Мотивация к достижению успеха у студентов техникума с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 11.12.2022

Статья просмотрена: 158 раз

Библиографическое описание:

Синюга, О. Н. Мотивация к достижению успеха у студентов техникума с ограниченными возможностями здоровья / О. Н. Синюга. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 287-291. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97451/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье анализируется мотивация к достижению успеха студентов техникума, рассматриваются такие понятия как мотив, мотивация, также рассматриваются виды мотивации. В статье приводятся экспериментальные данные, полученные в ходе исследования мотивации студентов Хабаровского промышленно-экономического техникума.

Ключевые слова: мотивация, мотивы, мотивация к достижению успеха, учебная мотивация, мотивация к избеганию неудач, студенты с ограниченными возможностями здоровья, нормотипичные студенты, проективные методики.

Проблема мотивации непосредственно связана с процессом деятельности человека. Предполагается, что любая деятельность человека имеет цель, либо мотив. Как отмечают Шутова Н. В. и Смоловик О. В., формирование, развитие и усовершенствование мотивации учения без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современного образования, проблемой как отечественной, так и зарубежной психологии [1, с.1].

Рассмотрим некоторые определения понятий «мотивация» и «мотив».

Согласно психологическому словарю, мотив (от лат. movere — приводить в движение, толкать) имеет несколько определений:

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта;

2) предметнонаправленная активность определенной силы;

3) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет (материальный или идеальный), ради которого она осуществляется;

4) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности [2].

Понятие «мотивация» определяется преимущественно как совокупность движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность [1, с.2].

Мотивация — психофизиологический сигнал, вызывающий возбуждение отделов мозга и возбуждающий животных, человека к удовлетворению своих потребностей; наличие причинно-следственной связи между чем-либо (поступками, действиями, явлениями); потребность, инстинкт, влечение.

Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900–1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных [1, с.2].

И. А. Зимняя определяет мотивацию как «запускной механизм, который вызывает целенаправленную активность физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека» [1, с.2].

В 20-е гг. XX в. в западной психологии возникают первые теории мотивации таких авторов, как К. Левин, Г. Олпорт и др., в которых выделяют, помимо биологических, вторичные, или психогенные, потребности, появляющиеся в процессе обучения и воспитания (Г. Мюррей). К таким потребностям относятся потребность в достижении успеха, в независимости, в уважении, в избегании неудач и др. [3, с. 42]

Рожков Е. М. считает, что мотивация к достижению успеха — это стремление к успеху, высоким результатам в деятельности [4, с. 44].

Мотив избегания неудачи подразумевает потребность человека в любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи [4, с. 45].

В данной статье приводятся результаты исследования, целью которого было определить уровень мотивации к успеху у студентов техникума с ограниченные возможностями здоровья. Мы предположили, что уровень мотивации к успеху студентов дифференцируется в зависимости от следующих переменных: а) пол респондента; б) состояние здоровья; в) направление учебной деятельности. Согласно нашей гипотезе, показатель «установка на преодоление препятствий» будет выше у респондентов с ограниченными возможностями здоровья, а уровень мотивации к успеху будет выше у юношей. Для чистоты эксперимента были выбраны респонденты одной возрастной группы — 15–17 лет, студенты первого курса промышленно-экономического техникума.

В качестве диагностического материала в практической части были использованы опросники Т.Элерса «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач», а также проективная методика «Дерево» Лапмена. Репрезентативность тестов обеспечивалась методом контрастных групп (группа № 1 — студенты с ограниченными возможностями здоровья, группа № 2 — нормотипичные студенты, без ограниченных возможностей здоровья).

Таким образом, в эксперименте приняли участие две учебные группы. Студенты первой группы специализируются на облицовке поверхностей зданий и сооружений, а студенты второй группы специализируются на отделочных, малярных работах. В связи со спецификой профессиональной деятельности, студентов мужского пола в численном составе данных групп больше, чем представительниц женского пола, поэтому распределить респондентов по полу в равном соотношении не представлялось возможным.

Ниже представлены таблицы с результатами диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудач по Элерсу (см. табл. 1, табл. 2). Для объективной оценки сформированности мотивации к успеху использовались два опросника «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач» Элерса.

Результаты двух выше указанных диагностик, проводимых с учащимися группы № 1 следующие:

Таблица 1

Результаты диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудачи по Элерсу. Группа № 1

Баллы

Уровень мотивации

Опросник «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху»

Опросник «Мотивация к избеганию неудач»

Респонденты (кол-во)

Респонденты (кол-во)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

1(2)-10

низкий

0

0

1

0

11–16

средний

3

1

2

1

17–20

(умеренно) высокий

2

0

4

0

21 и выше

слишком высокий

2

0

0

0

Можно заметить, что все студенты группы № 1 имеют мотивацию к успеху на среднем (4 чел.) и высоком уровнях (4 чел.). Примечательно, что, согласно полученным данным, юноши более мотивированы на достижение успеха, нежели их одногруппницы, что обусловлено превосходящим численным составом юношей в данной группе. У большинства респондентов наблюдается высокий уровень мотивации к избеганию неудач. Это ярко выражено у юношей (4 чел.) и совсем не выражено у девушек.

У респондентов группы № 2 результаты данных диагностик отличаются от результатов группы № 1:

Таблица 2

Результаты диагностик мотивации к успеху и к избеганию неудачи по Элерсу. Группа № 2

Баллы

Уровень мотивации

Опросник «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху»

Опросник «Мотивация к избеганию неудач»

Респонденты (кол-во)

Респонденты (кол-во)

Юноши

Девушки

Юноши

Девушки

1(2)-10

низкий

2

2

1

2

11–16

средний

3

2

1

2

17–20

(умеренно) высокий

2

2

3

2

21 и выше

слишком высокий

0

0

2

0

В группе № 2 обучаются студенты с разным уровнем мотивации к успеху, причём низкий уровень и высокий выражен в равной степени у обоих полов (по 2 человека со средним и высоким уровнем среди юношей и девушек). Респондентов со средним уровнем мотивации к успеху больше среди юношей (3 и 2 человека, соответственно). Интересен тот факт, что юноши в данной группе больше боятся неудач, чем девушки (3 человека с высоким показателем и 2 человека с показателями выше нормы).

Сравним результаты диагностики на уровень самооценки по тесту «Дерево» Лампена. Ниже представлена диаграмма с общими показателями по выборам позиции для группы № 1:

Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 1

Рис. 1. Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 1

Согласно диаграмме, большинство учащихся (33 %) готовы преодолевать трудности, приспосабливаться к новым условиям, то есть адаптироваться к учебной среде (новые преподаватели, новый коллектив группы, новые дисциплины, требования, условия обучения и проживания и т. п.), при чём, реальное и желаемое положения совпадают по показателю «установка на преодоление препятствий». По остальным показателям совпадения не наблюдаются. Менее половины учащихся (22 %), примерно ¼ часть, успешно адаптировались к новым условиям. У 22 % учащихся присутствует потребность в общении, поддержке и у такого же количества учащихся есть тенденция к отстранённости от учебного процесса, уходу в себя. Полученные результаты указывают на то, что не все студенты заинтересованы в обучении в данном учреждении.

В учебной группе № 2 совершенно другие результаты по методике «Дерево» Лампена (см. диаграмму 2). У 19 % студентов группы реальное и желаемое положения совпадают по показателю «общительность, дружеская поддержка», по остальным показателям совпадения не наблюдаются. 25 % учащихся не заинтересованы в обучении (см. показатель «отстранённость от учебного процесса, уход в себя в идеальном положении) и не адаптированы (выбор позиции «адаптация и комфортное состояние» в идеальном положении). У четверти студентов (25 %) присутствуют тревожность отстранённость, замкнутость. Эти показатели в два раза выше, чем у группы студентов с ограниченными возможностями здоровья (группа № 1). А вот показатель позиции «преодоление препятствий» в реальном положении у нормотипичной группы (группа № 2) примерно в два раза ниже (19 %), чем у группы № 1 (33 %).

Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 2

Рис. 2. Тест «Дерево» Лампена. Позиции выбора, отождествляющие реальное и идеальное положение учащихся группы № 2

Таким образом, гипотеза о том, что уровень мотивации к успеху студентов дифференцируется в зависимости от пола, состояния здоровья и направления учебной деятельности, частично подтвердилась. В ходе эксперимента выяснилось, что юноши и девушки примерно в равной степени мотивированы на успех.

Что касается второй переменной — состояние здоровья, то диагностики показали, что студенты с ограниченными возможностями здоровья имеют более высокий уровень мотивации к успеху, по сравнению с нормотипичными студентами, не имеющих ограниченных возможностей здоровья. Студенты с ограниченными возможностями здоровья готовы преодолевать трудности, они быстрее адаптируются к окружающей их среде (учебной, бытовой).

Что касается мотивации к обучению, то, согласно данным исследования, студенты, обучающиеся по направлению «отделочные и малярные работы», менее заинтересованы в обучении, чем студенты, специализирующиеся на облицовке поверхностей зданий и сооружений (показатель «отстранённость от учебного процесса, уход в себя» у группы № 2 в идеальном положении составляет 25 %, в реальном — 0 %, у группы № 1 в идеальном положении — 22 %, в реальном — 11 %).

Литература:

  1. Шутова Н. В., Смоловик О. В. Анализ психологических подходов к проблеме мотивации личности. — Текст: электронный // Нижегородский психологический альманах. — 2015. — № 1. — URL: psykaf417.esrae.ru/1–6 (дата обращения: 04.12.2022). Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — с. 42–44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 04.12.2022).
  2. Мотив. Психологический словарь. — Текст: электронный // Мир психологии: [сайт]. — URL: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=523 (дата обращения: 04.12.2022).
  3. Горбач, Н. С. Мотивация в психологии: история и современное состояние проблемы / Н. С. Горбач. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 3 (345). — с. 42–44. — URL: https://moluch.ru/archive/345/77509/ (дата обращения: 04.12.2022).
  4. Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных учёных. Текст: электронный // Психологические науки — 2014. — № 3. — с. 44–46. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i-zarubezhnyh-uchenyh/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): ограниченная возможность здоровья, уровень мотивации, группа, мотивация, успех, достижение успеха, идеальное положение, избегание неудач, Методика диагностики личности, студент.


Похожие статьи

К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах

Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой психического развития

Данная статья посвящена изучению учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Рассматриваются такие понятия, как «мотивация», «мотив», учебная мотивация», «мотив учения». Предлагаются методики, направленные на получение обширных сведени...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Особенности мотивационной сферы у студентов разных медицинских специальностей состоящих и не состоящих в тьюторском движении

В данной работе рассматриваются особенности мотивации, отношения к достижениям и неудачам, коммуникативных и организаторских способностей, уровня субъективного контроля и видов совладающего поведения в стрессовых ситуациях у студентов медицинского ун...

Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Основные факторы, влияющие на отчисление курсантов из военных институтов: причины и пути решения

В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с проблемой того, что на протяжении последних лет число отчисляемых из военных образовательных организаций высшего образования становится всё больше при росте уровня потребности в качественно подготовл...

Похожие статьи

К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах

Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...

Факторы готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности

В статье раскрывается тема факторов готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности. Мотивация учебной деятельности и направленность личности студентов-психологов, их смысложизненные ориентации являются факторами их готовности к самор...

Методики изучения учебной мотивации детей с задержкой психического развития

Данная статья посвящена изучению учебной мотивации детей с задержкой психического развития. Рассматриваются такие понятия, как «мотивация», «мотив», учебная мотивация», «мотив учения». Предлагаются методики, направленные на получение обширных сведени...

Психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков

В данной статье определены психолого-педагогические особенности проявления агрессивного поведения у подростков. Рассмотрены понятия «агрессия» и «агрессивность», а также выделены западные и отечественные авторы, непосредственно изучавшие тему агресси...

Агрессия как реакция на фрустрацию в учебной деятельности

В статье рассматривается проблема агрессивного поведения подростков как реакцию на фрустрацию в учебной деятельности. Кроме теоретического аспекта в статье дан анализ эмпирического опыта исследования этой проблемы на примере подростков одной из школ ...

Уровень мотивации студентов к обучению

В статье проводится анализ уровня мотивации студентов 2, 3 и 4 курсов специальности «Управление персоналом» к обучению в вузе. Мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя — основана на личностных предпочтениях студента, сформированных до ...

Особенности мотивационной сферы у студентов разных медицинских специальностей состоящих и не состоящих в тьюторском движении

В данной работе рассматриваются особенности мотивации, отношения к достижениям и неудачам, коммуникативных и организаторских способностей, уровня субъективного контроля и видов совладающего поведения в стрессовых ситуациях у студентов медицинского ун...

Эффективные формы и методы работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности

Статья посвящена эффективным формам и методам работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности. Освещаются ключевые аспекты, такие как психологические, социально-экономические факторы, образовательная среда и методы ...

Метод проектов как средство развития творческой самостоятельности студентов технических ВУЗов при обучении иностранному языку

Статья рассматривает метод проектов, как средство развития творческой самостоятельности студентов. Обозначается актуальность развития творческой самостоятельности, и описываются необходимые для этого условия. Представлены основные этапы, виды деятель...

Основные факторы, влияющие на отчисление курсантов из военных институтов: причины и пути решения

В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с проблемой того, что на протяжении последних лет число отчисляемых из военных образовательных организаций высшего образования становится всё больше при росте уровня потребности в качественно подготовл...

Задать вопрос