Автор: Громов Роман Михайлович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №17 (121) сентябрь-1 2016 г.

Дата публикации: 30.08.2016

Статья просмотрена: 193 раза

Библиографическое описание:

Громов Р. М. Понятие административного права // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 193-195.



Ключевые слова: административное право, отрасли права, предмет административного права

На современном этапе развития юридической науки произошел процесс утверждения мнения о отличительных особенностях отраслей права друг от друга, наиболее обсуждаемыми вопросами в науке являются прежде всего предмет и метод правового регулирования. В правовой литературе содержания и структуры предмета административного права имеются самые разные суждения.

Для определения административного права мы обратимся к известному специалисту практической и научной школы А. В. Мелехину, который предложил следующую его трактовку: «Понятие административного права представляет собой независимую, самостоятельную отрасль в правовой системе Российской Федерации. Оно относится к публичному праву. Важность этой отрасли права обусловлена ее предметом. Административное право регулирует наиболее важные, в понимании государства, отношения, которые возникают при взаимодействии, как с самим государством, так и с его различными органами исполнительной власти. Именно в этом обстоятельстве и заключается его публичность». [1, c. 17]

Один из видных исследователей — Д. Н. Бахрах отмечал, «предметом административного права являются отношения, возникающие при организации исполнительно-распорядительных органов и в процессе их административной деятельности, при осуществлении внутриорганизационной деятельности руководителями других государственных и муниципальных органов, а также в ходе реализации административной власти судьями и общественными организациями» [2, с. 32]

Иное рассуждение по вопросу предмета административного права имеет Ю. М. Козлов — «предмет административного права достаточно разнообразен, но в принципе охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе, а именно:

  1. управленческие отношения, в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;
  2. управленческие отношения внутриорганизационного характера, возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной (представительной) и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  3. управленческие отношения, возникающие с участием субъектов местного самоуправления;
  4. отдельные управленческие отношения организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешневластных функций и полномочий». [3, с. 53]

Таким образом, Ю. М. Козлов в качестве предмета административного права рассматривает круг общественных отношений, складывающийся в сфере исполнительной власти.

Б. Н. Габричидзе разграничивает предмет регулирования «ограничение предмета административного права только кругом общественных отношений в сфере исполнительной власти сужает и тем самым обедняет и этот предмет, и, в конечном счете, само административное право». [4, с. 22] Ученый в данном труде утверждает, что роль гражданина остается на «вторых ролях», уступая ведущую роль исполнительной власти, однако административно-правовая связь и статус гражданина четко ограничивается его обязанностями перед государством. Одним из часто употребляемых терминов в административном праве является ответственность административных органов перед гражданином и общественными объединениями. Контролирующая функция за деятельностью органов государственной власти, звеньями и подразделениями исполнительной власти, а также иными административными структурами.

Включая вышеизложенные аргументы можно обобщить — вопрос предмета административного права, в современных условиях, требуется видоизменить ранее действующий подход к предметным ориентирам административного права с новых демократических позиций.

Административное право при этом фигурирует как одна из важных отраслей правовой системы России, которая регулирует особые отношения в социальном пространстве. Первостепенной особенностью этой правовой отрасли состоит в том, что они появляются, имеют развитие и заканчиваются в сфере государственного управления, т. е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны.

В этих общественных отношениях соответственно следующие определенные государством ориентиры:

  1. прописанная в Конституции РФ политика государства в области соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, с возможностью в дальнейшем обеспечить достойную жизнь и свободное развитие и образование человека;
  2. многообразные задачи, которые реализуются в политике особого вида государственной деятельности, применительно к практической плоскости исполнительной власти как одной из ветвей единой государственной власти;
  3. подчеркивается главенство публично-правовых интересов в регулятивной сфере общества, прямом соответствии с государственно-правовыми средствами воздействия на общественные связи.

Часто административный род общественных отношений называют управленческими, т. к. они и предметно образуют административно — правовую действительность.

Относительно связей и природы управленческую направленность административного права можно наблюдать, в частности, в отношениях, возникающих во взаимодействиях с негосударственными формированиями — общественными объединениями, [5, с. 97] коммерческими структурами и другими организациями, которые как может показаться не относятся к прямому предмету административного регулирования. Однако, даже внутрипрофсоюзные или внутрипартийные образованные структуры требуют обеспечения самоорганизации во внутреннем регламенте, хоть напрямую и не отождествляют себя с государственными интересами.

Из этого примера видно, что административные методы правового регулирования не безразличны к деятельности негосударственных организаций и формирований. Однако нормы административного права оказывают регулятивное воздействие на них только в тех случаях, когда это прямо предусматривается действующим законодательством и необходимо.

Отличительной чертой, регулятивной роли административного права является его особенность — функционирование в системе исполнительной власти.

Выводом данному суждению служит государственно-управленческая деятельность, которая по своему правовому назначению является управленческим, или его еще называют — правом управления.

В системе регулирования административное право, как мы уже говорили выше, в «общественных отношениях исключает принцип равенства участников, объяснение этому дают властные полномочия исполнительных органов, предоставленные им государственной системой». [6, с. 22]

Органы и должностные лица функционирующие в исполнительной системе власти обозначаются специальными субъектами, которые повсеместно участвуют в отношениях, регулируемых административным правом и отношения без их участия не могут относится к предмету административного права.

Однако взаимодействие субъектов, при участии органов исполнительной власти могут совершать похожие действия, характерные и другими отраслям права: гражданско-правовые сделки например. В таком случае следует говорить о уместном взаимодействии отраслей права: гражданском, трудовом, финансовом, земельном и других. Поэтому присутствие субъекта исполнительной власти в общественных отношениях не во всех случаях достаточно для квалификации его в качестве управленческого. «Например, конституционные нормы регламентируют основы взаимоотношений Правительства РФ — высшего звена системы органов исполнительной власти — с Государственной Думой РФ, т. е. с органом законодательной власти. Отношения такого рода являются государственно-правовыми, а не управленческими, хотя с внешней стороны они могут восприниматься в качестве таковых и регулируются нормами конституционного права». [7, с. 53–56]

Таким образом, ученые — исследователи выявили следующие критерии, необходимые для определения предмета административного права:

  1. «сфера государственного управления, охватывающая любые проявления государственно-управленческой деятельности;
  2. наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти или иного исполнительного органа;
  3. реализация ими распорядительных полномочий, предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности». [8]

Управление и участие в нем административных инструментов были в истории всегда, существуют и в настоящее время, они, как и семейные, экономические связи, появились намного раньше, чем юридические нормы.

Литература:

  1. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: курс лекций / А. В. Мелехин. — М., 2013.
  2. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник; 5-е изд. [перераб. и доп.] / Д. Н. Бахрах. — М.: Эксмо, 2010.
  3. Козлов Ю. А. Административное право: учебник; М.: Юристъ, 1999.
  4. Габричидзе Б. Н., Чернявский А. Г. Курс административного права РФ. М., 2012.
  5. Громов Р. М., Морозова О. С. Политико-религиозные аспекты российской государственности в XX-XXI вв.: Монография. Рязань, 2012.
  6. Костькова О. В. Административное право: учебное пособие. М., 2014.
  7. Громов Р. М. Анализ места и функций коммерческих банков в современной кредитной системе России // Вопросы экономики и управления. Казань, 2016. — № 1.
  8. Попов Л. Л. Административное право России. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): административного права, исполнительной власти, предмета административного права, Административное право, органов исполнительной власти, сфере исполнительной власти, субъекта исполнительной власти, управленческие отношения, предмету административного, «Понятие административного права, определения административного права, государственной власти, общественными объединениями, органами исполнительной власти, полномочия исполнительной власти, «предметом административного права, нормы административного права, ориентирам административного права, предмету административного права, административного права РФ.

Ключевые слова

административное право, отрасли права, предмет административного права

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос