Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №23 (103) декабрь-1 2015 г.

Дата публикации: 16.12.2015

Статья просмотрена: 395 раз

Библиографическое описание:

Жиженина, Л. М. Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса / Л. М. Жиженина, Т. Б. Клокова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 23.2 (103.2). — С. 123-126. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24309/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испытуемых по типам саморегуляции кровообращения. Выявлена тенденция к снижению напряжения регуляторных систем к старшим курсам в условиях экзаменационного стресса.

Ключевые слова: адаптационный потенциал, адаптация, стресс, сердечно-сосудистая система, тип саморегуляции кровообращения.

 

В настоящее время получение высшего профессионального образования носит массовый характер и охватывает студентов разных возрастов, уровня общешкольной подготовки, способностей и состояния здоровья. Проблема адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении является одной из важнейших проблем, так как требует от организма значительной активности биологических и физиолого-психологических резервов. Экзаменационный стресс является фактором, оказывающим негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы студентов [6; 7]. Вопросы адаптации студентов к условиям обучения рассматривались различными исследователями. Оценивались действие экзаменационного стресса на сердечную деятельность [4], снижение адаптационных резервов организма [5], соответствие учебных нагрузок резервным возможностям студентов [2; 3].

В исследовании принимали участие студенты Арзамасского филиала ННГУ им. Н.И. Лобачевского естественно-географического факультета 1-4 курсов (всего 72 человека). Было обследовано: 1 курс – 18 студентов, 2 курс – 19 студентов; 3 курс – 16 студентов, 4 курс – 19 студентов.

Исследование выполнялось методами антропометрическими, статистическими и устного опроса. Измеряли артериальное давление и частоту сердечных сокращений, определяли рост, вес и возраст студентов. Чтобы оценить уровень функционирования системы кровообращения был использован адаптационный потенциал системы кровообращения: АП=(0,011*ЧСС)+(0,014*АДС)+(0,008*АДД)+(0,014*В)+(0,009*МТ)+(0,009*Р)-0,27 [1]. Также рассчитывался тип саморегуляции кровообращения (ТСК): .

На первом этапе исследования было установлено распределение испытуемых по типу саморегуляции кровообращения (Рис. 1.). Так на 1 курсе перед экзаменом возрастает число студентов с сердечным типом саморегуляции до 72% (50% в обычный учебный день) и снижается число с сердечно-сосудистым до 17% и сосудистым до 11% (в обычный день 33% и 17% соответственно). У студентов 2 курса число лиц с сердечным типом саморегуляции кровообращения остаётся неизменным, тогда как увеличивается число испытуемых с другими типами регуляции на 5% каждый. На старших курсах картина распределения по типам регуляции несколько отличается от таковой на первых двух курсах. На 3 курсе снижается число испытуемых с сердечным типом регуляции на 31,5%, а на 4 на 18%. Количество обследуемых с сердечно-сосудистым типом увеличивается на 31,5% и 12% соответственно. При повторном снятии показаний после экзамена, у испытуемых всех курсов было выявлено снижение числа лиц с сердечным типом регуляции (самое сильное на 4 курсе – на 44,25%) и увеличение с сердечно-сосудистым. Таким образом, мы можем видеть, что к старшим курсам реакция сердечно-сосудистой системы на экзаменационный стресс проявляется в смещении регуляции в сторону повышения функциональных резервов.

Сравнивая распределение студентов по типам регуляции перед экзаменом, мы можем видеть, что на 2 и 1 курсах наблюдается большее число испытуемых с сердечным типом регуляции (79% и 72% соответственно). С сердечным и сердечно-сосудистым примерно равное количество (Рис. 1). Такое распределение свидетельствует о напряжении регуляции сердечно сосудистой системы у студентов младших курсов.

После экзамена наибольшее число лиц с сердечно-сосудистым типом наблюдается на 2 курсе (68%), а наименьшее на 4 курсе (18,75%). К 4 курсу происходит увеличение процента студентов с сердечно-сосудистым типом регуляции до 68,75% (на 2 курсе 21%). Наибольшее число испытуемых с сосудистым типом регуляции оказалось на 1 курсе. Из диаграммы видно, что у студентов 2 курса восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов.

Рис. 1. Соотношение студентов естественно-географического факультета по типам саморегуляции кровообращения (ТСК) в (%)

 

Изучив значения адаптационного потенциала системы кровообращения (АП), мы также распределили студентов на группы (Рис.2.). На графике видно, что у всех студентов 1 курса в обычный день наблюдается удовлетворительная адаптация (100%), но перед экзаменом таких студентов с удовлетворительной адаптацией становится (28%) и (72%) студентов имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена число студентов с удовлетворительной адаптацией и с напряжением механизмов адаптации распределяется поровну.

У 2 курса уже в обычный день наблюдается разделение на 2 группы, с удовлетворительной адаптацией – 79% и с напряжением механизмов адаптации – 21%. Перед экзаменом процентное соотношение несколько меняется: с удовлетворительной адаптацией студентов становится 63%, а с напряжением механизмов адаптации 37%. После экзамена распределение по группам становится таким же, как и в обычный день.

На 3 курсе, как и на 1 курсе, у всех студентов удовлетворительная адаптация (100%), перед экзаменом количество испытуемых с этим типом адаптации уменьшается до (69%), а (31%) имеют напряжение механизмов адаптации. После экзамена процентное соотношение практически не меняется.

На 4 курсе значения адаптационного потенциала изменялись менее значительно. В обычный день у всех студентов удовлетворительная адаптация (100%), перед экзаменом с удовлетворительной адаптацией становится (75%) и (25%) с напряжением механизмов адаптации. После экзамена (88%) студентов имеют удовлетворительную адаптацию и (13%) напряжение механизмов адаптации.

Оценивая  полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т.к. во всех трех случаях большой процент удовлетворительной адаптации. Возможно, это связано с тем, что студенты 4 курса по сравнению с остальными курсами уже много раз сдавали экзамены. Студенты на 3 и на 2 курсах лишь немного отстают по показателям от 4 курса. Меньше адаптирован 1 курс, что может быть связано с переходом в новую учебную обстановку и новыми требованиями.

Рис. 2. Соотношение студентов естественно-географического факультета по значениям адаптационного потенциала системы кровообращения (АП) (в %)

 

Изучая средние значения показателей сердечно-сосудистой системы, мы установили, что у студентов всех курсов наблюдается небольшое увеличение уровня систолического артериального давления (САД) в процессе обучения (Рис.3), однако показания не выходили за пределы нормы. Только в период окончания экзамена САД у студентов 3 курса несколько превысил норму (131,6 мм. рт. ст.).

 

Рис. 3. Средние значения уровня систолического давления (мм. рт. ст.)

 

Также на этом этапе исследования мы рассмотрим изменение диастолического артериального давления (ДАД) и частоты сердечных сокращений.

В обычный день у студентов всех курсов значения ДАД не выходят за пределы нормы. В период экзаменационной сессии на 1 и 2 курсах наблюдается одинаковая картина изменения давления: до экзамена оно поднимается (на 1 курсе значения ДАД выходят за пределы нормы – 86,9 мм. рт. ст.), а после экзамена становится чуть ниже. В то время как у 3 и 4 курсов наблюдается тенденция повышения давления перед и после экзамена, что видно на графиках (Рис. 4.).

Рис. 4. Средние значения уровня диастолического давления (мм. рт. ст.)

 

На рис.5 видно, что у всех курсов наблюдается одинаковая тенденция повышения ЧСС перед экзаменом и понижения после экзамена. Самые высокие показатели, далеко выходящие за пределы нормы, были выявлены перед экзаменом у студентов 1 курса (107,3 уд\мин). Самые низкие показатели ЧСС были у 4 курса (87,5 уд\мин). После экзамена средние значения ЧСС у испытуемых всех курсов находятся примерно на одном уровне. Однако, у четверокурсников все показатели ЧСС ниже, чем у остальных курсов. Мы полагаем, что это связано с более высокой адаптации студентов к экзаменационному стрессу.

Рис. 5. Средние значения уровня частоты сердечных сокращений (уд\мин)

 

Таким образом, результаты нашего исследования позволили выявить различный уровень адаптации сердечно-сосудистой системы студентов к экзаменационному стрессу.

У студентов младших курсов наблюдается напряжение регуляции сердечно сосудистой системы и напряжение механизмов адаптации. У второкурсников восстановление регуляции сердечной деятельности после экзаменационного стресса происходит медленнее, чем у других курсов, что может быть связано с более сложными предметами.

Оценивая полученные данные можно предположить, что самая высокая адаптация к экзаменационному стрессу у студентов 4 курса, т.к. во всех трех случаях мы наблюдали большой процент удовлетворительной адаптации.

 

Литература:

  1.                Баевский Р.М. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева, В.К. Вакулин и др. // Здравоохранение Российской федерации. – 1987. – № 9. – С. 5-23.
  2.                Пушкарева И.Н. Адаптация студентов к учебному процессу в системе современного высшего образования / И.Н. Пушкарева, С.В. Кумсков, С.А. Новоселов // Теория и практика физической культуры. – 2010. –№ 3. –С. 55-57.
  3.                Статуева Л.М. Психофизиологическая адаптация старшеклассников и студентов к различным системам обучения. Автореф. дис. … канд. биол. наук. – Н. Новгород, 2008.– 22 с.
  4.                Токаева Л.К. Влияние экзаменационного стресса на психоэмоциональный статус и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы первокурсников / Л.К. Токаева, С.С. Павленкович // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: sciens-education.ru/102-6054 (дата обращения: 14. 08. 2012).
  5.                Ушаков И.Б. Психофизиологические механизмы адаптации при стрессе смертельно опасных состояний / И.Б. Ушаков, Ю.А. Бубеев, Б.Н. Ушаков, В.И. Попов // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. – 2012. – Т.11. – № 4. –С. 1127-1130.
  6.                Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса // Журнал ВНД им. И.П. Павлова. – 2000. – № 6. – С. 959-965.
  7.                Юматов Е.А. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов / Е.А. Юматов, В.А. Кузьменко, В. И. Бадиков и др. // Физиология человека. –2001. – № 2 (Т. 27). – С. 104-110.
Основные термины (генерируются автоматически): курс, экзаменационный стресс, удовлетворительная адаптация, студент, напряжение механизмов адаптации, экзамен, тип саморегуляции кровообращения, предел нормы, сердечно-сосудистая система, адаптационный потенциал.


Похожие статьи

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испыт...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Гендерные различия регуляции сердечной деятельности учащихся 14-15 лет г. Арзамаса

В статье проводится оценка гендерных различий регуляции сердечной деятельности учащихся 14–15 лет г. Арзамаса. Математическая обработка включала стандартные показатели КИГ: расчет амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (dХ) и индекса напряжения ...

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности

В статье раскрыта специфика военной службы как деятельности, характеризующейся высоким уровнем эмоционального напряжения и стресса. Определены уровни стрессоустойчивости курсантов в процессе обучения в военном вузе. Особое внимание уделено характери...

Динамика возрастных изменений сердечно-сосудистой системы девушек 15–18 лет г. Тюмень в многолетнем тренировочном процессе занятий волейболом

Представлены результаты изучения показателей сердечно-сосудистой системы девушек 15–18 лет г. Тюмень в динамике 4 лет регулярных занятий волейболом. Показано, что многолетние регулярно проводимые дозированные физические нагрузки при занятиях волейбол...

Эффективность назначения метаболических препаратов при функциональных изменениях сердечно-сосудистой системы у детей, занимающихся футболом

В основу данной статьи положены данные изучения функциональных нарушений в сердечно-сосудистой системе среди 40 спортсменов- футболистов в возрасте 7–14 лет. Установлено, что чрезмерная физическая нагрузка, вызывает патологические изменения и нарушен...

Упражнения для укрепления и профилактики сердечно-сосудистой системы

Данная статья посвящена изучению физических комплексов и упражнений для укрепления (профилактики) сердечно-сосудистой системы. Помимо этого, автором дается характеристика заболеваемости сердечно-сосудистой системы в нашей стране, что обуславливает ак...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Методы исследования физической работоспособности у работников умственного труда в динамике рабочего дня

Оценка и проявление функционального состояния сердечно — сосудистой системы работников умственного труда при проведении проб по изучению физической работоспособности выявили симпатотоническую направленность регуляции сердечного ритма. Комплексное воз...

Взаимосвязь периодизации тренировочного процесса и сбалансированного питания с физической и умственной продуктивностью во время повышенного уровня стресса

Основная задача работы — внедрение и оценка разработанной методики для построения правильной периодизации тренировочного процесса и системы сбалансированного питания среди работников среднего менеджмента, активно занимающихся спортом (фитнес, пауэрли...

Похожие статьи

Оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса

В статье проводится оценка адаптации сердечно-сосудистой системы у студентов в условиях экзаменационного стресса. В результате проведенных исследований высчитаны адаптационный потенциал, тип саморегуляции кровообращения, проведено распределение испыт...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Гендерные различия регуляции сердечной деятельности учащихся 14-15 лет г. Арзамаса

В статье проводится оценка гендерных различий регуляции сердечной деятельности учащихся 14–15 лет г. Арзамаса. Математическая обработка включала стандартные показатели КИГ: расчет амплитуды моды (АМо), вариационного размаха (dХ) и индекса напряжения ...

О необходимости поворота на формирование субъектности курсанта как показателя его целостности

В статье раскрыта специфика военной службы как деятельности, характеризующейся высоким уровнем эмоционального напряжения и стресса. Определены уровни стрессоустойчивости курсантов в процессе обучения в военном вузе. Особое внимание уделено характери...

Динамика возрастных изменений сердечно-сосудистой системы девушек 15–18 лет г. Тюмень в многолетнем тренировочном процессе занятий волейболом

Представлены результаты изучения показателей сердечно-сосудистой системы девушек 15–18 лет г. Тюмень в динамике 4 лет регулярных занятий волейболом. Показано, что многолетние регулярно проводимые дозированные физические нагрузки при занятиях волейбол...

Эффективность назначения метаболических препаратов при функциональных изменениях сердечно-сосудистой системы у детей, занимающихся футболом

В основу данной статьи положены данные изучения функциональных нарушений в сердечно-сосудистой системе среди 40 спортсменов- футболистов в возрасте 7–14 лет. Установлено, что чрезмерная физическая нагрузка, вызывает патологические изменения и нарушен...

Упражнения для укрепления и профилактики сердечно-сосудистой системы

Данная статья посвящена изучению физических комплексов и упражнений для укрепления (профилактики) сердечно-сосудистой системы. Помимо этого, автором дается характеристика заболеваемости сердечно-сосудистой системы в нашей стране, что обуславливает ак...

К вопросу формирования рефлексивно-прогностической компетенции у обучающихся в военном вузе

В статье рассматривается концептуальный взгляд на процесс формирования рефлексивно-прогностической компетенции у курсантов военных вузов. Формулируется проблема и обосновывается актуальность ее решения на современном этапе совершенствования военного ...

Методы исследования физической работоспособности у работников умственного труда в динамике рабочего дня

Оценка и проявление функционального состояния сердечно — сосудистой системы работников умственного труда при проведении проб по изучению физической работоспособности выявили симпатотоническую направленность регуляции сердечного ритма. Комплексное воз...

Взаимосвязь периодизации тренировочного процесса и сбалансированного питания с физической и умственной продуктивностью во время повышенного уровня стресса

Основная задача работы — внедрение и оценка разработанной методики для построения правильной периодизации тренировочного процесса и системы сбалансированного питания среди работников среднего менеджмента, активно занимающихся спортом (фитнес, пауэрли...

Задать вопрос