В данной статье автор определяет приоритетное направление работы — это коррекция высших психических функций. В работе представлена дидактическая игра целью, которой и является развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.
Приоритетным направлением моей работы с детьми является коррекция высших психических функции (мышление, память, внимание, восприятие и т. д.) и развитие речи. В настоящее время количество детей с речевыми нарушениями растет. В связи с этим, появляется потребность в разработке и апробации многофункционального дидактического пособия «Знаток сказок» для работы с детьми с нейротипичным развитием и ограниченными возможностями здоровья. Многофункциональное дидактическое пособие «Знаток сказок» является авторской разработкой, основной целью которого является содействие всестороннему познавательно-речевому и сенсорно-моторному развитию ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста.
Основное содержание работы направлено на:
— сенсорное развитие;
— развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
— формирование элементарных математических представлений,
— формирование целостной картины мира;
— расширение кругозора детей;
— развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
— развитие всех компонентов устной речи детей;
— практическое овладение воспитанниками нормами речи;
— развитие литературной речи;
— приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Методы и приемы, используемые в работе с пособием «Знаток сказок»:
— наглядные: наблюдения, рассматривание демонстрационного материала;
— практические: упражнения, игры, моделирование, проектная деятельность, поисково-исследовательская деятельность;
— словесные: рассказ, чтение, вопросы, беседы, викторины, использование художественного слова.
Таблица 1
Ход проведения занятия с использование дидактического пособия «Знаток сказок» по авторской сказке «Глупый мышонок» С.Маршака
Этап занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учеников |
Актуализация знаний |
Повторное чтение сказки С. Маршака «Глупый мышонок» |
слушают |
Словарная работа |
Разбор непонятных слов |
слушают |
Основной этап |
|
Повторение сюжета (воспроизведение сюжета сказки) (Рис.2.) |
Рис.1. Поле для лото |
Рис.2. Раздаточный материал к лото |
|
Рис.3. Найти ошибки |
В сказке мышка мать не ходила к медведю — это ошибка, а еще в конце сказки у кроватки мышонка стояла мышка-мать. Вместо медведя должна быть тетя Хрюшка. А еще нет тети Хрюшки на картинках. |
|
Рис.4. Найди ошибки (2ч) |
В сказке мама мышка к первой обратилась к тете Утке, а не щуке. Ошибку исправляем, меняя местами тетю Утку и тетю Щуку. Во вторую очередь мышка мать обратилась не к тете Кошке, исправляем ошибку, меняя местами тетю Кошку и тетю Жабу. |
|
Рис.5. Найди ошибки (3ч) |
Тети Зайчихи не было в сюжете сказки. Вместо тети Зайчихи должна быть тетя Утка. Тетя Хрюша и тетя Клуша поменялись местами. |
|
Рис.6. Найди ошибки (4ч) |
Тети Зайчихи не было в сюжете сказки. Вместо тети Зайчихи должна быть тетя Утка. Пропала тетя Щука. |
|
Завершение |
Закрепление темы (Рис.7.)
Рис.7. Лото сказки «Глупый мышонок» |
Пересказывают сказку по картинкам |
Литература:
- Маршак С. Сказка о глупом мышонке