах и технологиях управления, владея базовыми компетенциями, и обеспечивать достижение эффективных результатов управленческой деятельности.

Данный вариант интерпретации понятия «управленческая компетентность» позволяет отграничить терминологическое пространство и более точно проводить научные исследования.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 03.04.17 № 64-ФЗ).
  2. Закон РБ от 18.07.2005 № 206-з «О государственной гражданской службе Республики Башкортостан»
  3. Дудаев Г.С-Х. Формирование управленческой компетентности будущих специалистов государственного управления: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Грозный, 2015. — 228 с.
  4. Михеев С. С. Развитие управленческой компетентности государственного служащего: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2011. — 258 с.
  5. Пестерева Н. М., Цветлюк Л. С., Надеина О. С. Формирование профессиональных компетенций государственных служащих: монография — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2014. — 139 с.
  6. Полищук Н. О. Формирование управленческих компетенций в условиях смены парадигм управления и образования / Материалы Всероссийской научной конференции, Челябинск, 1 июня 2012 г. / ФГБОУ ВПО «ЧелГУ» — Челябинск: ООО «Печатный двор», 2012. — С.108–112.
  7. Сухинин В. П., Горшенина М. В. Введение в менеджмент. Учебное пособие — М.: Инфра-М, 2010. — 464 с.
  8. Турчанина Ю. А. Структурная модель управленческой компетентности государственного гражданского служащего // Научные ведомости. Серия Философия. Социология. Право. — 2013. — № 2 (145). — С. 104–111.
Основные термины (генерируются автоматически): управленческая компетентность, управленческая деятельность, компетенция, служащий, государственное управление, компетентность, знание, исполнительная власть, государственная служба, научная литература.


Похожие статьи

Государственное управление и государственная служба...

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы.

Государственная служба представляет собой особое государственно-правовое установление с чрезвычайно сложным управленческим механизмом.

Региональный потенциал развития управленческой...

Встатье рассматриваются особенности формирования и развития управленческой компетентности государственных служащих.Дана социально-экономическая оценка регионального потенциала развития уровня управленческой компетентности...

Методы оценки управленческой деятельности служащих...

местное самоуправление, управленческая деятельность, муниципальное управление, государственное управление, муниципальная служба, кадровый потенциал, должностное лицо, муниципальный орган власти, рациональная...

Профессиональное становление студента бакалавра...

Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций.

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности...

Литература

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности.

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной...

Управленческие технологии профессионального развития...

Так как недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата признана официально. Об этом свидетельствует и практика государственного управления.

Эффективность государственного и муниципального управления

компетентность обслуживающих специалистов.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная служба, услуга, эффективность деятельности органов, государственная...

Государственная служба в Российской Федерации: история...

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ, государственное управление, исполнительная власть, Российское государство, Общественная палата.

Перспективы совершенствования компетентностного потенциала...

– Проанализировать институт местной власти как орган системы управления

– обозначить проблемы низкой компетентности кадров местного самоуправления

Управление мотивацией деятельности муниципальных служащих.

Похожие статьи

Государственное управление и государственная служба...

Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы.

Государственная служба представляет собой особое государственно-правовое установление с чрезвычайно сложным управленческим механизмом.

Региональный потенциал развития управленческой...

Встатье рассматриваются особенности формирования и развития управленческой компетентности государственных служащих.Дана социально-экономическая оценка регионального потенциала развития уровня управленческой компетентности...

Методы оценки управленческой деятельности служащих...

местное самоуправление, управленческая деятельность, муниципальное управление, государственное управление, муниципальная служба, кадровый потенциал, должностное лицо, муниципальный орган власти, рациональная...

Профессиональное становление студента бакалавра...

Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых

Научно-исследовательская деятельность студентов как фактор формирования ключевых компетенций.

Теоретические аспекты формирования правовой компетентности...

Литература

Педагогические условия формирования управленческой компетентности руководителя образовательного учреждения в имиджевой деятельности.

Формирование исследовательской компетентности обучающихся в условиях общеобразовательной...

Управленческие технологии профессионального развития...

Так как недостаточность профессионализма и компетентности служащих современного государственного аппарата признана официально. Об этом свидетельствует и практика государственного управления.

Эффективность государственного и муниципального управления

компетентность обслуживающих специалистов.

Основные термины (генерируются автоматически): муниципальное управление, Российская Федерация, исполнительная власть, государственная служба, услуга, эффективность деятельности органов, государственная...

Государственная служба в Российской Федерации: история...

государственная служба, гражданское общество, государственная власть, Российская Федерация, орган, РФ, государственное управление, исполнительная власть, Российское государство, Общественная палата.

Перспективы совершенствования компетентностного потенциала...

– Проанализировать институт местной власти как орган системы управления

– обозначить проблемы низкой компетентности кадров местного самоуправления

Управление мотивацией деятельности муниципальных служащих.

Задать вопрос