Формирование социальной политики — это комплексное явление, которое требует анализа проблем и социальной ситуации в конкретном регионе, а также разработки соответствующих нормативно-правовых актов на всех законодательных уровнях. В связи с этим реализация социальной политики имеет определенные проблемы и сложности.
Ключевые слова: социальная политика, государство, семья, социальная защита.
Социальная политика — это комплекс мероприятий по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества, а также социальным группам, соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни.
Проще говоря, это система, направленная на реализацию и защиту прав человека. Социальная политика характеризуется тем, что она зависит от многих сфер общественной жизни и определяет их. К этим сферам относятся: здравоохранение, образование, культура и досуг, занятость, социальное обеспечение и другое. Именно поэтому социальная политика имеет довольно-таки сложный процесс формирования, определения задач и, собственно, реализации.
Рассмотрим сперва то, на что направлена социальная политика. Прежде всего, социальная политика направлена на решение социальных проблем общества в целом, проблем отдельных социальных групп и обеспечение достойного уровня жизни каждому члену общества. Также социальная политика — это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан. Задачи данного направления политики определяются на основании анализа социальных проблем и социальной напряженности в обществе на конкретной территории. Не секрет, что социальные проблемы привязаны и напрямую зависят от конкретной территории, из-за этого и методы социальной политики на каждой территории должны отличаться и соответствовать потребности того или иного региона.
В данной статье мы рассмотрим формирование социальной политики в Российской Федерации в отношении семьи, так как семья является важнейшим институтом общества, выполняет функции воспроизводства, социализации новых членов общества. Согласно Ф. Энгельсу, общественные порядки, при которых живут люди определённой исторической эпохи и определённой страны, обуславливаются ступенью развития, с одной стороны — труда, с другой — семьи. Поэтому поддержка и защита современной семьи — важнейшая функция и задача государства.
Но какие проблемы и трудности имеются в реализации социальной политики в Российской Федерации?
Помимо того, что направления и задачи социальной политики определяются исходя из анализа социальных проблем региона, также задачи социальной политики диктуются размерами средств, которые выделяются федеральным, региональными и муниципальными бюджетами на определенный финансовый год. Именно исходя из размеров бюджетных ассигнований определяются программы социальной поддержки отдельных категорий граждан, строительства инфраструктуры и прочее. Исходя из этого можно сделать вывод, что в различных регионах Российской Федерации размеры ассигнований на социальные нужды будут отличаться, поэтому размеры социальной поддержки, её формы и методы также будут различными, что приводит к определенному неравенству жителей различных регионов нашей страны.
Далее это различие социальной ситуации в регионах Российской Федерации. Имеется ввиду то, что в каждом регионе имеется свой набор социальных проблем, которые, в свою очередь, имеют специфические причины и сопутствующие факторы, что не позволяет создать единую концепцию социальной защиты и обеспечения. Поэтому данная проблема требует от федеральных властей выработки универсальных требований и определению основных направлений социальной политики, а региональные власти должны разрабатывать программы в рамках направлений, определенных федеральным правительством, в соответствии с потребностями региона.
Из вышеуказанного факта может возникать следующая проблема, а именно: полное и надлежащее исполнение задач, поставленных федеральными органами власти, так как в данном случае региональные власти вольны самостоятельно определять направления социальной политики в рамках соответствующего субъекта Российской Федерации.
На что должна быть направлена социальная политика государства в отношении семьи?
Исходя из функций семьи, социальная поддержка данной группы населения должна заключаться в следующем: обеспечение жильём и приемлемыми социально-бытовыми условиями, материальная поддержка семей, имеющих детей, содействие занятости родителей, трудовые и налоговые льготы, в том числе различные льготы по здравоохранению, образованию детей, а также отдельные меры поддержки семей, имеющих детей-инвалидов.
Для понимания всей системы формирования социальной политики в отношении семей, стоит рассмотреть источники данных норм. Социальная политика, как я уже указывал выше, определяется на нескольких законодательных уровнях: международном, федеральном и региональном.
Международный уровень исходит из следующих документов: Международный пакт о гражданских и политических правах принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года. В статье 23 которого прописано о том, что семья является основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны государство и общества. Данная статья очень важна, так как в ней семья признаётся важным элементом общества, и затрагиваются её взаимоотношения с государством.
В конвенции о правах ребёнка принятой Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 1989 года прописаны права ребёнка на семью и заботу со стороны родителей и со стороны государства. В частности, в ней рассмотрены семейные права ребёнка. В части первой данной конвенции сказано о том, что государство должно, прежде всего, уделять внимание благополучию семьи, т. к. благополучие ребёнка напрямую зависит от благополучия семьи.
В Российской Федерации гарантом прав семьи и ребёнка является Конституция Российской Федерации. В статье 38 основного закона гласит что, «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Там же написано о том, что защита семьи осуществляется посредством государственных мер по охране интересов матери и ребёнка, социальной поддержки семьи поощрению материнства.
На федеральном уровне социальная защита осуществляется посредством различных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, а также целевых государственных программ.
В первую очередь осуществление и защиту семейных прав регулирует Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу 1 марта 1996 года. Данный нормативно-правовой акт определяет порядок вступления в брак, его расторжение, имущественные отношения супругов, их права и обязанности, а также права и обязанности детей.
Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81 устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Закон распространяется на граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Особую роль в формировании социальной политики в отношении семьи играют постановления Правительства и указы Президента Российской Федерации. например, Указ Президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г.
Также особо важным документом на федеральном уровне является Федеральный Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013, который определяет основные направления социальной защиты и поддержки населения. Примечательно то, что данный документ является основополагающим для социально-ориентированных некоммерческих организаций, физических лиц, а также коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в социальной сфере.
Региональный уровень рассмотрим на примере Омской области. Так в Омской области также существуют особенные нормативно-правовые акты, регулирующие социальную политику в отношении семьи в рамках региона. К ним относятся: закон Омской области от 11.07.2006 N 767-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Омской области» и Закон Омской области от 04.07.2008 N 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан».
Данные нормативно-правовые акты определяют формы, направления и устанавливают нормы социальной поддержки семьи на региональном уровне, в которую входят: материальная, информационная, психолого-педагогическая поддержка и помощь, помощь в решении жилищных и социально-бытовых проблем, а также решение вопросов трудоустройства.
Повторно отмечу, что правовые акты регионального уровня регулируют социальную политику только в границах конкретного региона в зависимости от экономического, социального и правового положения населения, при этом акты регионального уровня не должны противоречить правовым актам, действующим на федеральном уровне.
Подводя итог, можно сделать вывод, что формирование социальной политики — это комплексное явление. Оно основывается на анализе социальных проблем конкретных территорий и социальной ситуации в них. Также определяющим фактором является размер выделяемых средств из федерального и регионального бюджетов на реализацию соответствующих направлений социальной политики.
На международном уровне разработаны документы, которые носят рекомендательный характер для государств, ратифицировавших данный документ, и описывают основные права и приоритетные направления поддержки семьи, материнства и детства.
Законодательные акты федерального уровня носят уже обязательный характер для исполнения на всей территории Российской Федерации и определяют направления социальной защиты и поддержки семьи. Региональные власти, в свою очередь, определяют конкретные виды, методы и формы поддержки семьи в зависимости от социальной ситуации в соответствующем регионе.
Формирование социальной политики требует разработки универсальных нормативно-правовых актов, благодарю котором будет возможны эффективная реализация мер социальной поддержки, контроль за исполнением законов и освоения бюджетных средств.
Литература:
- Государственно-правовые основы защиты семьи [Электронный ресурс] — http://soc-work.ru/article/751 (Дата обращения: 28.12.17);
- Воронина Н., Запесоцкий А. Права человека и правовое социальное государство в России. — М.: Норма, 2016. — 124–162 с.
- Роик В. Экономика, финансы и право социального страхования. Институты и страховые механизмы. —М.: Альпина Паблишер, 2012. — 240–263 с.