Недостатки правового регулирования в области обращения с животными | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №30 (372) июль 2021 г.

Дата публикации: 24.07.2021

Статья просмотрена: 471 раз

Библиографическое описание:

Гаврилова, А. М. Недостатки правового регулирования в области обращения с животными / А. М. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 30 (372). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/archive/372/83374/ (дата обращения: 26.04.2024).



В настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации находится проект федерального закона № 1216032–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее — законопроект) [8].

Указанный законопроект разработан в целях установления ответственности за нарушение требований законодательства в области обращения с животными.

Законопроектом предлагается предусмотреть административную ответственность за несоблюдение наиболее важных требований Федерального закона, дополнив Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) следующими составами административных правонарушений:

— жестокое обращение с животными при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния;

— несоблюдение общих требований к содержанию животных;

— содержание и использование животных, включенных в перечень животных, запрещенных к содержанию;

— несоблюдение требований к использованию животных в культурно-зрелищных целях и их содержанию;

— нарушение требований к обращению с животными без владельцев, за нарушение владельцами приютов для животных требований к содержанию животных в таких приютах [2].

Также на законопроект получен Официальный отзыв Правительства Российской Федерации, в котором отражены недостатки законопроекта и предложения по его дальнейшей корректировке.

В целях выявления недостатков правового регулирования в области обращения с животными необходимо затронуть неразрешенные законопроектом вопросы, а также более подробно раскрыть правовую и доктринальную основу возражений Правительства Российской Федерации.

В связи с тем, что статьей 245 Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) не предусмотрен ряд явлений, отраженный в Федеральном законе «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 № 498-ФЗ (далее — Закон № 498 — ФЗ) вышеуказанный законопроект призван заполнить пробелы, предусмотрев административную ответственность за несоблюдение законодательства РФ в области обращения с животными [1]; [3].

Уголовным законодательством карается «жестокое обращение с животными», то есть причинение боли и (или) страданий, повлекшее его гибель или увечье. Несмотря на то, что обозначенные законопроектом нарушения явно не попадают под определение, отраженное в УК РФ, остается неясным вопрос объективности оценки при определении фактора жестокости в конкретных обстоятельствах. При неточном законодательном регулировании одного и того же правового вопроса со столь очевидной разницей в установленных за деяние санкций создаются условия декриминализации преступления. Такое слияние является следствием отсутствия единого подхода к понятию жестокого обращения с животными.

М. А. Шабалиной была проанализирована судебная практика согласно, которой суды по-разному трактуют формулировку «причинение животному увечий». В одних случаях суды устанавливают факт причинения животному увечья, но не определяют степень вреда здоровью. В других — описывают степень вреда здоровью. В третьих — рассматривают увечье как состояние, предшествующее смерти животного. Иной раз причиненное увечье воспринимается как необходимое в рамках оказания ветеринарной помощи, без которой животное может погибнуть [13].

Вместе с тем судебная практика содержит примеры, когда явные признаки состава преступления, предусмотренные статьей 245 УК РФ, не находят свое признание в конкретном случае .

Так, в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 24 декабря 2019 года № 53-АД19–9 потерпевшей отказано в передаче материалов дела в орган дознания для квалификации преступления по статье 245 УК РФ, в связи с тем, что суд не увидел в действиях обвиняемого признаков жестокого обращения с животными, при условии, что обвиняемый нанес 13 ножевых ранений потерпевшей собаке, в результате которых животное скончалось [7].

Исходя из признаков субъективной стороны противоправного деяния, в числе которых фигурирует цель преступления (причинение животному боли и (или) страданий), следует вывод о том, что субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме умысла. Жестокость в рамках данного преступления выступает в качестве самоцели для виновного, то есть «совершением насильственных действий исчерпываются все желания субъекта» [10].

На практике полиция не всегда может возбудить уголовное дело по факту гибели или травмы животного. Установление цели и мотива лица по такому род преступлений требует от органов власти качественного исполнения предписанных действий (осмотр места происшествия, изъятие предметов, которые могут являться вещественными доказательствами, а также труп животного).

Так в городе Чусовом Пермского края органы посчитали, что у обвиняемого лица не было умысла на причинение страданий при следующих обстоятельствах. В феврале 2019 года женщина попросила соседку по общежитию убить пса, так как собака стала ей не нужна, и оставила ее в комнате наедине с животным. Соседка стала душить животное, а когда оно перестало подавать признаки жизни, выкинула его в мусорный контейнер во дворе. Прохожие услышали, как едва живая собака скулит, и отвезли ее в ветклинику, но в связи с невозможностью спасти животному жизнь приняли решение прибегнуть к гуманному усыплению (эвтаназия). Однако участковый инспектор отказался заводить уголовное дело, посчитав, что у обвиняемой не было умысла на жестокое обращения с животными и цели причинить ему боль и страдания. Кроме того, инспектор не обнаружил связи между действиями соседки, причинившей увечье, и гибелью животного [12].

В рассматриваемом случае раскрывается проблема понятия определения «страдание» по отношению к животным. В случае с применением данного понятия к человеку страдание можно расценивать не только с точки зрения причинения боли, но и голода, охлаждения/нагревания тела, жажды, введение в организм психотропных препаратов, удушья и т. д. Однако данный спектр чувств безусловно могут ощущать животные, особенно млекопитающие. Вместе с тем животные не имеют возможности каким-либо образом обозначить свое состояние до тех пор, пока оно не станет критическим [14].

Согласно данным, собранным Ассоциациями организаций и граждан по гуманному отношению к животным «Благополучие животных» на основании статистических данных из официальных ответов 79 регионов страны, за пять месяц зафиксировано 663 случая жестокого обращения с животными. 171 случай — увечья, 61 — избиение, 87 — неприемлемое содержание. По статистике МВД, зарегистрированы 2079 обращений по факту жестокого обращения с животными. В 74 % случаев отказано в возбуждении дела. Возбуждены только 284 дела [15].

Помимо того, что законопроект закрепляет состав административного правонарушения, которое конкурирует с составом преступления, предусмотренного статьей 245 УК РФ, он также не предусматривает административную ответственность за несоблюдение требований к содержанию домашних животных.

Так, Закон № 498 — ФЗ помимо общих требований к содержанию животных содержит также ряд требований касательно:

— запрета на использование домашних животных в предпринимательских целях;

— ограничение предельного количества домашних животных в местах содержания животных исходя из возможности лица обеспечить животным условия, соответствующие санитарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

— обеспечение безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических и юридических лиц при выгуле домашних животных;

— требования при выгуле домашнего животного.

Вместе с тем при анализе научных доктрин автор приходит к мнению о том, что требований, указанных в Законе № 498-ФЗ недостаточно для полноценного урегулирования вопроса о содержании домашних животных.

В статье «Об особенностях правового режима животных» авторами был затронут вопрос о признании животных источником повышенной опасности [9]. В настоящее время становится популярным содержание экзотических животных в домашних условиях, что в свою очередь при отсутствии механизмов ответственности для лиц несоблюдающих установленные правила содержания создают опасность для окружающих. В целях урегулирования данного вопроса авторами предложен вариант решения данной проблемы. Ввести в сферу правового регулирования критерии для признания животного в качестве источника повышенной опасности с созданием специального перечня видов и пород животных, относящихся к источникам повышенной опасности. Кроме того, для приобретения животных, входящих в такой перечень, авторы предлагают механизм прохождения специальной подготовки и получение разрешения на его содержание.

Помимо прочего законопроект не предусматривает ответственность за наезд на животное.

В статье «Смерть на дорогах — неизвестная трагедия животных» приведена статистика, предоставленная некоторыми регионами [11].

Так, за 2018 год в Смоленской области произошло около 160 столкновений с крупными животными, в Ленинской области за последние 10 лет произошло более 1000 однотипных случаев. В Вологодской области за 2013–2018 годы фиксировали от 110 до 165 столкновений. В статистику вошли именно те происшествия, в которых получают повреждение автомобили, гибнут или получают ранения люди.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» (далее — Закон № 52-ФЗ) любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира [4].

При размещении, проектировании и строительстве транспортных магистралей должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции объектов животного мира и мест их постоянной концентрации.

Согласно статье 28 Закона № 52-ФЗ юридические лица и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели объектов животного мира при эксплуатации транспортных средств.

Пунктом 24 постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи» установлена обязанность водителей транспортных средств, эксплуатирующих транспортные магистрали принимать меры к предотвращению ущерба, наносимого объектам животного мира, ограничивать в пределах своей компетенции скорость движения транспорта [5].

На сегодняшний день в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» на дорогах устанавливается предупреждающий знак 1.27 «Дикие животные» [6]. Для водителей знак является информационным (не обязательным), в связи с чем на него часто не обращают внимания.

Отсутствие санкций за нарушение положений, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, приводит к их не реализации.

Представляется, что указанная норма в отсутствие санкции носит характер предупреждения угрозы для владельцев ТС со стороны диких животных, а не обеспечения их защиты. В нормативно-правовом регулировании указанных отношений отсутствует санкционный характер за причинение вреда диким животным, что в свою очередь приводит к игнорированию правил дорожного движения, регулируемых указанными нормативными актами.

Законопроект мне представляется, несомненно, заслуживающим принятия, однако, требующим доработки с учетом принятия поправок и изменений в законодательство РФ, регулирующее ответственное обращение с животными и закрепление санкций, соответствующих характеру и степени опасности деяния.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954;
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 31, 2001;
  3. Федеральный закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 27.12.2018 г. № 498-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 31.12.2018, № 53 (часть I), ст. 8424;
  4. Федеральный закон «О животном мире» от 24.04.1995 г. № 52-ФЗ// «Собрание законодательства РФ» от 24.04.1995, № 17, ст. 1462;
  5. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1996 № 997 «Об утверждении Требований по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи»//Собрании законодательства РФ от 09.09.1996 г., № 37, ст. 4290;
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения»// Собрании актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 г., № 47, ст. 4531;
  7. Постановление Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2019 г. № 53-АД19–9. [Электронный̆ ресурс]. — URL: https://ukrfkod.ru/pract/postanovlenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-24122019-n-53-ad19–9/ (дата обращения: 20.07.2021);
  8. Законопроект № 1216032–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [Электронный ресурс]. — URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1216032–7 (дата обращения: 20.07.2021);
  9. Бабинцев И. И., Берзинь О. А., Шлягина Е. Н. Об особенностях правового режима животных // Российский юридический журнал, 2020. № 2(131). С. 158 -167;
  10. Лубшев Ю. Ф. Установление виновности по делам о насильственных преступлениях // Вестник МГУ. Сер. 11. 1975. № 1. С. 29;
  11. Суровикина Е., Усов Е., Зименко А. Смерть на дорогах — неизвестная трагедия животных, 2020 г. [Электронный̆ ресурс]. — URL: http://www.biodiversity.ru/publications/books/expertise/Animals-and cars_2020.pdf?_ga=2.171755424.1428243180.1626775207–1961005647.1626775207 (дата обращения: 20.07.2021);
  12. Татьяна Григорьева. Неработающая статья. Почему в России убийцы животных остаются безнаказанными? [Электронный̆ ресурс] — URL: https://mbk-news.appspot.com/region/nerabotayushhaya-statya/ (дата обращения: 20.07.2021);
  13. Шабалина М. А. Проблемы квалификации жестокого обращения с животными // Уголовное право, 2020. № 6. С. 77–82. [Электронный̆ ресурс]. — URL: http://juridcons.com/article/28980 (дата обращения: 20.07.2021);
  14. Шарапов Р. Д. Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2019. № 1 (47). [Электронный̆ ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovnaya-otvetstvennost-za-zhestokoe-obraschenie-s-zhivotnymi (дата обращения: 21.07.2021);
  15. Статистика мониторинга численности безнадзорных животных. [Электронный̆ ресурс]. — URL: https://blagozoo.ru/statistika (дата обращения: 20.07.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): животное, Российская Федерация, жестокое обращение, животный мир, УК РФ, административная ответственность, область обращения, повышенная опасность, содержание животных, дорожное движение.


Похожие статьи

жестокое обращение, животное, Российская Федерация, УК РФ...

Рассматриваются отдельные нормы об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, которые находят свое прямое закрепление в

Пушкарев В. Г. Ответственность за посягательства на животный мир в уголовном законодательстве России с 1917 по 1922 годы...

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за...

Статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов...

Ответственность за жестокое обращение с животными

Ключевые слова: жестокое обращение с животными, владелец животного, нравственное

Законодательство в области защиты животных от жестокого с ними обращения берет свое

Ст. 245 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с...

Правовой статус животного в Российской Федерации

В статье авторы пытаются раскрыть правовой статус животного в Российской Федерации.

Данный закон защищает права животных от жестокого обращения, а также обеспечивает

Моральное отношение к природе и животному миру проповедовали духовные учителя, такие...

жестокое обращение, животное, Российская Федерация, УК РФ...

Стоит отметить, что в Российской Федерации в последнее время жестокое обращение с животными получило свое

Рассматриваются отдельные нормы об уголовной ответственности за жестокое обращение с. Уголовно-правовая охрана животных как части...

жестокое обращение, животное, Российская Федерация, УК РФ...

Основные термины (генерируются автоматически): Животное, федеральный уровень, ГК РФ, животный мир, вид животных

Российская Федерация, окружающая среда, животное, жестокое обращение, Красная книга, вид, исчезающий вид животных, Россия, животный...

Проблемы теории и практики применения уголовного закона...

В статью 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» внесены существенные поправки

Уголовно-правовая охрана животных как части определенного имущественного комплекса

Статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жестокое...

Право обращения с животными (Animal law) как новая отрасль...

Ключевые слова: животные, ответственное обращение, содержание животных, безнадзорные животные, домашние животные, дикие

Сейчас в Государственной Думе РФ обсуждается снижение возраста уголовной ответственности за жестокое обращение с животными [16], а...

Потенциальные административно-правовые составы за...

Ключевые слова: животные, ответственное обращение, содержание животных

Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, предусмотренная статьей 245

В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, закрепляющим составы за...

Похожие статьи

жестокое обращение, животное, Российская Федерация, УК РФ...

Рассматриваются отдельные нормы об уголовной ответственности за жестокое обращение с животными, которые находят свое прямое закрепление в

Пушкарев В. Г. Ответственность за посягательства на животный мир в уголовном законодательстве России с 1917 по 1922 годы...

Проблемы привлечения к уголовной ответственности за...

Статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или корыстных побуждений, или с применением садистских методов...

Ответственность за жестокое обращение с животными

Ключевые слова: жестокое обращение с животными, владелец животного, нравственное

Законодательство в области защиты животных от жестокого с ними обращения берет свое

Ст. 245 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за жестокое обращение с...

Правовой статус животного в Российской Федерации

В статье авторы пытаются раскрыть правовой статус животного в Российской Федерации.

Данный закон защищает права животных от жестокого обращения, а также обеспечивает

Моральное отношение к природе и животному миру проповедовали духовные учителя, такие...

жестокое обращение, животное, Российская Федерация, УК РФ...

Стоит отметить, что в Российской Федерации в последнее время жестокое обращение с животными получило свое

Рассматриваются отдельные нормы об уголовной ответственности за жестокое обращение с. Уголовно-правовая охрана животных как части...

жестокое обращение, животное, Российская Федерация, УК РФ...

Основные термины (генерируются автоматически): Животное, федеральный уровень, ГК РФ, животный мир, вид животных

Российская Федерация, окружающая среда, животное, жестокое обращение, Красная книга, вид, исчезающий вид животных, Россия, животный...

Проблемы теории и практики применения уголовного закона...

В статью 245 УК РФ «Жестокое обращение с животными» внесены существенные поправки

Уголовно-правовая охрана животных как части определенного имущественного комплекса

Статьей 245 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жестокое...

Право обращения с животными (Animal law) как новая отрасль...

Ключевые слова: животные, ответственное обращение, содержание животных, безнадзорные животные, домашние животные, дикие

Сейчас в Государственной Думе РФ обсуждается снижение возраста уголовной ответственности за жестокое обращение с животными [16], а...

Потенциальные административно-правовые составы за...

Ключевые слова: животные, ответственное обращение, содержание животных

Уголовная ответственность за жестокое обращение с животными, предусмотренная статьей 245

В Российской Федерации основным нормативно-правовым актом, закрепляющим составы за...

Задать вопрос