В статье авторы рассматривают процессы, способствующие переходу острой инсомнии в хроническую, возможные негативные последствия хронического нарушения сна.
Ключевые слова: инсомния, нарушение сна, бессонница.
Правильный сон — неотъемлемая часть жизни каждого человека, от которой зависит не только самочувствие в течение дня, но основные жизненно важные процессы организма. Любое нарушение сна (нарушение засыпания и поддержания сна, раннее пробуждение или ощущение неудовлетворенности сном) в долгосрочной перспективе имеет негативные последствия для функционирования в целом, развивая у человека хроническую инсомнию.
Инсомния встречается в любом возрасте, но чаще преобладает у людей старшего возраста, при том наличие у пациента соматических и психических заболеваний повышает вероятность расстройства сна, что обуславливается измененным образом жизни и применением многочисленных лекарств. Чаще всего у людей пожилого возраста бессонница проявляется нарушением поддержания сна. Жалобы на нарушения сна (сложности засыпания и поддержания сна, частые пробуждения), которые возникают минимум 3 раза в неделю в течение не менее 3 месяцев, проявляющиеся с такими признаками как повышенная утомляемость, нарушение внимания либо снижение работоспособности, дают нам повод диагностировать у пациента хроническую инсомнию [1].
В 1987 году A. Spielman и соавторы создали базовую модель патогенеза инсомнии, которую назвали моделью «трех П». Развитие инсомнии по данной модели предусматривает наличие трех групп факторов: предрасполагающих, провоцирующих и поддерживающих. Факторы первой группы являются условиями для возникновения заболевания. Они являются неким фоном и могут сопровождать человека всю жизнь, при этом не вызывать значительных нарушений сна. Начало инсомнии связано с воздействием провоцирующих факторов, которые могут проявляться как реакция на негативное воздействие (стрессор). Ограничение провоцирующих факторов или адаптация к ним приводят к снижению проявлений инсомнии, но, к сожалению, наличие предрасполагающих факторов снижает адаптационные возможности человека и повышает риск проявления других факторов и хронизации инсомнии [2].
Многие личностные особенности человека влияют на течение инсомнии. Перфекционизм, амбициозность, интроверсия, восприимчивость к гипнозу, склонность к тревожному расстройству и депрессии могут быть предрасполагающими, вызывая гиперболизированную реакцию на стресс, и запускать хронизацию болезни. Все это приводит к страху постели, самообвиниям, пациенты начинают постоянно думать и беспокоиться о своих проблемах со сном и не могут переключить внимание на другие аспекты жизни. Такое неправильное поведение инициирует переход острой инсомнии в хроническую и замыкает «порочный круг».
Ошибочные убеждения о процессах сна формируются на основе неправильной информации, полученной от знакомых или из других непрофессиональных источников. Допустим, нереалистичные ожидания от сна (я должен спать не меньше 8 часов) снижают устойчивость к эпизодическим нарушениям сна, так как способствует тому, что пациент фокусирует свое внимание на сне, тем самым теряя автоматичность засыпания. Базируясь на ошибочных убеждениях, пациент “перестраивает” свое поведение определенным образом: опасается перевозбуждения, поэтому не нагружает себя в течение дня, или изо всех сил старается заснуть, хотя наоборот, перевозбуждает таким образом нервную систему. Такая перевозбужденная нервная система быстро дает о себе знать: человек чувствует себя немного не в этой реальности, он путается даже в элементарных вещах, снижается память, так как нарушаются процессы усвоения и закрепления новой информации. Страдает также эмоционально-волевая составляющая психики: человек более раздражителен, вспыльчив, капризен, пассивен, медлителен; больной может предъявлять жалобы на хроническую усталость, перепады настроения, снижение общей работоспособности, стойкие головные боли и т. д. [3, 4].
Если рассматривать физиологические последствия инсомнии, то можно отметить снижение чувствительности организма к гормону инсулину, набор лишнего веса с возможным развитием ожирения, снижение общих защитных свойств организма из-за гибели и нехватки иммунных клеток, нарушение работы различных органов и систем (желудочно-кишечный тракт, нервная и эндокринная система и пр.).
Положительным эффектом при лечении инсомнии обладает когнитивно-поведенческая терапия, которая включает в себя следующие рекомендаций: ложиться в постель только при наступлении сонливости; не находиться в постели, если сон не наступает; использовать постель только для сна (избегать чтения, телевидения, размышлений и др.); вставать в одно и то же время каждое утро; избегать дневного сна. Также одним из хороших методов избавления от инсомнии является ограничение сна — вначале пациент создает некоторый дефицит сна, последствием которого является наступление более качественного сна, увеличивается время сна до достижения оптимальной продолжительности. Релаксационные методики — прогрессивное мышечное расслабление, аутогенная тренировка и подобные способы помогают избавлению от навязчивых мыслей, которые мешают наступлению сна [5].
Литература:
- Мозговой, С. А. Хроническая инсомния (бессонница), возможности когнитивно-поведенческой терапии/ С. А. Мозговой. — Текст: непосредственный // Клиническая геронтология. — 2015. — № 9–10. — С. 9–15.
- Spielman A, Caruso L, Glovinsky P. A behavioral perspective on insomnia treatment. Psychiatric Clinic of North America. — 1987 — № 10. — C.541–553
- Гольская А. И., Мирзоева Р. К., Черник О. В., Осипова А. С., Бердыш Д. С. Нарушение сна и основные причины возникновения инсомнии // МНИЖ. 2021. № 4–2 (106).
- Пчелина П. В., Полуэктов М. Г. Эволюция инсомнии: переход из кратковременной в хроническую // МС. 2020. № 19..— C.70–77
- Дроговоз С. М., Лукьянчук В. Д., Шейман Б. С., Торяник Э. Л. Опасность фармакотерапии бессонницы и превентивные меры ее устранения // МНС. 2014. № 2 (57).— C.74–77