Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глушко, А. А. Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению / А. А. Глушко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31.1 (373.1). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83550/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молодежи, направленные на повышение мотивации к успешному обучению.

Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, мотив, социологический опрос, тренинги.

В настоящее время в психологической науке термин «мотивация» применяется в двух основных значениях, на первый взгляд различающихся по смыслу: с одной стороны, мотивация — это вся совокупность факторов, детерминирующих, организующих и направляющих поведение человека (система потребностей, мотивов, целей, намерений, идеалов, убеждений и многое другое); с другой стороны, мотивация — это процесс стимуляции и детерминации, побуждения поведения человека и поддержания поведенческий активности на определенном уровне в каждый конкретный момент времени.

Существует несколько различных классификаций видов мотивации. Наиболее часто в литературе встречается классификация, в соответствии с которой различают следующие виды мотивации: интринсивная (внутренне организованная, диспозиционная) мотивация — мотивация, обусловленная внутренними причинами: психологическими свойствами субъекта, его потребностями, установками, интересами, влечениями и т. п.; экстринсивная (внешне организованная, ситуационная) — мотивация, обусловленная внешними по отношению к субъекту причинами: условиями жизнедеятельности, обстоятельствами текущей ситуации. В «чистом» виде мотивация достаточно редко бывает сугубо интринсивной или экстринсивной.

Согласно другой классификации, различают положительную и отрицательную мотивацию поведения человека: важной особенностью мотивации человека является двумодальное, положительно-отрицательное ее строение. Эти две модальности побуждений (в виде стремления к чему-либо и избегания, в виде удовлетворения и страдания, в виде двух форм воздействия на личность — поощрения и наказания) проявляются во влечениях и непосредственно реализуемой потребности — с одной стороны, и в необходимости — с другой. Мотивация деятельности определяет ее эффективность: наиболее эффективной является деятельность, обусловленная внутренней и положительной мотивацией.

Говоря о мотивации, необходимо определить понятие мотива. Мотив — это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности.

Толчком к деятельности, к учебе могут в равной степени стать и желание достичь успеха, и страх перед неудачей, то есть два важных типа мотивации — мотивации успеха и мотивации боязни неудачи . Если при мотивации успеха действия человека направлены на достижение конструктивных, положительных результатов, то при мотивации боязни неудачи они связаны с ожиданием неприятных последствий.

Личности, мотивированные на успех, обычно активны и инициативны, отличаются настойчивостью в достижении цели, склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени. Они предпочитают брать на себя средние, или же слегка завышенные, но в то же время выполнимые обязательства. При выполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность их деятельности, как правило, улучшается.

Мотивация боязни неудачи однозначно негативна. Личности с присущей мотивацией этого типа обычно малоинициативны, они избегают ответственных заданий, ставят перед собой неоправданно завышенные цели, плохо оценивают свои возможности. Или же выбирают легкие задания, не требующие особых трудовых затрат. Отличаются, как правило, меньшей настойчивостью в достижении цели. Они склонны к восприятию и переживанию времени как “бесцельно текущего”.

В случае неудачи при выполнении какого-либо важного и ответственного задания его притягательность для исполнителя, как правило, снижается. Причем, это происходит независимо от того, навязано ли задание извне или выбрано самим субъектом. Поэтому целесообразно планировать процесс его выполнения таким образом, чтобы среди промежуточных результатов предусматривались и такие, которые, безусловно, будут выполнены. Это должно способствовать формированию уверенности и в какой-то мере компенсировать неудачи от других результатов.

Поэтому важную роль в педагогическом процессе приобретает диагностика мотивации успеха и мотивация боязни неудачи. Ее же результаты призваны способствовать индивидуальному подходу при нахождении адекватных методов и технологий осуществления корректирующих психолого-педагогических воздействий на студентов.

С целью получения информации об отношении обучающихся к своему обучению мы подготовили анкеты. В анкетировании приняло участие 52 респондента в возрасте от 16 до 18 лет. Анкетирование проводилось среди студентов Чегдомынского горно-технологического техникума с 1 по 3 курс. Респондентам было предложено ответить на 20 вопросов с предложенными вариантами ответов.

Для анализа анкет, мы выявили для себя самые важные вопросы, на которые отвечали студенты.

Большинство респондентов при ответе на вопрос: «В чем причина твоей неуспеваемости?» выбрали следующие варианты ответов: «Нежелание выделяться среди других» (7 чел.), «Не могу, не хватает способностей» (6 чел.), «Не хочу, (лень)» (8 чел.), «Стесняюсь отвечать» (14 чел.).

Причины неуспеваемости респондентов

Рис. 1. Причины неуспеваемости респондентов

На вопрос «Кто тебя мотивирует учиться лучше?» большинство респондентов ответили следующим образом: 17 студентов выбрали вариант «Преподаватели» (36 %). Вариант ответа «Родители» выбрало 9 студентов (19 %). Вариант «Нет таких (никто не мотивирует) — 18 студентов (39 %).

Субъекты мотивирующие респондентов на обучение

Рис. 2. Субъекты мотивирующие респондентов на обучение

Из предложенных вариантов на вопрос «Что тебя мотивирует?» большинство выбрало студентов выбрали, что их мотивируют преподаватели и кураторы — 28 % (13 чел.). Остальные мнения разошлись следующим образом: «Отличные оценки» — 15 % (7 чел.), «Стипендия/благодарности за отличную учебу» — 8 % (4 чел.). За варианты ответов «Мое будущее» и «Меня ничего не мотивирует» мнения разделились поровну, — 19 % (9 чел.). Не выбрали варианты ответов: «Фото на доске почета» и «Свой вариант».

Мотиваторы респондентов на обучение

Рис. 3. Мотиваторы респондентов на обучение

После этого, по плану была проведена работа в виде личных бесед с каждым студентом. Для этого мы отобрали студентов, которые в анкете указали, что учатся «удовлетворительно», кому не хватает мотивации, кто боится выступать перед аудиторией, кому не хватает способностей. Беседа была проведена с целью узнать, почему студент плохо учится, в чем ему нужна помощь, почему его ничего не мотивирует. При личной беседы студенту давалась возможность самому проанализировать свою причину плохой успеваемости и донести до нас, а также какие он видит пути решения проблем. В рамках беседы также проводились небольшие упражнения «Как повысить мотивацию?». Все результаты фиксировались для дальнейшей работы и создания блока тренингов.

После проведения бесед и создания теоретического материала тренингов, были проведен блок тренингов в группах различных специальностей Чегдомынского горно-технологического техникума. Тренинг охватил примерно 60 студентов техникума.

Таким образом, исследуя отношения студентов к обучению, мы увидели причины неуспеваемости, отсутствия у студентов мотивации к обучению и ее причины. Благодаря анализу результатов анкетирования и личных бесед с обучающимися, смогли мотивировать студентов к более продуктивной учебной деятельности. В разработанном плане по повышению мотивации был представлен блок тренингов с многочисленными упражнениями, направленными на теоретическое понимание понятие «мотивация» и практическое ее закрепление, а также блок вопросов для личной беседы. Благодаря проделанной работе, нам удалось поднять мотивацию у обучающихся и повысить количество студентов, успевающих по всем предметам.

Литература:

  1. Афанасьев В. В., Грибкова О. В., Уколова Л. И. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / ВВ Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — М.: 2019. — 154 с.
  2. Кравченко А. И. Методология и методы социологических исследований: учебник для бакалавров / А. И. Кравченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 828 с.
  3. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся. — 2000, — 175 с.
  4. Оганян К. М. Методология и методы социологического исследования: учебник для вузов / К. М. Оганян. — Санкт-Петербург, 2020–299 с.
Основные термины (генерируются автоматически): мотивация боязни неудачи, студент, вариант ответов, мотивация, блок тренингов, большинство респондентов, вид мотивации, горно-технологический техникум, достижение цели, личная беседа.


Ключевые слова

мотивация, мотив, тренинги, социологический опрос, виды мотивации

Похожие статьи

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Роль мотивации в повышении производительности труда

В статье рассмотрены понятие и основные проблемы мотивации МАОУ Новоселезневская СОШ. Найдена зависимость производительности труда от системы мотивации в организации и предложены меры по улучшению мотивирующего комплекса. Выявлен ожидаемый рост произ...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Похожие статьи

Профориентационные занятия как фактор повышения психологической готовности к самоопределению старших школьников

В работе описаны результаты исследования по проблеме профориентационных занятий, как фактора повышения психологической готовности.

Применение интерактивных методов обучения как средства повышения мотивации к изучению иностранного языка

В данной статье описываются способы повышения мотивации к изучению ИЯ у учеников старшего звена, при помощи интерактивных методов обучения. Особое внимание уделяется описанию ключевых особенностей психологического развития учеников. Автор описывает с...

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Пути и способы формирования коммуникативной компетенции учащихся педагогического колледжа

В статье автор определяет эффективные пути, методы и приёмы формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов.

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

Роль мотивации в повышении производительности труда

В статье рассмотрены понятие и основные проблемы мотивации МАОУ Новоселезневская СОШ. Найдена зависимость производительности труда от системы мотивации в организации и предложены меры по улучшению мотивирующего комплекса. Выявлен ожидаемый рост произ...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Задать вопрос