Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 февраля, печатный экземпляр отправим 9 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №44 (386) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 28.10.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Газикова, Е. М. Совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации / Е. М. Газикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 44 (386). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/archive/386/84986/ (дата обращения: 28.01.2022).



В настоящей статье рассмотрены отдельные вопросы совершенствования правового регулирования деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Ключевые слова: органы внутренних дел, государственное управление, правовое регулирование, правоохранительная деятельность.

Конституция Российской Федерации (ст. 2) [1] провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Государственные органы, входящие в систему МВД РФ, включают в себя правоохранительные органы и являются органами государственной власти Российской Федерации, которые, во-первых, наделены государственно-властными полномочиями, во-вторых, уполномочены на осуществление задач и функций государства, в-третьих, действуют в установленном государством порядке. В Конституции РФ определены основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.

Эти органы власти выполняют присущие им специфические функции, а их роль в обеспечении задач и функции российского государства является существенной, поскольку обеспечиваемые ими общественные отношения настолько важны, что их роль состоит в стабилизации и развитии российского государства, охране и защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечении безопасности государств и общества. И хотя в Конституции Российской Федерации слово «правоохранительный» используется всего один раз, это вовсе не свидетельствует об отсутствии конституционно-правового механизма организации и деятельности правоохранительных органов в российском государстве.

Наоборот, Конституция Российской Федерации содержит в себе такой конституционно-значимый энергетический потенциал основных (базовых) положений, который беспрепятственно позволяет реализовывать правоохранительными органами возложенные на них задачи и функции.

Поскольку правоохранительные органы специфичны, их деятельность в силу объективных обстоятельств, прежде всего, в силу объективного права, можно отождествлять с определёнными функциями и задачами государства. Так, полиция, прокуратура, следственный комитет участвуют в осуществлении политической функции государства, поскольку политические процессы в государстве предполагают гармонизацию всех институтов политической системы общества и особенно тех, которые активно, и даже скрыто участвуют в политических процессах. Участие структурных подразделений перечисленных органов обусловлено сохранением стабильности общественных отношений, особенно в крупных городах, в которых необходимо не допустить дезорганизацию государственных, общественных, культурных учреждений, массовые беспорядки, что ещё важно проявление терроризма, экстремизма и других преступных и противоправных явлений.

Конституция занимает высшую ступень в иерархии нормативных актов (ч. 1 ст. 15) и служит правовой основой для любой отрасли права и законодательства, в том числе и для государственных органах, входящих в систему МВД РФ.

Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности являются ключевыми задачами органов внутренних дел Российской Федерации. На их решение направлена повседневная оперативно-служебная деятельность органов и подразделений системы МВД России, осуществляемая по направлениям, установленным в ст. 2 Федерального закона «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ [2].

Несмотря на определённые успехи, достигнутые в последние годы в обеспечении безопасности граждан и охране общественного порядка, характеризующиеся снижением преступности, повышением уровня доверия к полиции, ростом уверенности граждан в собственной безопасности, указанные выше основные направления деятельности рассматриваемых нами в данном исследовании структур по-прежнему требуют дальнейшего постоянного и системного совершенствования, обусловленного трансформацией форм и способов противоправных деяний, а также иными факторами оперативной обстановки.

Так, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации по итогам оперативно-служебной деятельности за 2020 г. указано на необходимость эффективного использования оперативного, кадрового и технического потенциала органов внутренних дел, в целях повышения уровня безопасности людей, надёжной защиты их прав, свобод и собственности [4].

Полагаем, что в основе реализации требований Президента Российской Федерации В. В. Путина лежит управленческая деятельность, направленная на выработку и организацию исполнения управленческих решений, позволяющих оптимально использовать силы и средства системы МВД России для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности и решения иных задач, поставленных перед указанными структурами [5, с.10].

Рассматривая управленческую деятельность с позиции технологического процесса, её структуру можно представить в виде двух блоков: первый объединяет этапы управленческого цикла, связанные с принятием управленческих решений, а второй — этапы, обеспечивающие их исполнение.

Планирование следует рассматривать в качестве обязательного этапа управленческого цикла, связанного с выработкой и принятием управленческого решения. Планирование как управленческая категория способствует формированию единства внутри социальной системы, необходимого для достижения общей цели [7, с. 139]. Как справедливо отмечено Э. В. Маркиной, Ю. Н. Сосновской, планирование в органах внутренних дел создаёт необходимые предпосылки активной, рациональной и ритмичной работы, является важным условием выполнения стоящих перед ними задач [6, с. 177].

Необходимо учитывать, что согласно п. 4 ст. 32 Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ [3] стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации является основой для разработки государственных программ субъекта Российской Федерации, в том числе правоохранительной направленности, и это является действенным инструментом для выработки и реализации государственной политики в сфере внутренних дел в регионах России.

Правовое регулирование стратегического планирования правоохранительной деятельности органов внутренних дел по разработке (корректировке) документов стратегического планирования осуществляется с учётом требований, закреплённых в таких ведомственных нормативных правовых актах, как Правила подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России и Вопросы организации информационно-аналитической работы в управленческой деятельности органов внутренних дел Российской Федерации.

Интерес к возможностям и перспективам использования инструментов стратегического планирования в практике государственного управления достаточно высок, но для эффективности системы стратегического планирования необходимо дальнейшее развитие методологических подходов. Прежде всего, это должно касаться обеспечения сопряжённости разрабатываемых документов стратегического планирования как по этапам формирования долгосрочных целей, задач и приоритетов, так и по уровням стратегического планирования (федеральному, региональному), а также обеспечения взаимодействия различных органов государственной власти во временном отрезке разработки документов стратегического планирования.

Таким образом, при дальнейшей дифференциации и детализации правового регулирования управленческой деятельности в ОВД возможно уделить особое внимание планированию деятельности в данной сфере.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011. № 7. Ст. 900.
  3. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. № 26 (часть I). Ст. 3378.
  4. Заседание коллегии МВД России от 03.03.2021 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/catalog/prrsons/310/events/65090 (дата обращения: 27.09.2021).
  5. Богданов А. В. К вопросу о совершенствовании теоретико-правовых основ планирования в органах внутренних дел Российской Федерации // Академическая мысль. 2021. № 2 (15). С. 7–11.
  6. Маркина Э. В., Сосновская Ю. Н. Актуальные вопросы планирования в системе органов внутренних дел. Некоторые аспекты стратегического планирования в правоохранительных органах // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 174–178.
  7. Научная организация управления и труда в следственном аппарате органов внутренних дел: учебное пособие / Н. Н. Баранов, Б. В. Бойцов, С. Е. Вицин, В. В. Волков и др. — М., 1974.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, стратегическое планирование, орган, дело, общественный порядок, правовое регулирование, российское государство, управленческая деятельность, государственная власть, государственное управление.


Задать вопрос