Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена

Медицина
09.08.2018
628
Поделиться
Библиографическое описание
Курман, Олжас Арманулы. Влияние стрессового состояния на физиологические особенности учащихся во время пробного экзамена / Олжас Арманулы Курман, Л. В. Трубникова, А. М. Абдукаримов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 32 (218). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/218/52270/.


В современном обществе участилось явление стресса среди учащихся и студентов. Стресс ярко выражен в экзаменационное время, перед экзаменом и непосредственно во время экзамена. У любого в жизни была такая ситуация, когда при сильном волнении или страхе человек забывает изученный материал или не может сконцентрироваться. По окончанию экзаменов, некоторые учащиеся не довольны своими результатами и обвиняют в этом волнение, которое является причиной стресса.

В предоставленной работе описываются методы исследования проблемы экзаменационного стресса, а также представлены конечные результаты исследования в виде таблиц, схем и диаграмм. Данная работа несет исследовательский характер.

Ключевые слова: сердечно-сосудистая система, симпатическая нервная система, экзаменационный стресс, влияние стресса.

Нередки случаи страха и волнения во время экзамена, которые отражаются на работе некоторых систем органов организма учащихся. Стресс является реакцией организма на раздражение, которая нарушает его гомеостаз и приводит к изменению работы нервной и сердечно-сосудистой системы (ССС). Для исследования состояния стресса важными показателями функциональной работы ССС являются частота сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД).

Цель: изучить влияние экзаменационного стресса на сердечно-сосудистую и нервную системы организма и на конечный результат экзамена.

Гипотеза: в связи с волнением и наличием экзаменационного стресса у учеников 10 класса меняются физиологические показатели организма, а именно функциональные показания сердечно-сосудистой системы, что может не привести к ожидаемому результату по пробному экзамену.

Для исследования была сформирована фокус-группа, состоящая из десяти учащихся (5 девочек и 5 мальчиков) 10 «С» класса Назарбаев Интеллектуальной школы г. Актобе. Для того, чтобы оценить влияние стресса на работоспособность учащихся во время экзамена, был проведен опро учащихся о прогнозируемых результатах по пробному экзамену. Из Рис.1 можно увидеть, что по результатам опроса, 60 % учащихся надеятся на средний результат и 40 % на высокий результат.

Рис. 1.

Рис. 2.

При сравнении прогнозируемого результата с полученным, была получена достоверная информация о том, что большая часть принявших опрос переоценили себя. Из рис.2 заметно, что 50 % учеников получили средний результат и только один учащийся получил отлично.

Помимо этого, в анкете были вопросы, которые касались поведенческих признаков наличия стресса.Оказалось, что большинство учащихся фокус группы имеют привычки, связанные с нервозностью, что потдвержает наличие стрессового состояния. Большинство учащихся при волнении топают ногой и часто трогают волосы. Помимо этого, было заметно, что во время пробного экзамена некоторые ученики грызут ручку, постукивают пальцами по парте и теребут ухо.

Чтобы исследовать влияние стресса на сердечно-сосудистую систему, было измерены показатели ЧСС и АД испытуемых. Для измерения ЧСС у учащихся использовалась научно-исследовательская лаборатория «The Spark Science Learning System» от компании PASCO с сенсором под названием «Exercise Heart Rate Sensor».

В таблице № 1 предоставлена информация о показаниях функциональной работы сердечно-сосудистой системы в обчный день, перед экзаменом и сразу после него. ЧСС у всех испытуемых в день экзамена значительно выше чем в обычный день. Учащение ударов сердца говорит об увеличении активности симпатической нервной системы. После экзамена ЧСС не становится меньше, а только растет. Возможно, это связано с тем, что экзаменационный стресс сохраняется на протяжении всего экзамена. Таким образом, симпатическая нервная система остается активной и по окончании экзамена. При увеличении ЧСС также увеличивается АД. Это обосновывается тем, что АД возникает в вследствие работы сердца, а именно сердечных сокращений, нагнетающих кровь в сосудистую систему.

Таблица 1

Обычный день

За полчаса до экзамена

Сразу после экзамена

Ученик, №

ЧСС, ударов вминуту

Артериальное давление, мм.рт. ст.

ЧСС, ударов вминуту

Артериальное давление, мм.рт. ст.

ЧСС, ударов вминуту

Артериальное давление, мм.рт. ст.

1

76

110/70

79

120/80

100

130/90

2

77

110/70

86

120/80

99

135/95

3

78

110/70

82

125/85

90

130/90

4

80

120/80

82

120/80

96

130/90

5

80

120/80

80

120/80

83

125/85

6

81

100/70

91

110/80

113

110/80

7

84

120/70

89

130/80

101

135/95

8

87

105/80

90

110/90

102

120/100

9

88

120/70

92

130/80

110

140/90

10

96

130/100

96

130/100

107

140/100

Среднее значение

82,7

114,5/76

86,7

121,6/83,5

100,1

129,5/100,5

Из полученных результатов научно-исследовательской работы можно сформулировать следующие выводы:

1) Учащиеся склонны переоценивать себя, тем самым завышая свои ожидаемые результаты. 50 % учеников ожидали лучшего результата, другая половина дали точную оценку своих возможностей, что верятно связано с самооценкой учащихся в период без экзаменационного стресса.

2) По результатам опроса выявлено, что у 70 % учащихся присутствует волнение, которое обосновывается наличием поведенческих признаков, таких как притопывание ногой, постукивание пальцами по парте, трогание волос и т. д.

3) В ходе исследования обнаружено достоверное увеличение показателей симпатической нервной системы, таких как ЧСС и АД, во время пробного экзамена, а также значительное увеличение непосредственно после него.

4) Субъективная оценка волнения составлена на основе показаний симпатической нервной системы и по результатам опроса. Выяснилось, что у учеников, отметивших отсутствие стресса все-таки изменялись показания работы сердца, что означает, возможность наличия стресса у этих учеников. Также возможен вариант того, что у учеников наблюдалась умственная нагрузка, которая способствовала увеличению активности работы сердца.

5) У учащихся, имеющие высокие показатели ЧСС и АД во время экзамена замечен результат ниже ожидаемого, что подтверждает гипотезу исследования.

Литература:

1. Сергеев, Н. А. Влияние экзаменационного стресса на физиологические особенности организма учащихся девятого класса во время пробного экзамена по математике / Н. А. Сергеев // Сборник исследовательских работ участников XXIII Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. — М.: 2016 — С. 46.

2. Геворгян Э. С., Даян А. В., Адамян Ц. И., Григорян С.С, Минасян С. М. Изменение кардиодинамических показателей и ритма сердца студентов под воздействием учебной нагрузки / Э. С. Геворгян и др. // Журнал высшей нервной деятельности. — 2003. — том 53. — № 1. — С. 46–50.

3. Щербатых Ю. В. Влияние параметров высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю. В. Щербатых // Журнал ВНД им. Павлова. — 2000. –№ 6. — С. 959–965

4. Управление стрессом / Дж.С. Гринберг; пер. Л. Гительман, М. Потапова. — 7-е изд., — СПб.: Питер, 2002. — 496 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).

5. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А. Китаев-Смык; ред. В. А. Попов. — М.: Наука, 1983. — С. 202–253.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
сердечно-сосудистая система
симпатическая нервная система
экзаменационный стресс
влияние стресса
Молодой учёный №32 (218) август 2018 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 22-24):
Часть 1 (стр. 1-114)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 22-24стр. 114

Молодой учёный