В статье рассказывается о важности и значимости речевой культуры инспекторов по профилактике правонарушений и обеспечения безопасности в махалях. Рассматриваются недостатки знаний в процессе общения.
Ключевые слова: культура речи, профессиональный, коммуникативная компетенция, сотрудник, качество, инспектор по профилактике
The article describes the importance and significance of the speech culture of inspectors for the prevention of offenses and ensuring safety in makhalas. The disadvantages in the communication process are considered.
Key words: culture of speech, professional, communicative competence, employee, quality, prevention inspector.
В настоящее время основными задачами подготовки специалистов высокой квалификации Специализированного филиала Ташкентского государственного юридического университета является подготовка, переподготовка и повышение квалификации юридических кадров в сфере профилактики правонарушений и обеспечения общественной безопасности. Профессиональную, практическую и базовую подготовку в сфере юриспруденции в Филиале ведут высококвалифицированные профессора, доценты, преподаватели с большим опытом работы. [1]
Знание русского языка для меня открывает большие возможности общаться на профессионально русском языке своей специальности.
Современное общество очень нуждается в конкурентоспособных специалистах, владение не только профессиональными, но межкультурными языковыми компетенциями открывает перспективы трудоустройства для молодых специалистов, владеющих русским языком, по всему миру. [3]
На протяжении последних лет оперативная обстановка в мире остаётся напряжённой, преступность приобретает более опасные формы и приёмы. В сложившейся ситуации к сотрудникам органов внутренних дел предъявляются более строгие и повышенные требования по поддержанию должного уровня общественного порядка и безопасности в стране, борьбе с преступностью, нарушениями закона. [5]
Сегодняшнее развитие информационных технологий и расширение технических возможностей, появление новых разработок и их подход к повседневной жизни позволяют, преподавателям и разработчикам учебных программ использовать мастерство и одновременно работать над собой внедряя новшества в своей педагогической и научной деятельности. [7]
Проблема формирования профессиональной коммуникативной компетенции особенно четко выявляется при организации подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов, для которых коммуникативная компетенция является одним из основных показателей профессионализма. [4]
Работа с эффективными образовательными методами по специальности расширяет и углубляет программный материал, развивает самостоятельность у будущих инспекторов по профилактике правонарушений и обеспечения общественной безопасности, творческую инициативу, пробуждает интерес к изучению языка. Всё это в совокупности дает возможность рассматривать конкурентоспособную, компетентность и профессиональную подготовленность специалиста. [6]
Коммуникативная компетенция, то есть этика речи сотрудника очень влияет на то, как будут воспринимать его окружающие.
Воспитанность, логичность, аргументированность речи, интелли-гентность, владение и знание этикой общения, является одним из важных признаков профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов. Основной работой инспекторов по профилактике правонарушений, является связь с населением при выполнении ими таких задач как: раскрытие преступлений, проведение профилактических работ, информирование. Невидимой нитью сотрудника и граждан выступает информационно насыщенная, доходчивая и понятная, доброжелательно грамотная речь, от которой веет уверенностью в защите со стороны государства в лице инспекторов по профилактике правонарушений.
На сегодняшний день население не удовлетворено качеством общения инспекторов по профилактике правонарушений с гражданами. Дело в том, что в органах внутренних дел имеются некоторые сотрудники, которые не могут найти подход к человеку из-за незнания уровня коммуникативных навыков, умений и компетентности.
Будущий инспектор по профилактике правонарушений, поступая в образовательное учреждение, связанное с правоохранительной деятельностью, знает, с кем он в дальнейшем будет работать, т. е. с населением и будет разрешать их проблемы. В данном образовательном учреждении нужно ввести такие предметы как культура речи, поведенческая психология, а также иные гуманитарные, общественные, социально-профилактические науки, которые акцентируют внимание на речевое общение сотрудников органов внутренних дел с обществом. [13]
Эффективность делового общения инспекторов по профилактике правонарушений предполагает рассмотрение его соотношения с профессиональной деятельностью, а также оценку способов, форм, функций общения с точки зрения морального фактора и его влияния на эффективность служебно-оперативной деятельности. Деловое общение инспекторов по профилактике правонарушений происходит в сфере юриспруденции, где постоянно имеет место правопорядок, этика, компетентность, которые в его служебном общении должны не препятствовать, а помогать правопорядку, и деловой принципиальности принимаемых им решений.
Знание общепризнанных культурных норм общения, владение широкими знаниями служебного этикета — показатель общей степени и профессиональной культуры инспекторов по профилактике правонарушений.
Деловые контакты, профессиональная помощь гражданам для сотрудников обусловлены и закреплены в Законах Республики Узбекистан.
В современных условиях из относительно закрытой системы органы внутренних дел все более превращаются в систему открытую, работающую по принципам широкой гласности. Это делает работу сотрудников органов внутренних дел более доступной для нравственной оценки обществом, широким общественным мнением. [11
Профессиональная деятельность инспектора по профилактике предполагает общение с коллегами, руководством, с гражданами, с представителями средств массовой информации, устные выступления перед аудиторией, составление документов разных видов и др. Поэтому владение грамотной устной речью выступает существенным признаком профессиональной компетентности.
Актуальность статьи в том, что инспекторы по профилактике правонарушений, стремящиеся исполнять свои должностные обязанности успешно и высокопрофессионально, необходимы знания, умения и навыки, относящиеся к области культуры речи.
Общение с сослуживцами и гражданами невозможно выстроить эффективно и корректно при слабой сформированности у сотрудников навыков применения языковых норм, необходимых для составления, анализа (а в ряде случаев и редактирования) текстов, при отсутствии или при недостаточно высоком уровне основных коммуникативных качеств речи, к которым относятся точность, логичность, чистота, богатство, выразительность и др., а также при небрежном отношении к правилам, принятым в речевом этикете, предписывающем употребление некоторых вербальных формул, соответствующих наиболее типичным речевым ситуациям, и, напротив, запрещающем использование слов и оборотов речи, принадлежащих к определённым лексико-стилистическим пластам языка. [9]
Настоящий опыт показал следующие коммуникативные проблемы различного уровня:
— неумение и неготовность слушать и слышать вопрос;
— не понимание глубины значения вопроса в полном объеме;
— очень бедный лексический запас, недостаток аргументации;
— отсутствие необходимых знаний для всестороннего и полного ответа;
— отсутствие психолого-педагогической готовности вести диалог.
Речь является важным инструментом профессиональной деятельности инспекторов по профилактике, чтобы правильно использовать её нужно постоянно работать над собой. Правоохранительная деятельность всегда была речевой. Эмоционально-словесный метод урегулирования общественного порядка поведения — самый современный способ, чем применение грубой силы. Доброжелательная речь помогает быстрее гасить конфликт и достичь согласия и взаимопонимания.
В профессиональной деятельности инспекторов по профилактике, высокий уровень владения словом — важнейший элемент профессионализма, который связан с людьми и информацией.
Обучение русскому языку необходимо в интересах повышения качества и эффективности подготовки инспекторов по профилактике правонарушений, потому что в некоторых махаллях Узбекистана живут русскоязычные граждане, с которыми необходимо коммуницировать.
Каждый сотрудник правоохранительных органов знает, что он должен обладать искусством взаимодействия с любым человеком вне зависимости от своего отношения к нему. Каждый специалист знает также, что от правильности его общения с каждым индивидом и реализации индивидуального подхода будет зависеть эффективность всей ею работы в целом. [10]
Одним из важных профессиональных качеств инспекторов по профилактике, является «умение ясно, точно излагать свои мысли, умение вести разного рода переговоры», недостаточная речевая подготовка, слабая компетентность в вопросах грамотного речевого общения затрудняет решение важных проблем, перед сотрудниками.
Наблюдаемые процессы в национальной речевой культуре, проявляющиеся в признании важной роли русского языка, как средства объединения и развития нации, высоких требованиях к грамотности и культуре общения специалиста — с одной стороны:
— отсутствие единой концепции, определяющей мотив, цели, стратегию и тактику работы по формированию умений;
— низкий уровень культуры речи;
— нередкие нарушения языковой нормы;
— использование иностранных заимствований оказывает отрицательное воздействие на профессиональную подготовку специалиста. [8]
Культура речи — это высокое смысловое качество и эмоциональное полнозвучие языка, наличие вкуса к слову, что позволяет быстро и кстати выразить мысль в наиболее емкой и эффективной форме. Культура речи обязывает человека придерживаться определённых норм и правил в разговоре с другими людьми. Эти нормы не представляют собой рецептов на все случаи жизни и не могут научить красиво и правильно говорить человека, который «двух слов связать не может». [14]
Прогнозирование или предвидение воздействия высказывания требует конкретных умений: умелого выбора языковых средств, адекватных целям, условиям, ситуации общения; учета соответствия вербальных и невербальных средств общения. [12]
Таким образом, инспектор по профилактике правонарушений и обеспечения безопасности обязан сочетать в себе исключительно высокоморальные качества, безукоризненное знание законов и умение защищать себя и других граждан от всяческих опасностей и проблем. Считаем, что во многом эта профессия зависит и от активной и плотной работы с людьми, и этот аспект является совершенно неотъемлемым в трудовой деятельности сотрудника. [2]
Проблемы речевой подготовки актуальны всегда. Каждый специалист должен уметь корректировать свое речевое поведение в публичной службе. Всегда должен адекватно оценивать речевое поведение окружающих, находить средства для лучшего взаимопонимания с носителями любых культур.
Литература:
- Ахмедова, Х. О. Учебно-методическая разработка по русскому языку. Образование и воспитание.—2019.—№ 6 (26).— С.47–49.
- Абдуллаева Ф., Ахмедова Х. О. Может ли культура речи сотрудника по профилактике правонарушений стать его визитной карточкой в обществе? //Science and Education. — 2021. — Т. 2. — №. 7. — С. 318–324.
- Ахмедова Х. О. Необходимость студентов-юристов национальных групп профессионально-направленному обучению на русском языке colloquium-journal. 2020. № 31–3 (83). с. 43–45.
- Ахмедова, Х. О. Развитие языковых навыков в формировании культуры общения сотрудников правоохранительных органов. Журнал «Молодой ученый». — 2021. — № 5 (347). — С. 144–146
- Ахмедова, Х. О. Профессионально-ориентированное обучение языкам сотрудников правоохранительных органов — конкурентоспособность и профессионализм будущего Журнал «Молодой ученый». — 2020. — № 32 (322). — С. 143–144.
- Ахмедова Х. Усвоение профессиональной терминологии при помощи интерактивного способа обучения. Журнал «Общество и инновации». — 2021. — Т. 2. — №. 3. — С. 114–119.
- Ахмедова, Х. О. Онлайн-обучение — своевременность, экономность, безопасность, доступность. Журнал «Молодой ученый». — 2020. — № 24 (314). — С. 394–395.
- Носкова Л. Г. Формирование системы профессиональной речевой подготовки сотрудников органов внутренних дел.
- Баликова М. С. Культура речи и ее роль в профессиональном общении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
- Сердюк. Н В., Власов Б Е. Культура речи сотрудников органов внутренних дел в контексте коммуникативной культуры полицейского общества.
- Сердюк Н. В., Земзерова В. И. Деловая риторика стр.26
- Хомяков Э. Г. Культура речи. Основные требования к профессиональной речи сотрудников правоохранительных органов.
- Худойбердыева Ф., Ахмедова Х. Культура речи качество личности сотрудников органов внутренних дел. International Scientific Journal Theoretical & Applied Science p-ISSN: 2308–4944 (print) e-ISSN: 2409–0085 (online) Year: 2021 Issue: 09 Volume: 101 Published: 25.09.2021 http://T-Science.org
- Черников В. Культура речи полиции как зеркало его внутреннего мира.