Авторы: ,

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №15 (149) апрель 2017 г.

Дата публикации: 16.04.2017

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Тонких В. А., Лытнева Н. А. Государственная служба в Российской Федерации: история и современность // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 310-312. — URL https://moluch.ru/archive/149/42208/ (дата обращения: 23.05.2018).



История российской государственной службы насчитывает пять столетий. Зародившись на рубеже XV-XVI веков с формирование централизованного государства, государственная служба России выполняла важную работу по укреплению государства, совершенствованию общественных отношений, повышению эффективности системы государственного управления, в конечном итоге, решала стратегические задачи обеспечения стабильности общества.

История госслужбы России привлекает внимание исследователей [1, 2, 10, 11]. В последние годы интенсивность научных разработок по данной проблематике возрастает в связи с усилением роли государственных служащих в реализации политического курса Российского государства и повышением ответственности госслужащих в решении стоящих перед государственной властью задач.

Формирование нового Российского государства потребовало и становления качественно новой системы госслужбы, отвечавшей задачам дня. В августе 1995 года вступил в силу Федеральный закон «Об основах государственной службы в Российской Федерации» (№ 119-ФЗ от 31 июля 1995 г.), впервые поставивший на законодательном уровне проблему функций и статуса госслужащего России. Под государственной службой, согласно Закону, понималась профессиональная деятельность госслужащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности РФ и государственные должности субъектов РФ.

Наряду с положительными сторонами Закон содержал ряд недостатков: не обеспечивалась взаимосвязь гражданской и государственной службы РФ, а также государственной и муниципальной служб; не учитывались взаимосвязи между государственной властью, государственным аппаратом, государственным управлением и государственной службой, то есть между высшими звеньями государства [2]. Закон относил к государственной службе только службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти, исключив из госслужбы военную и специальную службу, без которых невозможно функционирование государства.

Вторая половина 1990-х годов так и не привела к позитивным тенденциям в развитии государства, так как госслужба, функционировавшая в системе государственной власти, всё более отдалялась от общества.

В августе 2001 года была принята Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации [3]. В ней, в частности, отмечалось отсутствие целостной системы госслужбы; наличие противоречий в законодательстве РФ о госслужбе; недостаточная эффективность органов государственной власти и их аппаратов; снижение престижа госслужбы и авторитета госслужащих; слабое применение современных (информационных) технологий государственного управления; непоследовательность кадровой политики в сфере госслужбы; низкая эффективность профилактики коррупции и борьбы с ней; отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов государственной власти, их аппаратов и госслужащих, что способствовало бюрократизации госаппарата; информационная закрытость органов государственной власти; слабая взаимосвязь госслужбы с муниципальной службой.

Основные принципы построения и функционирования государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Эти принципы конкретизированы в Законе «О системе государственной службы Российской Федерации» [4]. Принципами построения и функционирования государственной службы являются: 1. Федерализм, обеспечивающий единство системы госслужбы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ; 2. Законность предполагает строгое соблюдение законов и подзаконных актов госслужащими; 3. Единство правовых и организационных основ госслужбы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации госслужбы; 4. Равный доступ граждан к госслужбе; 5. Профессионализм и компетентность госслужащих; 6. Ответственность госслужащих за принимаемые решения; 7. Внепартийность госслужбы означает, что в государственных органах не образуются структуры политических партий; 8. Отделение религиозных объединений от государства; 9. Социальная защищенность госслужащих; 10. Стабильность кадров госслужбы.

Указанные принципы и нормы были призваны стабилизировать систему госслужбы РФ, повысить профессионализм, компетентность и ответственность госслужащих всех уровней. В РФ в 2015 году насчитывалось 2 176,4 государственных служащих [5], большая часть которых имела высшее профессиональное образование и высокий уровень профессиональной компетентности.

Реформа госслужбы осуществлялась по ряду направлений, одним из которых было выявление избыточных функций и построение новой системы и структуры исполнительной власти. Этим требованиям отвечает трехуровневая система исполнительной власти, действующая в настоящее время. Она состоит из федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

В последующие годы реформирование системы госслужбы проходило по ряду направлений. Одним из них стало предоставление субъектам РФ права принимать законы и иные нормативные правовые акты о государственной гражданской службе. Серьезное внимание уделялось материально-техническому обеспечению госслужащих, внедрению новых информационных и коммуникационных технологий. Стратегическим направлением совершенствования госслужбы стала кадровая политика государства, предполагающая преемственность руководящих кадров. В последнее время в ряде регионов на должности губернаторов выдвинуты молодые хозяйственники-менеджеры в возрасте от 40 до 50 лет, имеющие трех и более детей, что служит показателем крепких семейных устоев кандидатов на должность.

Исследователи проблем госслужбы не могут оставить в стороне такую проблему, как формирование гражданского общества. В Конституции РФ отмечается, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [6]. Важнейшей социальной функцией гражданского общества является защита граждан. В данном случае гражданское общество дополняет функцию государства, если государство осуществляет ее в недостаточном объеме.

Гражданское общество представляет собой общество с достаточно высоким уровнем социальной активности и зрелости граждан, с качественными критериями самодеятельности широких масс, которое способно осуществлять на практике совокупность политических, правовых и социальных функций, необходимых для реализации основных прав и свобод граждан во всех сферах жизнедеятельности. В определенных ситуациях гражданское общество берет на себя функцию защиты граждан от произвола чиновников, если государство не выполняет возложенных на него задач. Становление гражданского общества в любой социальной системе начинается с обеспечения свободы выбора — образования, профессии, досуга, политических пристрастий и т. п.

Становление гражданского общества есть приближение общества к политическому идеалу, предполагающего функционирование институтов соблюдения законности всеми членами независимо от их социального и служебного положения, максимальная гласность и открытость власти на всех уровнях.

Одним из направлений совершенствования госслужбы стало развитие взаимодействия граждан РФ с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ. В марте 2005 года Госдумой РФ был принят Федеральный закон РФ № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» [7]. Общественная палата создавалась в целях развития гражданского общества как органического элемента правового государства. В сферу полномочий Общественной палаты входит привлечение граждан и общественных объединений к реализации государственной политики, выдвижение и поддержка социальных гражданских инициатив, проведение общественной экспертизы законов РФ и субъектов РФ, всемерное развитие самодеятельности граждан на всех уровнях.

По мере становления системы госслужбы РФ перед ней все в большем объеме выдвигалась задача повышения эффективности деятельности госслужащих всех уровней. Под эффективностью в данном случае понимается выдвижение и решение социальных задач, направленных на максимальное содействие деятельности государственных органов, направленных на повышение уровня и качества жизни всех социальных слоев общества. Комплекс феномена эффективности применительно к госслужбе вызывает ряд сложностей количественного и качественного порядка. Госслужба не может быть измерена каким-либо одномерным показателем, что характерно для показателей в сфере экономики. Эффективность госслужбы предполагает обеспечение социального комфорта населения, ради благополучия которого, в конечном счете, и функционирует вся система государственного управления, в которой государственный служащий является менеджером, нанятым обществом для выполнения определенных задач, поставленных перед ним обществом.

К приоритетным направлениям госслужбы в социальной сфере следует отнести обеспечение повышения жизненного уровня населения, особенно с крайне низким уровнем жизни; разработка новых технологий, методов, приемов эффективного использования бюджетных ресурсов; борьба с коррупцией и финансовыми злоупотребления в сфере государственного управления; обеспечение здорового образа жизни и охрана здоровья; обеспечение населения товарами, услугами, продуктами питания; учет занятости населения, снижение уровня безработицы; обеспечение социальной безопасности; снижение уровня преступности; охрана окружающей среды.

Примером высокой эффективности государственной службы является Белгородская область. В области 26 органов исполнительной власти, в том числе девять департаментов, 16 управлений, одна комиссия [8]. В 2015 году в области насчитывалось 23096 работников государственных органов и органов местного самоуправления [9]. Область занимала ведущие позиции в Центральном федеральном округе по ряду социально-экономических показателей. В частности, валовой региональный продукт в 2014 году составил 619 388 млн. руб. Среднемесячная номинальная заработная плата в 2015 году равнялась 25 325 руб., реальная заработная плата — 24 312 руб. [9].

Государственная служба в РФ продолжает совершенствоваться в связи с новыми задачами, стоящими перед Российским государством, с современными требованиями, предъявляемыми к аппарату государственного управления. Стратегическая задача государства — неуклонное повышение уровня и качества жизни населения страны.

Литература:

  1. Ахмадов К. Л. Институт государственной службы в субъекте РФ / К. Л. Ахмадов: автореф. дис. … канд. юрид. наук.- М., 2007
  2. Атаманчук Г. В. Сущность государственной службы: история, теория, законы, практика 2-е изд./ Г. В. Атаманчук.- М.: РАГС, 2008 (глава Ш).
  3. Концепция реформирования системы государственной службы Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 15 августа 2001 г. № Пр.-1496) // СЗ РФ.- 2003.- № 22.
  4. Федеральный Закон РФ от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ.- 2003.- № 46 (ч.1).- Ст.4437.
  5. Россия в цифрах 2016.- М.: Росстат, 2016.- С.56.
  6. Конституция Российской Федерации, Ст.2.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2016.- С.4.
  7. Федеральный Закон РФ от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации».- М.: ИНФРА-М, 2005.
  8. Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области: Власть. — URL: https://belregion.ru/author/ (дата обращения 12.04.2017)
  9. Белгородская область в цифрах 2016.- Белгород: Белгородстат, 2016.- С.31.
  10. Железнякова Е. А. История государственной службы России (2000–2008 гг.) / Е. А. Железнякова, В. А. Тонких, Ю. Л. Ярецкий.- Воронеж: Истоки, 2011
  11. Государственная и муниципальная служба в России: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VII Всероссийской научно-практ. конференции 30–31 окт. 2014 г. / ред. Б. Г. Преображенский.- Воронеж: Научная книга, 2014, и др.
Основные термины (генерируются автоматически): государственной службы, государственной власти, государственной службы Российской, органами государственной власти, субъектов РФ, органов государственной власти, системы госслужбы, Российской Федерации», системе государственной, государственной власти субъектов, власти субъектов РФ, системы государственной службы, системе государственной службы, реформирования системы государственной, функционирования государственной службы, федеральными органами государственной, «О системе государственной, государственной службы РФ, госслужбы РФ, государственной властью.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос