В статье автор предпринимает попытку определения возможности отнесения семьи к субъекту права социального обеспечения.
Ключевые слова: социальное обеспечение, семья, государственная социальная помощь, субъект правоотношений.
Семья является одним из ранних социальных институтов, который реализует функции по рождению, воспитанию, уходу за детьми. Семейные отношения возникли и были закреплены еще в римском праве. В те времена выделялся институт брака и семьи, закреплялись юридические отношения между супругами, детьми и родителями, опеке и усыновителях. В дореволюционное время, после 1917 года, семейные отношения регулировались гражданским законодательством. И только с принятием Кодекса о браке и семье РСФСР семейное право было выделено в самостоятельную отрасль права.
Субъекты правоотношений — это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве одной стороны здесь выступают физические лица. Обязанные субъекты здесь — органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации [1, с. 108].
С развитием видов социального обеспечения, возникла необходимость рассматривать семью — как субъект. Необходимо разработать меры на активацию роли семьи как субъекта семейной политики. Данные меры должны включать в себя систему принципов, организационных, экономических, правовых и информационных мер, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни каждой семьи в стране. Семейная политика должна быть направлена как на поддержку отдельных семей, так и на оказание помощи всему институту семьи. Общество нуждается в сильной семейной политики по ряду причин. Во-первых, она является социальным инструментом, сплачивающим общество, и позволяет снижать социальную напряженность в обществе. Субъект права социального обеспечения — это лицо либо группа лиц, реализовавших свою правосубъектность лично или через законных представителей и вступивших в конкретное правоотношение по социальному обеспечению [2, с. 46–47].
В нормах статьи 38 Конституции РФ государство объявляет, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 1 Семейного кодекса РФ закреплено: «Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства».
Некоторые исследователи семейных правоотношений считают, что поскольку очень сложно определить семью как устойчивое социально-правовое явление (в связи с большим количеством критериев и характеристик), то и на законодательном уровне не стоит давать определение семьи, а рассматривать субъектом семейных правоотношений только членов семьи, но не семью в целом. Семейный кодекс не дает определения семьи, лишь указывает недостаточно четкое перечисление членов семьи. Следовательно, семья как таковая не рассматривается в качестве самостоятельного субъекта права. Во всех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные члены семьи [3, с. 62].
Противоположной точки зрения придерживаются, например, С. А. Муратова и соавторы. Они указывают на то, что «семья» как самостоятельное понятие встречается в тексте ряда статей СК РФ (ст. 1, 2, 31, 54, 57, 122, 154 и др.). Авторы утверждают, что в семейном законодательстве при употреблении термина «семья» речь идет о правах и обязанностях ее членов как совершенно отдельных субъектов семейно-правовых отношений, что лишь подчеркивают сложность такого социально-правового феномена, как семья. Правовая взаимосвязь членов семьи является непременным условием ее существования. С. А. Муратова делает вывод, что в семейном праве семья выступает как единый коллективный субъект, члены которого также являются самостоятельными субъектами семейных правоотношений [3, с. 62].
Некоторые авторы, такие как Л. В. Сотникова и Ф. О. Дзгоева в правоотношениях по поводу семейных пособий, предлагают более внимательно рассмотреть субъектный состав, исходя из получателей: 1) субъектом выступают непосредственно дети (единовременное пособие при рождении ребенка); 2) субъектом выступает мать, родившая ребенка (пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности); 3) лицо, осуществляющее уход за ребенком, лицо, ухаживающее за больным членом семьи (ежемесячное пособие на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи).
Семья должна получить в качестве коллективного субъекта право на социальное обеспечение, по мнению М. В. Филипповой, при принятии государственной помощи, основой получения которой является достаток семьи в целом, а не отдельных ее членов (такие семьи закон определяет как малоимущие семьи).
Соглашаясь, что субъектом правоотношений, которые происходят по поводу предоставления государственной социальной помощи, выступает малоимущая семья, и является носителем правоспособности, непосредственно указанной в законе, Л. В. Сотникова делает конкретизацию, что семья, как коллектив, не может обладать дееспособностью, поскольку права и обязанности, происходящие из правоотношений по поводу оказания государственной социальной помощи, могут осуществиться только дееспособным представителем семьи (например матерью или отцом).
В общетеоретических исследованиях рассматривать семью в качестве «коллективного субъекта» невозможно, поскольку она не в полной мере является носителем правосубъектности совместно, однако каждый из членов семьи обладает этим качеством индивидуально. Законодатель может использовать термин «семья» в законотворческом процессе при фиксировании круга лиц, имеющих право на тот или иной вид социального обеспечения и необходимых условий их предоставления. На текущем этапе, по мнению Т. С. Гусевой, появились явные предпосылки, которые делают возможным признать семью субъектом права, а также и ее правосубъектность в отдельных случаях, когда удовлетворяются, с одной стороны, общие интересы семьи, а с другой стороны, преследуется публичный интерес государства — поддержание и защита семьи как социального института с целью выполнения присущих ей функций [8, с. 68]. Поэтому полагаем возможным анализировать семью в качестве коллективного субъекта, проводя систематизацию субъектов права социального обеспечения в зависимости от социального, а не от правового статуса.
В праве социального обеспечения субъектами правоотношений являются, с одной стороны, граждане (семьи), с другой стороны, государство в лице органов государственной власти и местного самоуправления, и общественные организации, участвующие в социальной защите населения в Российской Федерации [5, с. 14.]. В статье 11 Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 г., закреплено, что к субъектам относятся физические лица — граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, а также семья, за которыми закон признает право, при наступлении определенных обстоятельств, стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению. Данное положение основано на международных нормах [7].
Е. Г. Азарова в своей статье отмечает: «представление в литературе по конституционному праву и праву социального обеспечения того, что ребенок — при наличии у него семьи — может получать блага социального обеспечения не напрямую как личность — человек и гражданин, а как часть конкретной семьи в виде целенаправленной его поддержки. Не случайно в научной и учебной литературе неоднократно говорится о социальном обеспечении человека и его семьи, о необходимости определения понятия семьи как самостоятельного субъекта права социального обеспечения. Это представление опирается и на международно-правовые акты, где нередко фигурирует понятие «человек и его семья» [6, с. 74].
Подводя итог, можно сделать вывод, что определение субъектов семейных правоотношений во многом схоже с определением субъектов в гражданских правоотношениях, что еще раз подтверждает схожесть гражданских и семейных правоотношений. Законодательное закрепление определения понятия семьи необходимо, оно обусловлено как практической, так и теоретической разумностью, созданием результативного механизма правовой защиты семьи, гарантирующего стабильность и устойчивость института семьи в российском обществе и государстве. В свою очередь это позволит укрепить и популяризовать семейные ценности и традиции.
Учитывая, тот факт, что некоторые нормативные правовые акты, направленные на поддержку детей (например, направление средств материнского капитала на ипотечный кредит), улучшают жилищные условия всей семьи в целом, а не отдельного ребенка. Или статья 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определил, что семья представляется как субъект социального права по получению отдельных видов социальной помощи. Мы считаем, что необходимо рассматривать семью как субъект права социального обеспечения и для этого есть правовые основания, это способствует выходу из кризиса института семьи и прививанию обществу уважения к традиционным функциям семьи, а также единообразному подходу в понимании круга членов семьи, имеющих право на тот или иной вид социального обеспечения (например, пенсии по потери кормильца, ежемесячной страховой выплаты, пособия по временной нетрудоспособности во время ухода за больным членом семьи и др.).
Литература:
- Шайхатдинов, В. Ш. Право социального обеспечения: учебник для академического бакалавриата / В. Ш. Шайхатдинов. — 2015: Издательство Юрайт, 2015. — 717 c. — Текст: непосредственный.
- Акатнова, М. И. Право человека на социальное обеспечение в международных актах, законодательстве зарубежных стран и России: специальность 12.00.05 «трудовое право; право социального обеспечения»: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Акатнова Мария Игоревна; ГОУ ВПО «Московской государственной юридической академии» имени О. Е. Кутафина. — Москва, 2009. — 235 c. — Текст: непосредственный.
- Рашидова, А. И. Семья в российском праве / А. И. Рашидова. — Текст: непосредственный // Universum: Вестник Герценовского университета. — 2012. — № 3. — С. 58–63.
- Благодир, А. Л. Система права социального обеспечения: специальность 12.00.05 «трудовое право; право социального обеспечения»: диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук / Благодир Алла Леонтьевна; ГОУ ВПО «Московской государственной юридической академии» имени О. Е. Кутафина.. — Москва, 2014. — 430 c. — Текст: непосредственный.
- Лагутин, И. Б. Право социального обеспечения: учеб. пособие / И. Б. Лагутин, Е. С. Шахова, Н,Воронов,и Е. — Курск: Юго-Западный государственный университет, 2015. — 156 c. — Текст: непосредственный.
- Азарова, Е. Г. Конституционные гарантии социального обеспечения детей / Е. Г. Азарова.— Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2015. — № 2. — С. 65–81.
- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. — Текст: электронный // Сайт ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (дата обращения: 20.09.2021).
- Гусева, Т. С. Социальное обеспечение семьи, материнства, отцовства и детства в России: теоретические и практические проблемы: монография / Т. С. Гусева. — Пенза: Изд-во ПГПУ, 2011. — 227 c. — Текст: непосредственный.