Статья описывает особенности применения веб-квестов на уроках английского языка для повышения мотивации учащихся к исследовательской деятельности.
Ключевые слова : веб-квест, английский язык, повышение мотивации учащихся, мотивация, поисково-исследовательская деятельность.
Одна из задач современного образования — увеличение разнообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Информационные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют значительно расширить образовательные возможности учащихся. Образование должно быть эволюционным с точки зрения развития независимого критического и творческого мышления. Для этого требуется широкое поле информационной деятельности, разные источники информации, разные точки зрения, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика мыслить самостоятельно, искать собственную аргументированную позицию.
Сегодня уже сложно представить работу образовательной организации без доступа в мировое информационное пространство. Интернет — универсальное средство поиска информации и передачи знаний. Несомненным преимуществом всемирной паутины является то, что это неиссякаемый источник информации по любому вопросу. Однако, как может подтвердить любой, кто пытался что-то найти, этот процесс разочаровывает, требует много времени и вызывает эмоции. По этой причине работать над проектами, ставить задачи и отправлять учащимся необходимую информацию через Интернет совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Одно из возможных решений этой проблемы связано с использованием структурированного подхода, который дает учащимся возможность более продуктивно использовать свою работу, по-новому соединяя и комбинируя различные информационные ресурсы, а также применяя творческий подход и проблемное мышление, навыки и умения. Эта технология называется веб-квестом.
Образовательный процесс в современной школе невозможно представить без использования интернет-ресурсов. Учителя обращаются к Интернету не только для подготовки к урокам, но и для организации исследований и разработок учащихся. В достижении этой цели неоценимую помощь учителю может оказать веб-квест.
Существует несколько классификаций веб-поиска. По продолжительности выполнения они могут быть долгосрочными или краткосрочными, по содержанию — это могут быть веб-квесты одного проекта и межпредметные. По типу деятельности различают множество типов веб-поиска: повторное посещение, компиляция, загадка, самопознание, решение спорных проблем, убедительное, аналитическое, публицистическое, творческое, аналитическое, дизайнерское, научное веб-исследование. Я остановлюсь на нескольких типах.
Повторное посещение — это один из самых простых способов поиска в Интернете. Но информация, которую учащиеся находят в Интернете, нуждается в их значительной переработке. Это не может быть просто копирование текста из Интернета в текстовый редактор.
Составной веб-поиск — это информация, представленная в совершенно новом формате в виде туристической брошюры с описанием достопримечательностей, виртуального тура по странам изучаемого языка, карты мира с описанием символов стран и т. д.
Журналистский квест в сети — объективное изложение информации в виде статьи в газете, колонки в журнале, интервью и т. д.
Креативный веб-квест — выполнить творческую работу в виде создания спектакля, песни, видео, написать стихотворение. Оценивая такой квест, учитель должен уделять больше внимания творчеству и самовыражению учеников.
Увлекательный веб-квест нацелен на то, чтобы привлечь на свою сторону противников или нейтралов. Учащиеся должны обосновать свое мнение или точку зрения. Конечным продуктом веб-квеста является статья, выступление в суде, веб-страница, видео и т. д.
Использование веб-квестов на уроках английского имеет ряд преимуществ:
гарантирует автономию и независимость учащихся;
развивает коммуникативные навыки;
позволяет реализовать индивидуальный подход;
мотивирует учащихся применять языковые навыки и изучать новый языковой материал;
позволяет использовать большой объем актуальной достоверной информации;
помогает организовать активную, самостоятельную или групповую исследовательскую деятельность учащихся, которой они сами руководят;
организовать работу по любой теме в виде целевого исследования;
способствует самостоятельному принятию решений;
развивает критическое мышление.
При создании аналитического веб-квеста учащиеся изучают сходства и различия определенных вещей, явлений, процессов. Например, изучите общие и отличительные черты празднования Нового года и Рождества в России и странах изучаемого языка.
На уроке защиты веб-поиска учащиеся выступили в качестве гидов по Глазго. Оценка проводилась по следующим критериям: знание языка, грамотность и скорость речи, культура слова, логика изложения материала.
Следует отметить несколько положительных аспектов использования веб-квестов на уроках иностранного языка. Выполняя групповой поиск в Интернете, вы достигаете главной цели изучения языка: общения. Интернет-исследования способствуют развитию критического мышления, учит сравнивать, обобщать и делать выводы. Ученики учатся самостоятельно получать информацию в Интернете, развивают навыки работы с компьютером и пополняют словарный запас. Поиск в Интернете может повысить интерес учащихся и их мотивацию к изучению предмета. При использовании веб-поиска реализован принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Литература:
- Culture in Second Language Teaching and Learning; Cambridge University Press — Москва, 2011. — 262 c.
- Задачи лингвистических олимпиад; МЦНМО — Москва, 2012. — 576 c.
- Лингводидактические проблемы обучения иностранным языкам. Выпуск 2; Издательство Санкт-Петербургского университета — Москва, 2011. — 176 c.
- Методика обучения иностранным языкам в средней школе; КАРО -, 2013. — 224 c.
- Обучение иностранным языкам; КАРО -, 2013. — 320 c.
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5–9 классы; Просвещение — Москва, 2012. — 208 c.
- Развитие речевой активности на уроках иностранного языка; Просвещение — Москва, 2012. — 244 c.
- Аркусова И. В. Современные педагогические технологии при обучении иностранному языку (структурно-логические таблицы и практика применения); НОУ ВПО МПСИ — Москва, 2012. — 128 c.
- Архипова И. Г. Иностранный язык для детей. Пособие для учителей; ИНТЕЛЛЕКТиК — Москва, 2012. — 839 c.
- Беликова Л. Г. Современный кабинет иностранного языка; ДРОФА -, 2013. — 224 c.