Медиа — многоаспектный феномен, включающий социальные, культурно-идеологические, экономические, технико-технологические и другие параметры.
Медиадискурс тесно связан со многими лингвистическими науками, что в значительной степени объясняется самой природой массовой коммуникации. Интенсивное изучение СМИ ведётся в социологии, психологии, теории коммуникации. В рамках социологии исследования направлены на выявление социальной функции массовой коммуникации, её значения для общества. Психологический аспект изучения СМИ связан с изучением вопросов общения, особенностей восприятия информации, механизмов воздействия на аудиторию, манипулирования ею.
Важнейшей научной задачей в рамках изучения медиадискурса становится выявление моделей речевого взаимодействия и воздействия. Так как медиадискурс является разновидностью устной публичной речи.
Лингвокультурология предполагает исследование и описание культурного пространства того или иного лингвокультурного сообщества через язык. Массмедийный дискурс, в свою очередь, понимается как речь участников медийного общения. Таким образом, дискурс СМИ представляет собой мгновенное языковое и культурное состояния общества, поскольку в силу своей природы отражает как языковое, так и культурное состояние социума.
На сегодняшний день развивается множество направлений массмедиа: радио, телевидение, печать, компьютерные информационные технологии, которые оказывают огромное влияние на распространение словообразовательной креативности.
Словообразовательная креативность находит свое отражение в медиа сфере как важнейшее средство получения определенного эмоционально-экспрессивного эффекта. Расширение ассортимента лексических единиц в современном медиа дискурсе зависит от вторжения внешних, иностилевых элементов. Также может допускаться нарушение языковой нормы, если это необходимо для усиления воздействия. Нарушения нормы (литературной, этической и т. д.), ведущие к созданию экспрессии в тексте, проявляются чаще всего в отступлениях от грамматических и лексических норм [6, с. 65]. Нарушение литературной нормы может быть либо ошибкой, либо языковой игрой.
Повышенный интерес исследования вызывают проблемы словообразовательной креативности в медийном пространстве. Это связано с тем, что все чаще авторы используют окказионализмы и языковую игру, при этом большая часть креативных словообразовательных моделей отличается от традиционного словообразования.
Такое явление, как словообразовательная креативность заметно в любом функциональном стиле. Однако особенно ярко оно проявляется в медиатекстах и в средствах массовой информации. Это связано с современными стратегиями общения, с особым стилем медиатекстов, достижение определенного стилистического и риторического эффекта с применением речевых стратегий для привлечения внимания реципиентов.
Сам термин «креативность» (от лат. сrеаrе — создание; англ. creativity — создание, творение, творчество) — творческая, созидательная, новаторская деятельность.
Исследователи до сих пор спорят, можно ли отождествлять «креативность» и «творчество». Так некоторые ученые, как И. В. Плющева, Е. Л. Яковлева и др. утверждают, что под творчеством понимается некий процесс, направленный на создание чего-то оригинального, своеобразного, неповторимого. Другие же (Л. Б. Ермолаева-Томина, Т. Ю. Осипова и др.) отмечают, что креативность — это совокупность способностей, личностных качеств и умений, которые способствуют становлению и проявлению творчества.
В таком контексте «креативность» является синонимом слова «творчество».
Часто словообразовательную креативность сравнивают с языковой игрой. Словообразовательная креативность — это осознанное отклонение от нормы, в результате чего, выделяется основная идея, и тем самым делает её запоминающейся. Чаще всего авторы создают окказионализмы различной частеречной принадлежности, нередко заключая их в кавычки, уведомляя о новизне, оригинальность слова и важности выражаемого им смысла [10, с. 33].
Что касается языковой игры, то она понимается как проявление лингвистической креативности, где в основе лежит использование комплекса языковых средств, намеренное искажение норм языка с целью достижения определенного эффекта: комического, экспрессивного, эффекта неожиданности и пр. Игровые средства, задействованные при создании номинаций, рассмотрении языковой игры в соотношении с выполняют ряд функций: 1) номинативную, 2) эмотивную, 3) аттрактивную, 4) рекламную и др. [3, c. 146].
При исследовании подходов к изучению словообразования были выделены следующие:
1) Л. С. Абросимовой было выделено дескриптивный и парадигматический подход к словообразованию [2, с. 8]. Дескриптивное (или описательное) словообразование изучает отношения между производящей основой и производными основами и выявляется специфика словообразовательной структуры языка. Парадигматический подход рассматривает типы словообразовательных значений, описывается теория наименования.
2) Одним из наиболее интересных и сравнительно молодых подходов к изучению словообразования является когнитивный подход. Когнитивный подход к словообразованию использует методы когнитивной лингвистики, целью которой является, прежде всего, выявить не семантику единицы, являющуюся частью лексической системы, а содержание концепта, ассоциированного у человека с этим словом.
Когнитивный подход является востребованным при изучении словообразовательной креативности.
Способы образования словообразовательной креативности могут быть различны: суффиксальные, префиксально-суффиксальный, контаминация, приставочно-суффиксальный.
Подводя итоги, можно сказать, что словообразовательная креативность в медийном дискурсе до конца не изучена. Проблема разграничения понятия словообразовательной креативности и языковой игры остается открытой. Наиболее активно используют когнитивный подход в изучении словообразовательной креативности.
Литература:
- Bauer, L. English Word-formation/ L. Bauer — Cambridge: 1983. — 331 p.
- Абросимова Л. С. Истоки и основные принципы когнитивной дериватологии / Л. С. Абросимова // Вестник ТГУ. — 2011. — № 351. — c. 8.
- Бортничук Е. Н. Словообразование в современном английском языке / Е. Н. Бортничук. — Киев: 1988. — 263 с.
- Бутакова Е. С. Лингвистическая креативность в Томской эргонимии / Е. С. Бутакова // Вестник ТГПУ. — 2013. — № 3(131). — С. 146.
- Добросклонская Т. Г. Системный подход к изучению языка СМИ / Т. Г. Добросклонская. — М.: 2008. — 203 с.
- Кириленко М. А. К вопросу использования приема языковой игры в медиатекстах / М. А. Кириленко // Вестник РУДН. — 2012. — № 2. — С. 65.
- Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа / В. Г. Костомаров. — СПб.: 1999. — 280 с.
- Мешков О. Д. Словосложение в современном английском языке /О. Д. Мешков. — М.: 1985. — 187 с.
- Пыстина О. В. Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации / О. В. Пыстина // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2016. — № 11 (65): в 3 ч. Ч. 3. — с. 158.
- Шкварцова Т. В. Словообразование как источник повышения креативности публицистического текста / Т. В. Шкварцова // Вестник МГОУ. — 2015. — № 1. — С. 32.