Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых компетенций | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 27.01.2015

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Гордеев М. Н. Профессиональное становление студента бакалавра (направление «Государственное и муниципальное управление») путем формирования ключевых компетенций [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 240-243. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7232/ (дата обращения: 16.12.2018).

В работе представлен анализ ряда ключевых компетенций приобретаемых бакалавром (направление «Государственное и муниципальное управление»). Выявленные особенности в подготовке управленцев указывают на весомость информационно-коммуникативной компетентности и самостоятельной работы бакалавров.

Ключевые слова: бакалавриат, самостоятельная работа, ключевые компетенции.

 

Профессиональная деятельность современного бакалавра в сфере управления приобретает статус ориентированной с мировоззренческой точки зрения, на основы философского образования, концепцию современного общества в области системы управления.

Важное положение, имеет обеспечение рефлексии, которая представлена способностью к осуществлению анализа событий, процессов, наряду с умением реализовать коррекцию управленческой деятельности применяя основы ситуационного менеджмента. При этом образ мыслительной деятельности современного управленца характеризуется синергетичностью, конструктивностью, креативностью, мобильностью и гибкостью.

Сущность мотивационного компонента, раскрывается в совокупности личностных (намерений, склонностей, стремления к самообразованию, саморазвитию), познавательных (открытии нового, овладении новыми способами деятельности, интересе к областям знаний, ответственность за результаты научного творчества) и профессиональных (установку на избранное направление, профессиональный интерес) мотиваций [5].

Специфика работ, которые освещают проблемы профессионального становления личности, различна. Среди них возможно выделение исследований методологического плана, имеющих значение для определенной научной области в целом, а так же теоретических и эмпирических исследований, в рамках которых проводятся разработки отдельных направлений и этапов в профессиональном становлении личности.

Вопросы становления личности на высоком профессиональном уровне, определяют увеличение потребности в непрерывности системы совершенствования и подготовки кадров. Не решая эти задачи невозможно обеспечить качество обучения и осуществлять прогнозы относительно успешности профессиональной деятельности в дальнейшем. Выделим также, что на современном этапе развития общества, который характеризуется компьютеризацией и автоматизацией производства, с внедрением новых технологий и технических средств, остро стоит проблема нуждаемости профессионального и делового мира — в бакалаврах, которые будут способны к успешному и эффективному нахождению и реализации себя, при новых социально-экономических условиях, которые находятся в процессе постоянного модернизационного развития [1].

В основе инновационного образования лежит внедрение и широкое использование компьютерных и телекоммуникационных технологий, которое несет в себе кардинальные изменения в традиционные методы и приемы. Наиболее активно внедряются такие типы технологий, которые ориентированы на самостоятельную деятельность студентов: это передовые информационные технологии, новые общеобразовательные технологии (инновационные модели педагогики) и практика их комбинирования (совместное использование средств мультимедиа, ресурсов Интернета и педагогических составляющих в процессе обучения). Здесь же нашли широкое применение web-технологии, на базе которых возможно проводить: интерактивное обучение, конференции и семинары, групповую работу.

Одной из ключевых компетентностей управленца является информационно-коммуникативная компетентность, которая проявляется в профессиональной деятельности в процессе решения задач с применением информационных и коммуникационных технологий.

В основе развития современной образовательной среды можно выделить ряд приоритетных и значимых тенденций: развитие содержания обучения; развитие интерактивности образовательной среды; стимулирование активности студентов в учебном процессе; организация адаптивного гибкого учебного процесса и самостоятельной работы [3].

Приоритетным направлением являются самостоятельные виды деятельности студента в ходе учебного процесса, с упором на научно исследовательскую работу, что в целом повышает качественный уровень квалификации выпускников — бакалавров по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Каждый учебный цикл имеет базовую и вариативную (профильную) части, устанавливаемые вузом. Вариативная часть дает студентам возможность расширения и углубления знаний, навыков, умений и компетенций, которые определены содержанием базовых дисциплин, это дает обучающимся возможность получить углубленные навыки и знания для осуществления успешной профессиональной деятельности и дальнейшего продолжения профессионального образования.

Подход к самостоятельной работе студентов, отличается: вариативностью, увеличением количества часов, в сравнении с традиционной системой высшего профессионального образования. Следует выделить, что она организуется для развития навыков работы с учебной и научной литературой, выработки способности к научно-исследовательской работе студентов, которая является обязательным компонентом основной образовательной программы и служит основой для системного изучения дисциплин, входящих в структуру программного содержания, по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Важно подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования «третьего поколения» переносят центр нагрузки в обучении на самостоятельную работу студентов попутно ограничивая нагрузку обязательными аудиторными занятиями. Следовательно, переход на двухуровневую систему образования ставит перед вузами России новые задачи. Одна из задач — формирование у будущих бакалавров навыков и умений самостоятельной работы [2].

С появлением необходимости учиться на протяжении всей жизни происходят глобальные реформы в российской системе высшего образования, которая все более склоняется к реализации компетентностной модели. Особая роль в процессе изменений в большинстве университетов страны отводится созданию новой концепции организации самостоятельной работы студентов. Значение и вес самостоятельной работы студентов значительно возросли на фоне изменений в системе высшего образования.

В федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») выделяется ряд значимых общекультурных компетенций (ОК) — это способность работы в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и взаимодействуя с членами коллектива (ОК-10).

Выпускник также должен обладать «способностью и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня (ОК-13)» [4]. Нетрудно заметить, что с одной стороны запросы общества, работодателей определяют содержание федерального государственного образовательного стандарта, с другой стороны это содержание формирует основные направления подготовки управленческих кадров в системе отечественной высшей школы.

Процесс управления системой подготовки бакалавров-управленцев, основан на проектировании и моделировании системы профессиональной деятельности, усовершенствованиях организации процесса образования, методологии и методики профессиональной деятельности, повышении профессионального уровня преподавательского состава, внедрении новых форм повышения квалификационного уровня и переподготовки бакалавров.

Только посредством правильного построения образовательного пространства, с сочетанием различных форм обучения и формированием наиболее благоприятной организационно-культурной среды при осуществлении как учебного, так и внеучебного процесса, может быть достигнут положительный эффект, в процессе развития необходимых бакалавру-управленцу компетенций, равно как и сама подготовка высокопрофессиональных бакалавров, которые будут востребованы на рынке труда.

В процессе разработки структурного содержания и технологий современного профессионального образования, важную роль, имеют проблемы конкурентоспособности, профессиональной эффективности, лидерства. При этом к приоритетным особенностям специалистов в области государственного и муниципального управления относится логичность и последовательность при осуществлении поиска решений в области управления, с анализом возможных вариантов, выбором направления, наилучшим образом отвечающего целям, которые вытекают из каждой определенной ситуации.

Подводя итоги можно отметить, что процесс преобразования высшей профессиональной российской школы был начат в 2003 г. в связи с подписанием Болонской декларации. Качественный уровень нового образования в области подготовки бакалавров направления «государственное и муниципальное управление» охватывает и образовательно-культурное и научно-техническое направления в развитии общества, что заключается преимущественно во внедрении стандартов и норм европейского уровня, во все области жизнедеятельности.

Непосредственно процесс рационального формирования и обеспечения эффективности развития образования, в области подготовки управленческих кадров — «нового формата», представляет собой один из главных факторов успешности развития экономики в будущем и специалисты в области государственного и муниципального управления достаточно востребованы, при этом к их квалификационному уровню выдвигается все больше требований, но теоретическая подготовка бакалавров в сфере управления не всегда соответствует требованиям предъявляемым практикой, и сегодня большое внимание уделяется укреплению взаимосвязи между формами теоретической и практической подготовки будущих управленцев, с повышением уровня их профессиональной компетентности.

Процесс управления системой подготовки бакалавров — управленцев, основан на проектировании и моделировании системы профессиональной деятельности, усовершенствованиях организации процесса образования, методологии и методики профессиональной деятельности, повышении профессионального уровня преподавательского состава, внедрении новых форм повышения квалификационного уровня и переподготовки бакалавров.

Только посредством правильного построения образовательного пространства, с сочетанием различных форм обучения и формированием наиболее благоприятной организационно-культурной среды при осуществлении как учебного, так и внеучебного процесса, может быть достигнут положительный эффект, в процессе развития необходимых бакалавру-управленцу компетенций, равно как и сама подготовка высокопрофессиональных бакалавров, которые будут востребованы на рынке труда.

 

Литература:

 

1.                  Богдан Н. Н., Бушуева И. П. Влияние индивидуальных факторов на профессиональное развитие государственных гражданских служащих [Электронный ресурс] / Н. Н. Богдан, И. П. Бушуева // Вопросы управления. — 2014.- № 1. URL: http://vestnik.uapa.ru/ru-ru/issue/2014/01/25/ (дата обращения: 18.11.2014).

2.                  Гордеев М. Н. Самостоятельная работа в истории педагогической мысли [Текст] / М. Н. Гордеев // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 10. — С. 68–71.

3.                  Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295. URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения: 18.11.2014).

4.                  Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 081100 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «бакалавр») [Электронный ресурс]: Приказ Министерства науки и образования РФ от 31 марта 2011 г. № 20353 (ред. от 31 мая 2011г.). URL: http://минобрнауки.рф/документы/1938 (дата обращения: 18.11.2014).

5.                  Суслова О. И. Исследование кризисов в профессиональном становлении студентов [Текст] / О. И. Суслова // Психология и экономика: Всероссийский сборник научных трудов. № 2.-Саратов: Научная книга, 2005. — С. 58–67.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, муниципальное управление, самостоятельная работа студентов, высшее профессиональное образование, квалификационный уровень, самостоятельная работа, благоприятная организационно-культурная среда, высшее образование, внеучебный процесс, информационно-коммуникативная компетентность.

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Запросы современного общества ставят перед высшим образованием задачи повышения качества выпускаемого специалиста, чей профессионализм сейчас определяется не только объемом знаний, но и умением ориентироваться в информационных потоках...

Самостоятельная работа как средство формирования...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс, окружающая среда, способность, самостоятельная работа...

Формирование информационно-коммуникационной компетенции...

информационно-коммуникационная компетентность, знание, компетенция, навык, образовательный процесс, практическая профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное...

Компетентностный подход как основа диагностирования...

Информационно-теоретический критерий развития коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о

Высокий уровень – характеризуется наибольшей выраженностью развития коммуникативной компетентности по всем трем критериям.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Управление самостоятельной работой студентов...

Самостоятельная работа дополняет аудиторную работу студентов, призвана решать следующие задачи.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

высшая школа, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность преподавателя, профессиональная деятельность, повышение квалификации, критическое мышление...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Методические условия формирования коммуникативной...

- внедрение в образовательный процесс курса по выбору (факультатива) «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности педагога»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Информационно-коммуникативная компетенция — ключевое...

Запросы современного общества ставят перед высшим образованием задачи повышения качества выпускаемого специалиста, чей профессионализм сейчас определяется не только объемом знаний, но и умением ориентироваться в информационных потоках...

Самостоятельная работа как средство формирования...

профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, знание, способность, подход, умение, процесс обучения, результат образования, формирование.

Формирование профессиональных компетенций магистрантов...

образовательное учреждение, комплексная безопасность, компетенция, профессиональная компетентность, учебно-воспитательный процесс, окружающая среда, способность, самостоятельная работа...

Формирование информационно-коммуникационной компетенции...

информационно-коммуникационная компетентность, знание, компетенция, навык, образовательный процесс, практическая профессиональная деятельность, профессиональная деятельность, профессиональное...

Компетентностный подход как основа диагностирования...

Информационно-теоретический критерий развития коммуникативной компетентности у студентов предполагает: наличие знаний о

Высокий уровень – характеризуется наибольшей выраженностью развития коммуникативной компетентности по всем трем критериям.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Управление самостоятельной работой студентов...

Самостоятельная работа дополняет аудиторную работу студентов, призвана решать следующие задачи.

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Формирование коммуникативной компетентности как условие...

высшая школа, коммуникативная компетентность, коммуникативная компетентность преподавателя, профессиональная деятельность, повышение квалификации, критическое мышление...

Роль самостоятельной работы студентов в системе высшего...

Роль самостоятельной работы учащихся в познавательной деятельности чрезвычайно велика, поэтому не случайно ей уделяется большое внимание преподавателями вузов. Во многих статьях о самостоятельной работе учащихся является воспитание осознанного...

Методические условия формирования коммуникативной...

- внедрение в образовательный процесс курса по выбору (факультатива) «Коммуникативная компетентность в профессиональной деятельности педагога»

Задать вопрос