Дидактическая сказка как способ формирования психологической готовности к изучению английской грамматики в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 09.07.2021

Статья просмотрена: 210 раз

Библиографическое описание:

Андронычева, А. С. Дидактическая сказка как способ формирования психологической готовности к изучению английской грамматики в начальной школе / А. С. Андронычева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83170/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор предлагает адаптированную дидактическую сказку к УМК «Spotlight», как способ преодоления психологических проблем при изучении сложных грамматических явлений в начальной школе.

Ключевые слова : сказки, дети, грамматическое явление

Грамматика является одним из основных разделов науки о языке, в котором рассматриваются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные высказывания. Не редко можно встретить понятия «владение грамматикой, грамматический навык», которые являются синонимами грамматики. Формирование умений правильно подобрать нужную форму слова и верно сочетать слова — одно из важнейших необходимых условий использование языка как средство общения. [1, с. 193]

Грамматические навыки обычно рассматриваются как «автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, которая обеспечивает правильное употребление грамматической формы в речевом общении». [5,с. 142]

Учащиеся 7–10 лет начального школьного возраста осваивают иностранный язык опосредованно и подсознательно. Им легче понять ситуацию в общем, чем изучать структуры языка по сложным правилам и выстраивать предложения. Также удержать внимание школьников в таком возрасте надолго затруднительно, поскольку они могут сосредоточиться лишь на короткое время. Учащиеся с трудом сосредотачиваются на монотонной деятельности или том, что требует умственного напряжения. Учащиеся отвлекаются, что помогает снизить усталость. Учитывая данную особенность, учитель должен постоянно менять вид деятельности, сочетать разные задания, использовать разные методы и технологии обучения [3,с.87].

По словам З. Н. Никитенко, начинать обучать детей иностранному языку стоит, если обучение будет направлено на развитие личности учащегося, способности к общению, творчества и познания мира в целом [4,с.143]. Создание сильной мотивации необходимо для того, чтобы учащиеся могли концентрироваться на определенном этапе урока.

Эмоции младших школьников в обучении играют не менее важную роль, чем когнитивные функции. Учащиеся, которые имеют низкую самооценку, часто не умеют реализовывать свои способности, становятся неуспевающими. Учащиеся могут быть разными: кто-то агрессивен, кто-то застенчив, кто-то будет переживать из-за неудач и ошибок. Чрезмерная чувствительность к окружающему миру должна настроить учителя на индивидуальный подход к каждому обучающемуся [2,с.64].

Следует отметить, что дети эффективно воспринимают наглядную и эмоциональную информацию. Исходя из этого, важно осознать, что при обучении необходимо использовать яркий материал, красочно проиллюстрированный и показанный в необычной интересной манере. Несомненно, наглядность и разыгранные ситуации влияют на учащихся положительно, дети начинают интересоваться увиденным, у них появляется внутренняя мотивация.

Внедряя в обучение сказки, учитель развивает не только память, мышление, воображение детей, но и повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Английский язык, как правило, считается вторым языком в школе, который дети начинают учить со 2 класса (иногда с 1). Первостепенная задача учителя психологически подготовить учащихся к изучению нового языка. Начальный этап изучения иностранного языка очень важен, так как все наши положительные и негативные эмоции идут из детства. Часто можно встретить людей и услышать фразу «я не любил английский в школе». Обычно эти люди помнят скучные занятия по английскому, множество таблиц с правилами и однотипные задания на автоматизацию навыка. Исходя из этого, важно с детства показать, что английский язык (или любой другой иностранный язык) может быть увлекательным и не таким сложным, как кажется. Помимо этого при планировании учебного процесса учитель должен брать во внимании психологические особенности детей начальной школы и индивидуальные особенности каждого ученика. Из общей психологии известно, что существуют аудиалы (восприятие информации на слух), визуалы (восприятие информации зрительно) и кинестетики (восприятие на ощупь), поэтому объясняя новый материал, учитель должен охватить все три типа людей, а именно сделать материал наглядным, озвучивать и рассказывать каждое свое действие и иметь дополнительные материалы, по возможности. Если учитель не учитывает возрастные особенности младших школьников, то вскоре у детей возникнет психологический барьер, который только будет развиваться дальше.

Говоря о грамматике, существует определенная методика обучения грамматике, которую предоставляет А. Н. Щукин (таблица 1). Основное внимание нужно обратить на этап объяснения, от которого зависит формирование грамматического навыка. На этапе объяснения учителю важно заинтересовать, вовлечь учащихся и подготовить к возможным лингвистическим трудностям. Этап ознакомления может быть менее увлекательным, достаточно использовать УМК, который предлагает использовать определенный метод изучения грамматики (дедуктивный, индуктивный). А уже далее на этапе объяснения, учитель может применять свои разработки, дополнительные материалы. Сказки можно использовать при изучении грамматики, данное применение будет положительно влиять на процесс изучения, однако этап объяснения при этом может затянуться.

Таблица 1

Этапы обучения грамматике

Этапы формирования грамматической компетенции

Пояснение

Первый этап

Ознакомление с грамматическим явлением

На данном этапе происходит представление нового правила, рассматривается способ его употребления в языке для достижения цели общения.

Эффективное представление материала основывается на речевом образце, ситуации общения.

Второй этап

Объяснение учебного материала

Рассмотрение возможности употребления грамматического явления в речи, произвести первичное закрепление.

Третий этап

Закрепление введенного грамматического явления

Формирование грамматического навыка с помощью речевого образца и его объяснения, имитации, действий по аналогии, повторение речевого образца для автоматизации и сохранения в долговременной памяти для активного словаря. Используются упражнения в имитации, подстановке, трансформации, в репродукции.

Четвертый этап

Применение грамматического явления в речи

Формирование грамматических умений. Учащиеся учатся использовать грамматическое явление в речи с применением речевых и условно-речевых упражнений.

Известно, сто сказки могут быть разных видов: народные, авторские художественные, дидактические, медитативные, психокоррекционные сказки или психотерапевтические истории. С помощью различных видов сказок можно решить психологические проблемы. Дидактические сказки используются для обучения школьников, именно дидактические сказки учитель может использовать при объяснении грамматического материала. Дидактические сказки — это те сказки, которые придумывает учитель для подачи материала, который нужно усвоит учащимся. Сейчас можно найти множество дидактических сказок на различные грамматические явления. При использовании дидактической сказки, грамматика становиться интересной, увлекательной для детей. Важно, чтобы все учащиеся чувствовали себя вовлеченными, так получится удержать внимание школьников на долгий период. При планировании сказки важно учитывать программу УМК. Если учитель возьмет готовую сказку, которая есть в интернете в свободном доступе, то ее нужно адаптировать именно под программу учебника. Не стоит брать готовую сказку и преподносить учащимся, так как у каждого автора готовой сказки свои собственные лексические единицы. Учителю необходимо отобрать лексический минимум и адаптировать сказку. Проще сказать мы берем «скелет» сказки и создаем свою сказку. Мной была адаптирована дидактическая сказка на тему «Present Continuous» engeasyways.blogspot.com.

Проанализировав модуль учебника 3 класса, известно, какие лексические единицы должны служить для объяснения материала посредством сказки. Кроме этого, на этапе ознакомления учащиеся поют песню, в которой закрепляется новое грамматическое явление и лексические единицы, поэтому наша сказка полностью соответствует программе учебника. Я предлагаю дополнительный материал к УМК «Spotlight» 3. В начале модуля полезно использовать следующие речевые образцы: — I’m playing a game. — I’m driving a car. — I’m making a sandcastle. — I’m watching TV. — I’m painting a picture.

Начать свое вступление можно с представления названия сказки. Наша сказка называется «Приручить дракона». До начала урока важно подготовить дополнительные материалы, распечатать картинки или использовать интерактивную доску, если позволяет техническое оборудование школы. Учитель предлагает детям вспомнить мультфильм «Как приручить дракона?» и делает свою речь наглядной. Учитель демонстрирует картинку и задает вопросы учащимся: «Вы пробовали приручить дракона? Как вы думаете, получиться ли у нас? Ведь есть разные драконы, которых уже приручили». Учитель показывает картинку, учащиеся вспоминают мультфильм или знакомятся с персонажем мультфильма. После вступления учитель может предложить приручить собственного дракона, которого зовут Present Continuous по теме урока. Запомнив имя дракона, учащиеся будут правильно использовать название настоящего продолжительного времени в английском языке.

Далее знакомство с драконом продолжается, учитель объясняет значение грамматического времени и его употребление в речи: «Нам с вами нужно лучше узнать нашего дракона, прежде чем приручать. Итак, Present Continuous живет только в настоящем времени, а еще он очень любит фотографировать. Фотографирует наш дракон самые лучшие моменты, он так любит это делать, что говорит и думает о том, что происходит в данный момент. Представляете, у него даже есть свое любимое слово, которое он произносить в конце каждого предложения — это слово now (сейчас)». Учитель объяснил, в каком случае нужно использовать грамматическое явление, учащиеся запомнят любимое слово дракона, и обучающая функция сказки будет реализована. Используя принцип наглядности, можно убрать грамматические трудности, представляя учащимся речевые образцы, иллюстрированные красочными картинками. Важно, учитывая возникновение внутриязыковой интерференции, сформировать готовность учащихся к преодолению трудностей, поэтому учитель может показать разницу между использованием двух грамматических явлений, а именно Present Simple и Present Continuous. При знакомстве с нашим грамматическим явлением, учащихся уже сформированы грамматические навыки по отношению к теме Present Simple, поэтому могут возникнуть трудности лишь при различии данных правил. Важно указать на точное значение обозначенного грамматического явления в формате сказки: «Наш дракон непостоянный, он не любит, когда действия повторяются, и совсем не знает таких слов: всегда (always), иногда (sometimes), часто (often), редко (rarely), обычно (usually). Он любит только то, что происходит сейчас, то, что происходит сейчас и то, что он может сразу сфотографировать». Данная формулировка будет понятна учащимся, которых учитель подготовит к принятию данного грамматического явления. Можно представить детям картинку для наглядности.

Сказку можно продолжить следующим образом: «Теперь мы знаем, что любит наш дракон, но нам важно узнать строение его тела, чтобы суметь приручить его. Посмотрите, у него три головы: am, is, are. Туловище дракона похоже на мешок, туда и помещаются все глаголы, которые мы знаем. Наш дракон вытаскивает их, когда хочет рассказать, что происходит сейчас. Конечно, у него есть хвост, которого зовут –ing, хвост он носит с собой всегда, без него он не сможет жить». Здесь учителю необходимо показать детям дракона с его «частями тела», там самым мы предлагаем правило, но такое, которое дети легко запомнят.

На этапе изучения формы образования грамматического явления нам важно произвести актуализацию знаний учащихся глагола «to be», вспомнить формы данного глагола. На основе материала 2 класса, учитель продолжает сказку: «У нашего дракона есть друзья, и у каждой головы есть друзья. Посмотрите, голова «am» совсем не дружелюбная и у нее только один друг «я» — «I», а голова «Is» имеет три друга «он» — «he», «она» — «she» «это» — «It». И голова «are» тоже имеет трех друзей «мы» — «we», «ты», «вы» — «you», «они» — «they». Здесь также важно продемонстрировать учащимся правило с формами «to be».

Когда учащиеся изучили правило образования данного грамматического явления, необходимо перейти к типам предложений, которые учащиеся могут составлять, используя правило (дракона). С помощью сказки учащихся подготавливают к использованию данного грамматического явления в упражнениях, а далее в речи, поэтому важно продолжать применять сказку до конца объяснения правила и его употребления в разных типах предложений. Сказку при изучении предложений можно распределить на несколько уроков, чтобы большое количество материала не привело к трудностям усвоения.

Итак, при объяснении утвердительного предложения, учитель может продолжить свою дидактическую сказку: «Мы с вами достаточно изучили нашего дракона, поэтому теперь может начать приручать его. Как же им управлять?!» Данный этап очень важный в формировании грамматических навыков, т. к. учащиеся начинают использовать грамматическое явление в речи, данный этап — «приручение дракона» — является самым интересным. Для того чтобы удерживать внимание младшей аудитории, важно использовать вопросы, чтобы учащиеся были включены в процесс обучения. Далее начинается представление утвердительных предложений: «Давайте научимся управлять драконом! У нас есть три управления: управление-утверждение, управление-отрицание, управление-вопрос». Можно разделить объяснение типов предложений, все зависит от выбора учителя, который руководствуется индивидуальными особенностями класса. «Управление-утверждение мы будем использовать, когда хотим, чтобы наш дракон рассказал, что происходит сейчас. Нам надо сначала назвать друга дракона, затем голову дракона, выбрать нужный глагол из тела нашего дракона, и наконец, не забыть хвост. Не оставляй дракона без друга, а то он обидится. Не отрывай ему голову, не потеряй тело. И не отрывай ему хвост: без хвоста — это уже не дракон! Называй все по порядку: друга, голову, тело, хвост. Дракон будет тебя слушать!». Данную часть сказки учитель иллюстрирует картинкой и примером для наглядности.

«Давайте изучим еще один вид управления — отрицание. Мы будем использовать это управление, когда нам нужно, чтобы дракон рассказал нам о том, чего не происходит. А для этого нужна его подружка-лягушка «not». Когда подружка-лягушка запрыгнет на шею дракона, дракон сразу начнет все отрицать. Посмотри, как он это делает»

Появление нового героя в дидактической сказке заинтересует учащихся, они запомнят нового героя и отражательную форму. Далее учащиеся знакомятся с вопросительной формой грамматического явления: «Последний вид управления — управление-вопрос, когда ты хочешь, чтобы дракончик задавал вопросы. Но он и так очень любопытный. Когда он хочет что-то спросить, то вытягивает голову далеко вперед. Дракончик желает знать все первым, даже раньше своих друзей. Помни! При вопросе любопытная голова дракона всегда впереди своих друзей! Думаю, теперь ты приручил дракона. Удачного полета!».

На этом дидактическая сказка завершается, мы можем предложить учителям предоставить в конце сказки учащимся все «виды управления драконом» для того, чтобы дети смогли опираться на правило «дракона» при составлении тренировочных предложений. Мы предлагаем раздаточный материал учащимся, проиллюстрируем на рис. 1.

Раздаточный материал

Рис.1 Раздаточный материал

Источник: составлено автором

Таким образом, продемонстрирован один из способов формирования психологической подготовки учащихся к изучению грамматики, в нашем случае определённого грамматического явления. Учителя должны сформировать психологическую готовность, а также грамматическую компетенцию учащихся, которые должны избавиться от языкового барьера и использовать грамматическое явление, преодолевая грамматические трудности. Сказка останется в памяти у детей, они неосознанно запомнят форму образования и значение грамматического материала.

Литература:

  1. Гальскова, Н. Д. Методика обучения иностранным языкам [Текст]: учеб. пособие / Н. Д. Гальскова, А. П. Васильевич, Н. В. Акимова. — Ростов н/Д: Феникс, 2017. — 350 с.
  2. Кулагина, И. Ю. Педагогическая психология [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Ю. Кулагина. — М.: Академический проект; Трикста, 2011. — 314 с.
  3. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В. С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2002. — 456 с.
  4. Никитенко, З. Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования [Текст]: учебное пособие / З. Н. Никитенко. — М.: Прометей, 2013. — 288 c.
  5. Щукин, А. Н. Методика преподавания иностранных языков [Текст]: учебник для студ. учреждений высш. образования / А. Н. Щукин, Г. М. Фролова. — М.: Академия, 2015. — 288 с.
Основные термины (генерируются автоматически): грамматическое явление, учащийся, учитель, дракон, сказка, дидактическая сказка, иностранный язык, ребенок, этап объяснения, английский язык.


Ключевые слова

дети, сказки, грамматическое явление

Похожие статьи

Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку

В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.

Игровые методы в обучении фонетике английского языка в средней школе

В данной статье автор рассматривает фонетический аспект речи в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе, раскрывает теоретические обоснования использования игровых методов при обучении фонетике на уроках английского языка, анал...

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе

В статье автор анализирует методические подходы к обучению решению текстовых задач в детском саду и начальной школе; пути их преемственности.

Применение теории Situаtеd Lеаrning (SLT) при обучении иностранным языкам на примере школьного учебно-методического комплекса для классов средней ступени обучения

В статье автор обосновывает важность обеспечения ситуативности на уроках английского языка, анализирует опыт российских педагогов в использовании ситуаций на уроках английского языка, а также приводит пример создания речевых ситуаций на уроке английс...

К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе

В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Похожие статьи

Роль нестандартных заданий при обучении русскому языку

В статье автор пытается определить роль нестандартных заданий при обучении русскому языку в начальной школе на примере своей педагогической практике работы с младшими школьниками.

Игровые методы в обучении фонетике английского языка в средней школе

В данной статье автор рассматривает фонетический аспект речи в обучении иностранному языку в средней общеобразовательной школе, раскрывает теоретические обоснования использования игровых методов при обучении фонетике на уроках английского языка, анал...

Методика обучения диалогической речи подростков на уроках иностранного языка

В статье автор отмечает методики обучения диалогической речи школьников среднего возраста на уроках в общеобразовательной школе.

Проблема преемственности в изучении текстовых задач в детском саду и начальной школе

В статье автор анализирует методические подходы к обучению решению текстовых задач в детском саду и начальной школе; пути их преемственности.

Применение теории Situаtеd Lеаrning (SLT) при обучении иностранным языкам на примере школьного учебно-методического комплекса для классов средней ступени обучения

В статье автор обосновывает важность обеспечения ситуативности на уроках английского языка, анализирует опыт российских педагогов в использовании ситуаций на уроках английского языка, а также приводит пример создания речевых ситуаций на уроке английс...

К вопросу о развитии умений чтения с критической оценкой у учащихся средней школы на основе произведений современных англоязычных авторов

В работе рассмотрены теоретико-методические основы технологии развития умений чтения с критической оценкой. Обоснована актуальность применения современной художественной прозы с целью развития умений критического чтения на уроке английского языка в с...

Использование приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» при изучении сказок А. С. Пушкина в школе

В статье представлены примеры заданий (приемов РКМЧП) к урокам литературы о сказках А. С. Пушкина.

Методы обучения родному языку в начальных классах средней общеобразовательной школы

В данной статье приводится размышления на целесообразности применения новых педагогических технологий на уроках родного языка в начальных классах.

Проблемные задания при обучении чтению на уроке английского языка в средней школе

В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется проблемным заданиям при обучении чтению на уроке английского языка. Выделены виды чтения и этапы работы с иноязычным текстом.

Обучение младших школьников построению предложения

В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.

Задать вопрос