Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №40 (382) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 30.09.2021

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Шумейко, А. А. Дифференциация и индивидуализация как одна из форм совершенствования системы обучения в общеобразовательной школе / А. А. Шумейко, М. В. Букакин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 40 (382). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/382/84283/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье раскрываются теоретические аспекты понятий «индивидуализация» и «дифференциация». Анализируются сходство и различия между данными понятиями в различных научных источниках. Делается вывод о том, какое именно определение данных понятий наиболее приемлемо в образовательном процессе.

Ключевые слова: индивидуальный подход, дифференциация, индивидуальность, внутренняя дифференциация, индивидуальная особенность учеников, личность, способность.

Индивидуальный подход в образовательном процессе уже давно занимает умы многих педагогических исследователей. По данному вопросу существует довольно большое количество научных работ как отечественных, так и зарубежных педагогов. Однако, несмотря на это, индивидуальный подход до сих пор является камнем раздора в современных школах.

Тезис «индивидуальность» занимает одну из центральных ролей в познании: как в социальном, так и в педагогическом. Для современной науки необходимо всеобъемлющее изучение «индивидуальности», ведь именно от нее в целом зависит развитие человеческого общества.

По мнению К. Маркса «история — это деятельность людей, преследующих свои цели» [8]. Вся человеческая история будет являться историей их индивидуального развития, вне зависимости от того, осознанное оно ли нет. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в первую очередь в росте индивидуальности и неповторимости человека заинтересовано само общество и оно должно прилагать все усилия для способствования данного роста.

Индивидуальность объективно присуща каждому человеку. Каждому из жителей Земли принадлежит бесконечное количество свойств, качеств и особенностей. Биологическое своеобразие организма, статус человека в социуме, все то, что принадлежит отдельному человеку своеобразно, неповторимо [2].

По мнению И. И. Резвицкого, особая форма пребывания человека в общественном социуме это «индивидуальность» [12, с. 28]. В. В. Давыдов ориентируясь на то, как представляется системная целостность индивида, говорит об индивидуальности, как о сочетании свойств, принадлежащих определенному человеку [5, 6]. Психолог B. C. Мерлин, ориентируясь на системный подход, дает определение индивидуальности, как целостной системе особенных признаков человека, имеющей 3 уровня:

систему индивидных свойств организма (биохимические, общесоматические, нейродинамические свойства);

систему индивидуальных психических свойств (психодинамические и

психические свойства личности);

систему социально-психологических свойств (какую социальную роль человек занимает в различных общностях) [9].

Те особенности, которые заложила в индивида природа, еще не являются достаточным основанием для формирования человеческой индивидуальности, так как их наличие не приводит к тому, чтобы человек стал самостоятельным субъектом деятельности. Родившийся ребенок также является человеческим индивидом, но про него еще нельзя сказать, что он индивидуальность. Это значит, что человек приобретает свою индивидуальность только на социальном уровне развития.

В связи с вышеперечисленным, необходимо разобраться с термином «личность». Как писал Гегель, «личность является основным определением права: она приобретает наличное бытие преимущественно в собственности, но равнодушна к конкретным определениям живого духа, с которым имеет дело индивидуальность» [4, с. 263–264]. Личность для того, чтобы выделить свою индивидуальность придумывает себе образ, сама творит свои поступки. Ананьев Б. Г. в своих трудах отмечает, что «вершиной системы свойств человека является «личность», а «глубиной» личности является индивидуальность» [2, с. 329].

Иными словами, если не проводить связи между личностью и индивидуальностью, а рассматривать их по отдельности, это будет несуществующим феноменом. У человека, как у индивида не получится стать личностью, если он не усвоит свою социальную сущность. В свою очередь, став личностью, для обретения индивидуального бытия ему необходимо стать индивидуальностью. На основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе сущности личности лежит социализация, а в основе способа существования — индивидуализация. Личность объединяет в себе социальное и индивидуальное, сущность и существование.

Отталкиваясь от этого, обратимся к термину «индивидуализация обучения». Проведя исследование научных источников, можно заметить, что конкретизация данного термина будет зависеть от целей и средств, рассматриваемых в конкретном случае. В различных источниках существует большое различие при толковании данного термина.

Большие трудности у исследователей, оперирующих «индивидуализацией обучения» возникают в связи с тем, что происходит смешение двух понятий: «дифференциация» и «индивидуализация». Использование этих терминов в педагогических работах зачастую зависит от традиций или договоренностей.

Нередко эти термины употребляются в синонимичном значении. Например, когда подразумевают индивидуальный и дифференцированный подход к ученикам во время урока. Исследователь Голант Е. Я. в своих трудах использует только одно определение — «дифференциация» [10, с. 27].

Унт И. Э. определяет «индивидуализацию обучения» использую термин «дифференциация». Она высказывает мнение, о том, что «дифференциация» является учетом индивидуальных особенностей учеников, если происходит их разделение на группы для индивидуального обучения [10].

Однако очень часто понятие «дифференциация» используется в определенном контексте: школу разделяют на потоки, или даже формируют специальные школы и классы. Такое толкование можно встретить в трудах Е. С. Рабунского. Используя термин «индивидуализация обучения», он имеет ввиду что учебный процесс в классе организован по-особому и его главной особенностью является реализация индивидуального подхода. Деление классов на различные группы, по его мнению, будет являться дидактическим положением, являющимся «дифференцированным подходом в обучении». Таким образом термин «индивидуализация» им понимается как сфокусированность на отдельной личности, а понятие «дифференциация» является одним из главных условий реализации «индивидуализации» [11, с. 18].

В связи со всем вышеперечисленным необходимо определиться какое понятие «индивидуализации» будет использоваться в нашей работе. Данное понятие должно быть правильным, учитывать индивидуальные особенности детей, охватывать все методы и формы учета индивидуальных особенностей. Также в нашем исследовании термины «индивидуализация» и «дифференциация» не будут использоваться в синонимичном значении. А. В. Белошистая в своих работах указывает: «если понятия «дифференцированный» и «индивидуальный» подход будут разведены, то это будет являться обязательной предпосылкой организации обучающей деятельности учителя» [3].

Для рассмотрения индивидуализации необходимо использовать несколько точек зрения: 1) педагогический процесс — отвечает за отбор приемов, форм и методов обучения; 2) содержание образования — отвечает за создание программ, учебной литературы, учебных планов; 3) отвечает за формирование разных типов классов и даже школ.

Если разносить задания по уровням сложности, то это будет являться дифференциацией, а не индивидуализацией. Это связано с тем, что основанием для разделения учащихся на три группы (сильные, средние и слабые) является не то, насколько похожи или отличаются индивидуальные особенности их образовательной деятельности, а то, какую успеваемость они показывают. В конечном счете такая методика загоняет ученика в определенные рамки.

В литературе, связанной с педагогикой разводят такие понятия как «внутренняя» и «внешняя» дифференциация. Внутренняя дифференциация — это учет индивидуальных особенностей учеников во время урока. При таком подходе понятие «дифференциация» становиться сходным с понятием «индивидуализация». Критерии, лежащие в основе внутренней индивидуализации: 1) ориентиром выступает то, какого уровня достиг школьник; 2) ориентируются на то, какими особенностями обладает его деятельность [1]. Также отмечено, что «чаще всего учитель выбирает первый путь — его легко реализовать через индивидуальные задания. Для учащихся со слабой успеваемостью даются простые упражнения и задания, а для успевающих на хорошо и отлично выдаются более трудные задачи [1].

Внешняя же дифференциация подразумевает под собой объединение учащихся в отдельные учебные группы. При таком подходе для обучения разрабатываются отдельные учебные планы и программы.

В педагогической дидактике выделяют также несколько типов дифференциации: 1) дифференциация по способностям (по частным способностям, по общим способностям, по неспособностям); 2) дифференциация по проектируемой профессии; 3) дифференциация по интересам [7].

Основанием для дифференциации по общим способностям являются: развитие учеников, общий уровень обученности, отдельные особенности психического развития — память, мышление, познавательная деятельность. При использовании определенных технологий обучения во время реализации внутренней дифференциации на уроках учитываются оставшиеся индивидуальные различия учеников [7].

На основании склонности учеников к различным предметам реализуется дифференциация по частным способностям: одни ученики являются гуманитариями, другие предпочитают точные науки и т. д. В рамках этой группы необходимо рассматривать одаренных детей. Необходимо создавать для них комфортные условия обучения и пользоваться отдельными программами.

Дифференциация по неспособностям реализуется в классах коррекционно-развивающего обучения.

В основе дифференциации по проектируемой профессии лежит профессиональная ориентация учеников старшего возраста. Для них организовываются классы углубленного изучения различных предметов. В рамках этой же дифференциации существуют и специализированные школы (хореографические, музыкальные, с углубленным изучением иностранных языков, художественные) [7].

В основе дифференциации по интересам находится также интерес детей к тому или иному предмету. Школы и классы, где отдельные предметы изучают углубленно ориентированы и на такую дифференциацию. В таких заведениях ученики обучаются по разным причинам: кто-то нацелен уже на получение определенной профессии в будущем, а кто-то просто испытывает интерес к определенному предмету.

Литература:

  1. Акимова, М. К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход [Текст] / М. К. Акимова, В. Т. Козлова — М.: Знание, 1992. — 77 с.
  2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев; Рос. акад. наук, ин-т психологии. — М.: Наука, 2000. — 350 с.
  3. Белошистая, А. В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развитие его личности [Текст] / А. В. Белошистая // Вопросы психологии. -2000. -№ 4.-С. 23–31.
  4. Гегель, Г. Сочинения [Текст]: В 14 т. / Г. Гегель. — М. — Д.: Соцэкгиз, 1939–1958.
  5. Давыдов, В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретич. и эксперим. психич. исслед. [Текст] / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1986. -239 с.
  6. Давыдов, В. В. Учебная деятельность, состояние и проблемы исследования [Текст] / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. — 1991. — № 6. — С. 11–18.
  7. Дифференциация и индивидуализация процесса обучения. — Текст: электронный // Подготовка к экзамену по педагогике: [сайт]. — URL: http://i-educator.ru/vopros43 (дата обращения: 27.09.2021).
  8. Маркс, К. Сочинения [Текст]: В 30 т. / К. Маркс и Ф. Энгельс — Изд. 2. — Т.4. — М.: ГосПолитиздат, 1955. -613 с.
  9. Мерлин, B. C. Становление индивидуальности и социализация личности [Текст] /B. C. Мерлин // Проблемы личности: материалы симпозиума. — М.: Ин-т философии АН СССР, 1970. — Т. 1. — С. 281–282.
  10. Унт, И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И. Э. Унт — М.: Педагогика, 1990. — 192 с.
  11. Рабунский, Е. С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников [Текст] / Е. С. Рабунский. — М.: Педагогика, 1975. — 184 с.
  12. Резвицкий, И. И. Личность. Индивидуальность. Общество: проблема индивидуализации и ее социально-философский смысл [Текст] / И. И. Резвицкий. -М.: Политиздат, 1984. — 141 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дифференциация, индивидуальность, индивидуальный подход, внутренняя дифференциация, индивидуальная особенность учеников, личность, термин, время урока, образовательный процесс, синонимичное значение.


Похожие статьи

Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, рассмотрены вопросы связанные с трудностями использования формационного и цивилизационного ...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В данной статье рассматриваются различные взгляды на основные понятия в теории инноватики — «инновация» и «инновационная деятельность». Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного р...

К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»

В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Современные подходы и методы оценки качества образования

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с оценкой качества образования. В процессе исследования проанализированы различные подходы, методы и критерии. Также установлена значительная разница между системами оценивания образования ...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...

Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Этот подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования....

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Похожие статьи

Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, рассмотрены вопросы связанные с трудностями использования формационного и цивилизационного ...

Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Инновации как специфический инструмент предпринимательства

В данной статье рассматриваются различные взгляды на основные понятия в теории инноватики — «инновация» и «инновационная деятельность». Сделаны выводы о том, что инновационные технологии позволяют качественно решать социальные проблемы современного р...

К вопросу о понятии «эффективность управления» и его соотношении с категорией «результативность управления»

В статье проанализированы различные закрепленные в законодательстве и высказанные в науке подходы к определению понятия «эффективность» и его соотношению с категорией «результативность». Сделан вывод о противоречивости взглядов на этот счет. Сформули...

Когнитивно-визуальный подход к обучению математике как эффективное средство математического развития учащихся

В статье рассматривается одна из важных проблем в теории и методике обучения математике, связанная с учетом психофизиологических особенностей обучающихся при выборе технологии обучения, представлены примеры и приемы работы с учебным материалом, раскр...

Современные подходы и методы оценки качества образования

Статья посвящена рассмотрению актуальных вопросов, связанных с оценкой качества образования. В процессе исследования проанализированы различные подходы, методы и критерии. Также установлена значительная разница между системами оценивания образования ...

Структурирование содержания образования в современной школе в рамках ФГОС

Данная статья отражает основные области системного подхода к организации моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока нужно учитывать возмо...

Особенности школьного образования в рамках компетентностного подхода

В статье рассматриваются особенности реализации компетентностного подхода в школьном образовании. Этот подход нацелен на развитие личности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые являются основой в системе школьного образования....

Реализация аксиологического подхода в системе среднего профессионально образования

В статье раскрыта сущность аксиологического подхода в профессиональной подготовке студентов, пути его реализации, дано обобщение понятия «ценности» «подход к обучению», показана структура аксиологического подхода.

Задать вопрос