Дошкольный возраст является чрезвычайно важным этапом в жизни ребенка. Именно в этом периоде происходит усиленное физическое и умственное развитие, что невозможно без владения устной речью: словарным запасом, лексической стороной, грамматическим строем речи, связной диалогической и монологической речью. Речевое развитие ребенка представляет собой довольно сложный процесс, включающий в себя множество различных аспектов. Вопросами развития речи ребенка дошкольного возраста занимались выдающиеся ученые: Л.С Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду разрабатывались А. М. Бородич, В. В. Гербовой, О. С. Ушаковой и другими педагогами. Ученые в своих исследованиях указывают на то, что речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. В процессе своей работы в данном направлении выявила ряд проблем:
– недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
– бедная монологическая речь: трудность при составлении сюжетных или описательных рассказов на предложенную тему и при пересказывании текстов.
Выявленные проблемы определили цель педагогической деятельности: совершенствование речевого развития детей дошкольного возраста посредством игровых технологий. Целесообразность выбора средств достижения поставленной цели обусловлено ориентацией на зону актуального развития дошкольников. Игра, как ведущий вид деятельности, является благоприятной ситуацией для речевого развития детей дошкольного возраста. В соответствии с целью поставлены задачи:
- Изучить и проанализировать методическую и педагогическую литературу по направлению работы;
- Создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию связной речи детей;
- Разработать дидактические и методические материалы по речевому развитию детей дошкольного возраста.
- Проследить эффективность использования игровых технологий, направленных на развитие связной речи детей дошкольного возраста.
Современный подход к построению образовательного процесса в ДОУ — его технологизация. Использование современных педагогических технологий в работе педагога гарантирует качественный результат освоения программы. Понятие «современные игровые технологии» в развитии речи включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Классификация методов представлена на схеме ниже:
Свою педагогическую деятельность осуществляла в соответствии с требованиями государственной образовательной политики. При создании условий и планировании системы работы, способствующих развитию связной речи детей дошкольного возраста, руководствовалась принципами ФГОС ДО. Для поддержки детской инициативы и развития самостоятельности, модернизировала РППС. Создала игровые центры: уголок театрализованных игр, книжный уголок, уголок по речевому развитию «Учимся говорить правильно». В центре по речевому развитию размещены различные мнемотехнические средства: коллажи, мнемодорожки и мнемотаблицы по заучиванию стихов и составлению описательных рассказов. Систематизировала цикл игр, направленный на развитие фонематического слуха, развитию грамматически правильной речи, расширения словаря. Приведу несколько примеров: «Волшебная коробочка», «Чудесный мешочек», «Кого не стало?», «Что для чего?», «Четвёртый лишний», «Один — много», «Кто между кем?», Собери картинку», «Звуковые часы», «Составь рассказ по картинке».
В соответствие с принципом возрастосообразности педагогического процесса мною осуществлялся поиск эффективных путей для создания ситуации успеха и выбора средств мотивационной деятельности на каждом этапе дошкольного детства.
В младшем дошкольном возрасте речь детей развивается особенно быстро, поэтому активизация речевого и двигательного центров у детей являются важной составляющей их развития. Особенностью этого периода детства является наглядно — действенное мышление, использование мнемодорожек с яркими и крупными иллюстрациями способствовало проявлению устойчивого интереса и являлось стимулом к речевой активности. Созданные тактильные книги, направленные на развитие мелкой моторики, содержат игровые сюжеты с использованием шнурков, пуговок, застёжек. Использование комплекса пальчиковых игр, способствовало развитию речеслухового восприятия, чувства ритма и связной речи воспитанников.
Возрастной период 4–5 лет характеризуется активным развитием всех сторон речи детей: фонетической, грамматической и лексической. В этом возрасте у «почемучек» прослеживается познавательный и активный интерес к словотворчеству. При планировании образовательной деятельности подбирала игры в соответствие с возрастными особенностями воспитанников, учитывая их интересы.
В старшем дошкольном возрасте начинает преобладать словесно-логическое мышление, в соответствии с этим изменяются подходы в речевом развитии дошкольников. Свободный выбор игрового материала в каждом центре обусловлен поддержкой детской инициативы и развитием самостоятельной деятельности воспитанников. Системная и последовательная работа по использованию технологии «Мнемотехника» являлась предпосылкой к созданию собственных мнемотаблиц, состоящих из рисунков к стихотворным текстам и составлению описательных рассказов и сказок.
В своей педагогической практике индивидуализацию образовательного процесса осуществляла в конкретной системе: изучение и выявление причин формирования особенностей характера и поведения воспитанников, определение необходимых средств и методов, создание четких организованных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей работе с детьми. В индивидуальной работе по словотворчеству с воспитанниками группы разработала серию игр: «Многозначные слова», «Подбери рифму к словам», «Рисуем стихотворение». Совместное создание книги Синквейнов — нерифмованных стихотворений и альбома фразеологизмов послужило средством обогащения словарного запаса и развитию связной речи воспитанников. Для детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы, выстраивала индивидуальный образовательный маршрут. Построение такой системы работы способствовало фрагментарному изучению обучающего материала, дроблению поставленной задачи и как следствие устранению пробелов в знаниях дошкольников при реализации основной образовательной программы.
Систематическая работа по развитию связной речи позволила воспитанникам показывать свое мастерство и успешно выступать на конкурсах разных уровней. Дети младшей группы показывали свои достижения по речевому развитию на конкурсах чтецов в детском саду.
Воспитанники принимали участие в городских литературно — поэтических марафонах, проходивших в центральной детской библиотеке: Городской литературно-поэтический марафон «Богатырская наша сила», 2019 г.; Всероссийский конкурс видеороликов им. Выготского, 2019 г.
В ходе реализации педагогической деятельности взаимодействовала со всеми участниками образовательных отношений. Такая деятельность направлена на создание благоприятных условий для полноценного и гармоничного развития каждого воспитанника.
Реализация долгосрочного проекта «Необыкновенные приключения детей, их родителей и педагогов в библиотеке» в период с 2018–2019 г.г, способствовала приобщению детей дошкольного возраста к чтению, книжной культуре и формированию устойчивого интереса ребёнка к литературе, как к виду искусства. За время участия в проекте, воспитанники группы вместе с родителями стали активными участниками литературных викторин, праздников, квестов по темам литературных произведений. С целью информирования родителей по вопросам развития связной речи дошкольников подобрала и провела ряд консультаций: «Читаем книжки дома и в детском саду», «Учим ребёнка общаться», «Книга в жизни ребёнка»; практикумы в форме круглого стола «Играем с пальчиками — развиваем речь», «Развитие речи младших дошкольников посредством использования произведений художественной литературы». Сформировала электронную копилку тематических видеороликов по разучиванию стихов с использованием технологии «Мнемотехника». Ежегодно родители приглашались на открытые занятия, проводимые в конце учебного года в рамках «Дня открытых дверей».
С целью распространения педагогического опыта по развитию связной речи детей дошкольного возраста посредством игровых технологий, провела мастер-класс «Мнемотехника, как педагогическая технология в речевом развитии дошкольников» 2018г., «Экологическая тропа, как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста»2019 г. Материалы опубликованы на сайте Мультиурок — сайт для педагогов. Опыт работы «Использование технологии Мнемотехника для развития познавательных способностей младших дошкольников» был обобщен и представлен педагогическому сообществу на Марафоне педагогических идей «Познавательное развитие детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации», 2019.
Целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного детства являются: владение ребенком устной речью, умение правильно и точно выражать свои мысли, четко и понятно отвечать на поставленные вопросы, полно, последовательно, связно и выразительно передавать содержание прочитанного, логично и содержательно рассказывать по картине, самостоятельно и творчески придумывать свои маленькие сочинения.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, поддерживает интерес детей на протяжении всего периода обучения, оказывает влияние на быстроту запоминания, понимания и усвоения программного материала в полном объеме, что способствует обеспечению целостного и гармоничного развития ребенка-дошкольника.
Таблица 1
Мониторинг участия воспитанников в конкурсах, мероприятиях различного уровня за последние три года
Уровень мероприятия |
Наименование мероприятий |
2017/18 уч. год |
2018/19 уч. год |
2019/20 уч. Год |
|||
кол-во участников |
кол-во призеров |
кол-во участников |
кол-во призеров |
кол-во участников |
кол-во призеров |
||
Международный |
«Цветы нам дарят вдохновенье» |
3 чел. |
Диплом 1 Степени |
||||
«Со спортом дружить — всегда здоровым быть!» |
1 чел. |
Диплом 1 Степени |
|||||
«Солнечный смех детства» |
2 чел. |
Диплом 1 Степени |
|||||
Всероссийский |
Интернет- олимпиада «День Победы» |
1 чел. |
1 Место |
||||
«Юный вундеркинд» |
1чел. |
1 Место |
|||||
«Путешествия по русским народным сказкам» |
1чел. |
1 Место |
|||||
«Любимые литературные сказки» |
1чел. |
1 место |
|||||
«До свидания, цветущее лето!» |
1чел. |
2 Место |
|||||
«Творческие фантазии» Всероссийский центр гражданских инициатив» |
1чел. |
Диплом 3 степени |
|||||
Всероссийский журнал «Воспитатель детского сада» |
1 чел. |
Диплом 2 Место |
|||||
«Моя Россия. Сказки, легенды, мифы народов России» -3 Всероссийский конкурс детского рисунка |
3 чел. |
Участники |
|||||
Муниципальный |
Помощь утиным у незамерзающих водоёмов в г. Нижний Тагил |
1 чел. |
|||||
Литературно — поэтический марафон «Богатырская наша сила!» к Дню защитника Отечества |
2 чел. |
||||||
Литературно- поэтический Марафон «Ради жизни на земле» к Дню Победы |
2 чел. |
||||||
«Осенние краски» |
1 чел. |
Диплом 3 Место |
|||||
Конкурс художественного чтения |
1 чел. |
Диплом 1 Место |
|||||
Уровень ОУ |
«Книжки- малышкам» в рамках работы над проектом. |
Вся группа |
|||||
«Книжка для школьников» в рамках работы по преемственности детского сада и школы |
Вся группа |
||||||
Таблица 2
Эффективность применения современных образовательных технологий в педагогической практике
Перечень используемых современных образовательных технологий в педагогической практике работы с дошкольниками |
Темы проектов |
Открытые мероприятия в рамках реализации технологии |
Результативность: разработанные средства, дидактические пособия, методические рекомендации, организация выставки, достижения детей |
Проектная технология. Данная образовательная технология позволяет создавать естественную среду для формирования у дошкольников интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических). Уникальность использования технологии в детском саду в том, что она позволяет развивать у детей способности разрешения проблем в самостоятельной и совместной деятельности детей. |
Проект «У нас в почёте труд любой» (младшая группа) Долгосрочный проект «Необыкновенные приключения детей и их родителей в библиотеке» (Младшая- средняя группы) |
Конкурс чтецов «У нас в почёте труд любой» Экскурсии в библиотеку Квест- игра в библиотеке |
Создание фотоальбома «Профессии наших родителей» Выставка познавательных книг- совместного творчества детей и родителей группы |
Проект «Профессии» (средняя группа) |
|||
Технология «Мнемотехника» |
Мастер — класс «Мнемотехника, как педагогическая технология в речевом развитии» Выступление на Марафоне педагогических идей с опытом работы по использованию технологии «Мнемотехника» |
Разработаны Мнемодорожки и мнемотаблицы для составления описательных рассказов о предметах и явлениях; для заучивания стихов по темам календарно- тематического планирования и по сезонам. Разработка данной технологии внесена в сборник Муниципального ресурсного центра педагогических идей на сайте МАДОУ «Радость» |
|
ТРИЗ. Программа ТРИЗ для дошкольников — это программа коллективных игр и занятий. Используя методы ТРИЗ… |
Используется методы из арсенала технологии ТРИЗ в занятиях разных образовательных областей. |
Разработано и изготовлено дидактическое пособие «Круги Луллия» для реализации технологии ТРИЗ. Подготовлены методические рекомендации по использованию дидактического пособия «Круги Луллия». |
Таблица 3
Использование современных образовательных технологий в образовательно-воспитательном процессе, самообразовании
Способ применения |
Характеристика применения |
Использование ресурсов Интернет |
Мультиурок — https://multiurok.ru/id66807838/activity/ Слово педагога - slovopedagoga.ru Солнечный свет- https://solncesvet.ru/ |
ПК как средство документоведения |
Ведения педагогической и информационной документации, подготовка консультационных материалов для выступлений в ДОУ, в работе с родителями группы, подготовке к НОД |
Использование компьютера в процессе коррекционной и развивающей работы. |
Программное обеспечение и материал в формате Power Point для:подготовки презентаций для проведения НОД, создание игр для воспитанников, проведение родительских собраний, подготовка публичных выступлений. |
Использование готовых обучающих компьютерных игр |
Для реализации годовых задач на фронтальных и подгрупповых НОД в сочетании с традиционными методами и приёмами «Учимся говорить правильно», «4 лишний», «Разгадай ребусы» |
Таблица 4
Повышение квалификации, профессиональная переподготовка за последние три года
Год |
Название образовательной программы повышения квалификации |
Количество часов |
Год, организация |
Вид получаемого документа |
2019 |
«Развитие речевой деятельности, как условие позитивной социализации детей дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО» |
16 |
2019 НТФ ИРО |
удостоверение |
2020 |
Дистанционный курс по дополнительной образовательной программе «Речевая подготовка детей к школе на современном этапе» |
72 час |
2020 ООО Мультиурок |
удостоверение |
2020 |
Дистанционный курс по дополнительной образовательной программе «Воспитание и обучение детей с ОВЗ» |
72 час |
2020 ООО Мультиурок |
удостоверение |
2020 |
«Создание развивающей речевой среды в дошкольной образовательной организации в соответствие с ФГОС ДО» |
40 час |
2020 НТФ ИРО |
удостоверение |
2020 |
«Менеджмент в дошкольном образовании» |
250 час |
2020 НТФ ИРО |
Диплом о профессиональной переподготовке |
Таблица 5
Участие в методических семинарах, работе ГМО, КМО
Учебный год |
Место проведения |
Форма и тема мероприятия |
Уровень мероприятия |
Форма участия |
Тема выступления, мастер-класса |
2018- 2019 уч.год |
Д/с 145 |
Марафон педагогических идей «Познавательное развитие детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольной организации» |
Городское |
Участник |
«Использование технологии Мнемотехника для развития познавательных способностей младших дошкольников» |
2018 г. |
Д/с 177 |
Эффективные практики формирования основ безопасного поведения, сохранения здоровья как средство успешной социализации дошкольников» |
Городское |
Слушатель |
|
2020 г |
Д/с 137 |
Литературный лайфхак «Сторисек — это интересно» |
Городское |
Слушатель |
|
2020 г |
МАДОУ «Радость» |
Программа Лого-Фэст «Мы разные, Мы вместе» |
Городское |
Слушатель |
Разработала дидактические игры, направленные на развитие связной речи, фонематического слуха детей дошкольного возраста; формирование правильного звукопроизношения и расширение словаря.
Являюсь создателем книги с произведениями Д. Н. Мамина — Сибиряка, оформленную рисунками — совместным творчеством детей группы и родителей- законных представителей детей.
Разработала и реализую в образовательном учреждении программу дополнительного образования кружка «Учимся, играя» по обучению дошкольников чтению.
– Являюсь автором стихов для различных мероприятий и конкурсов МАДОУ «Радость» и ДОУ
– Являюсь ответственным полномочным по охране труда и техники безопасности ДОУ
Таблица 6
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта
Год |
Где представлен опыт |
Тема |
2017 г сентябрь |
Родительское собрание ДОУ |
«Давайте познакомимся поближе» |
2018 г май |
Родительское собрание ДОУ |
«Мы подросли за этот год и малышей детсад уж ждёт» |
2018 г сентябрь |
Родительское собрание — практикум ДОУ |
«Развитие речи младших дошкольников посредством произведений художественной литературы» |
2018 г |
Выступление на Педагогическом совете ДОУ с презентацией |
«Воспитание КГН детей раннего возраста» |
2018 г |
Выступление на ШДН (Школа дошкольных наук) в ДОУ |
Использование педагогической технологии «Мнемотехника» в работе с детьми |
2019 г |
Педагогический совет ДОУ |
Представление лепбука по познавательному развитию |
2019 г |
Выступление на ШДН |
«Экологическая тропа, как средство познавательного развития детей дошкольного возраста» |
Таблица 7
Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах
Название конкурса |
Уровень |
Год |
Результат |
«Моё призвание- дошкольное образование!» |
Международный |
2019 г. |
Диплом 1 степени |
«Конкурс проектов по приобщению детей раннего и дошкольного возраста к чтению» |
Всероссийский |
2018–2019 гг. |
Сертификат участника |
«Конкурс им. Выготского» |
Всероссийский |
2019 г. |
Сертификат участника |
«Хрустальная мозаика» Центр инновационных образовательных технологий им. В. А. Сухомлинского |
Всероссийский |
2019 г. |
Сертификат участника |
«Педагогический турнир» |
Всероссийский |
2019 г. |
Диплом 3 степени |
«Книга в детском саду» |
Городской |
2018 г. |
|
«Книга в детском саду» |
Городской |
2019 г. |
Диагностика на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и учебно-методического комплекта образовательной программы «От рождения до школы», авторы Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.