В статье раскрывается гипотеза о том, что сердечно-сосудистые заболевания способствуют возникновению изменений психологических особенностей личности. Исследование проводилось с лицами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания. Анализируются показатели по шкалам:экстраверсия — интроверсия; привязанность — обособленность; самоконтроль — импульсивность; эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость; экспрессивность — практичность.
Ключевые слова: личностные черты, сердечно-сосудистые заболевания, ишемическая болезнь сердца.
The article reveals the hypothesis that in cardiovascular diseases, contribute to the emergence of changes in psychological characteristics of the individual. The study was conducted with people with cardiovascular diseases. The indicators are analyzed according to the scales: extraversion — introversion; attachment — isolation; self-control — impulsivity; emotional instability — emotional stability; expressiveness — practicality.
Keywords: personality traits, cardiovascular diseases, coronary heart disease.
По данным ВОЗ сердечно-сосудистые заболевания в настоящее время являются главной причиной преждевременной смертности и инвалидности. Сильную тревогу вызывает резкое омоложение пациентов, страдающих тяжёлыми формами заболевания сердечно-сосудистой системы. Причиной этого служат: артериальная гипертензия, уровень холестерина, курение и др. Вместе с тем выявлены и психологические факторы такие как депрессия, личностные особенности и стресс [3].
Как правило, протекание этих болезней вызывает у больных психические изменения различной формы. У пациентов возникает подавленность, страх смерти, тревога, зацикливание на своих болезнях. Они находятся в постоянном тревожном состоянии, обращают внимание на малейшие изменения своего состояния, часто чувствуют то, чего нет. Как следствие стресса формируются боли психогенного характера [3].
И. В. Алдушина отмечает, что проявление гнева и управление уровнем тревожности оказывает различные влияния на сердечно-сосудистые реакции. Другими словами, поведенческое проявление гнева вместе с высоким уровнем тревоги напрямую влияет на понижение сердечно-сосудистой реакции, а при низком уровне тревоги сердечно-сосудистая реакция повышается [2].
Особо ярко выражены эмоциональные расстройства у тех, кто перенёс инфаркт миокарда, так как он ассоциируются с угрозой для жизни. Сильные боли, испуг близких и озабоченность медперсонала вызывают у больных сильную тревогу не только за своё здоровье, но и за саму жизнь [4].
Е. К. Агеенкова утверждает, что у больных гипертонической болезнью происходит изменение характера. Такие люди мнительны, плаксивы, обидчивы и слабодушны. Вместе с тем, у одних преобладает вспыльчивость и раздражительность, у других утомляемость и вялость. Выпячивается личностные черты, которые ранее были скомпенсированы и скрыты [1].
Исследование проводилось на базе «Городской больницы № 1» г. Балашова. Исследовательская выборка состояла из 40 человек, и была представлена двумя группами: лица, с выявленным диагнозом заболевания сердечно-сосудистой системы (20 чел.) и лица, с не выявленным диагнозом заболевания сердечно-сосудистой системы (20 чел.) в возрасте от 40 до 71. Для исследования была использована «Большая пятёрка». Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П.Коста). В ходе проведения исследования были получены следующие данные. По Шкала «Экстраверсия — интроверсия» выявлено, что наибольший процент получили испытуемые, относящиеся к среднему уровню –26 чел. (65 %), из которых лица с ССЗ отмечено в количестве 13 чел. У них развита общительность, однако они подвержены переменам настроения. Наименьшую часть составляет группа с высоким уровнем по этому показателю — 5 чел. (12,5 %), из которых лица с ССЗ — 2 чел. Близки по своим характеристикам к экстраверсии. Они общительны, беззаботны, однако могут быть подвержены вспышкам агрессии.
По шкале «Привязанность — обособленность» выявлено наибольший процент испытуемых, относящихся к среднему уровню — 16 чел. (40 %), из них лица с ССЗ — 9 чел. Вследствие чего они проявляли сопереживание и привязанность к другим, однако ставили свои проблемы выше. Наименьшее количество составила группа с высоким уровнем 11 чел. (27,5 %), из которых лица с ССЗ 1 чел. Они прекрасно понимают других, отзывчивые, пользуются уважением и не воспринимают себя без коллектива.
По шкале «Самоконтроль — импульсивность» выявлено, что наибольшее количество испытуемых объединяет средний уровень — 20 чел. (50 %), из которых лица с ССЗ 11 чел. Они проявляют добросовестность, ответственность, достигают больших результатов, однако не умеют быть полностью раскованными и проявлять свои чувства. Остальные испытуемые одинаково распределились по группам с высоким и низким уровнем по этому показателю — 10 чел. (25 %).
По шкале ««Эмоциональная устойчивость — эмоциональная неустойчивость» выявлено, что наибольшее количество испытуемых относится к среднему уровню 15 чел. (37,5 %), из которых лица с ССЗ 10 чел. Они характеризуются тем, что не в состоянии полностью контролировать свои эмоции, путают реальность с вымыслом. С низким уровнем по данной шкале — 12 чел. (30 %), из них лица с ССЗ 2 чел. выявлены эмоционально зрелые испытуемые, которые хорошо приспособлены к жизненным условиям и реалистично относятся к своим проблемам.
По шкале «Экспрессивность — практичность» выявлено, что наибольшее число испытуемых составляет средний уровень по этой шкале 18 чел. (45 %), из которых лица с ССЗ 10 чел. Они могут быть беззаботны по жизни, но при необходимости проявить практичность. К низкому уровню относится наименьшее число испытуемых (10 чел.) — это 25 %, из которых лица с ССЗ 3 чел., при этом данная группа скорее склоны к практичности, реалистичности и ценят материальное больше, чем идеи.
При помощи метода математической статистики определили, что существуют различия по показателям индивидуально-психологических особенностях личности между испытуемыми с выявленным диагнозом сердечно-сосудистых заболеваний, и тех, у кого он не выявлен.
Психологические составляющие личности, такие как экстраверсия (U эмп = 177,5 при p ≤ 0,05), и привязанность (U эмп =141 при p ≤ 0,05) выше по показателям у лиц, с не выявленным диагнозом сердечно-сосудистых заболеваний, чем у тех, у кого он уже выявлен (см. Рис. 1). Это может быть связано с ровным, несколько заниженным фоном настроения у лиц с диагнозом ССЗ, зацикленностью на своих личных проблемах и переживаниях. В тоже время такие показатели как «самоконтроль» (U эмп =96 при p ≤ 0,01), «эмоциональная неустойчивость» (U эмп = 2,5 при p ≤ 0,01) и «экспрессивность» (U эмп =16 при p ≤ 0,01) выше у лиц с выявленным диагнозом заболеваний сердечно-сосудистой системы. Можно предположить, что болезнь и страх последствия этого заболевания заставляют пациентов соблюдать распорядок дня с целью своевременного приёма лекарств, назначенных врачом, что отражает повышенный самоконтроль. Однако угроза смертности или инвалидности заставляет их временами чувствовать неспособность справиться с жизненными трудностями, что приводит к всплеску эмоций.
Рис. 1. Полученные результаты Uэмп по критерию Манна-Уитни по методике «Пятифакторный личностный опросник» (Р. МакКрае, П. Коста)
Таким образом, результаты методических исследований показали существование различий психологических особенностей лиц, у которых выявлен диагноз сердечно-сосудистых заболеваний, и тех, у кого диагноз не выявлен. Как правило, лица с сердечно-сосудистыми заболеваниями по своим индивидуально-психологическим особенностям личности становятся замкнутыми, трудны в общении, особенно в семье, могут быть подвержены вспышкам агрессии. Важно для определения инструментов и методов профилактики сердечно-сосудистых заболеваний выявить значимость и влияние психосоциальных факторов.
Литература:
- Агеенкова Е. К. Артериальная гипертензия в свете выбора специфических личностных эталонов / Е. К. Агеенкова // Ананьевское чтение — Психология: вчера, сегодня, завтра. — Санкт-Петербург: Скифия-принт, 2016. — С. 45–46.
- Алдушина И. В. О некоторых психосоматических взаимоотношениях у больных инфарктом миокарда на разных этапах лечения. Актуальные проблемы соматопсихиатрии и психосоматики / И. В. Алдушина, А. И. Борохов, М. А. Лапицкий. — Челябинск: Челяб. мед. ин-та, 1990. — 267 с.
- Александер Ф. Психологическая медицина. Принципы и практическое применение / Ф. Александер. — Москва: Эксмо, 2002. — 392 с.
- Бауман У. Клиническая психология / У. Бауман, М. Перре. — Санкт-Петербург: Питер, 2002. — 210 с.