Формирование творческих способностей дошкольников с нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 30.06.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Пирогова, К. В. Формирование творческих способностей дошкольников с нарушениями речи / К. В. Пирогова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82960/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Ключевые слова : нарушения речи, творческие способности, способность.

Согласно В. Н. Дружинину, старший дошкольный возраст представляет собой наиболее благоприятный период развития творческих способностей, так как центральное психическое новообразование данного возрастного этапа — воображение [1]. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что нарушения развития речи приводит к задержке развития воображения. Это обусловлено тем, что у детей с нарушениями речи ограничен речевой опыт, разговорная речь является бедной и малословной. Из этого следует, что ребёнку, имеющему нарушения развития речи, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Далее, по мере расширения круга представлений об окружающем мире возрастает возможность ребенка отразить данные представления в игровой деятельности.

Актуальность проблемы развития творческих способностей детей с нарушениями речи обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования, который определяет, что дошкольный возраст — важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного и нравственного развития ребёнка.

Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников с нарушением речи.

Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей и креативности дошкольников с нарушением речи.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную литературу по теме развития творческих способностей у дошкольников с нарушением речи.
  2. Выявить особенности развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
  3. Провести исследование по определению уровня развития креативности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
  4. Разработать программу эмпирического исследования.
  5. Проанализировать результаты и сформировать выводы.

Гипотеза исследования мы предполагаем, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи обладают уровнем развития креативности ниже среднего.

Мы сформировали батарею методик для исследования развития творческих способностей детей с ОВЗ: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренс; «Дорисовывание» Э. П. Торренс; «Повторяющиеся линии» Э. П. Торренс; «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева [2].

В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (75 %) имеет средний уровень креативности, исходя из результатов теста «Незаконченный рисунок» Торренса. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственны частичная чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, относительное стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений.

Далее, в ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (70 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Дорисовывание» Торренса. Это свидетельствует о том, что испытуемым в процессе выполнения теста свойственны изображения одной пары параллельных линий, использованных при создании одной картинки не выражена одна идея. «Оригинальность» — самый значимый показатель креативности, у испытуемых представлена на высоком уровне. Исходя из положений Э. П. Торренса, степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого, чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений [4].

В ходе проведения методики «Повторяющиеся линии» нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (80 %) имеет средний уровень оригинальности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого, чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений.

В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (80 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Солнце в комнате», так как ими в большинстве своем не был озвучен конструктивный ответ. Это свидетельствует о том, что испытуемым чаще всего не свойственны чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений, способность к проявлению фантазии в «отделении» реального от нереального.

Таким образом, в ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Большинство испытуемых имеет уровень развития креативности ниже среднего и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственны средний и низкий уровни самобытности, уникальности творческого мышления, низкий уровень креативности и чувствительности к нестандартному решению тех или иных задач. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза находит своё эмпирическое подтверждение.

Литература:

  1. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 246 c. — Текст: непосредственный.
  2. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006. — 672 с. — Текст: непосредственный.
  3. Теплов Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк. — Москва, 1996. — С. 42–46. — Текст: непосредственный.
  4. Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э. П. Торренс — М., 1998. — 120с. — Текст: непосредственный.
Основные термины (генерируются автоматически): нарушение речи, дошкольный возраст, возможность решений, выдвижение предположения, дисгармония элементов проблемы, пробел знаний, разноплановая информация, творческая способность детей, уровень креативности, ходя проведения.


Похожие статьи

Особенности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Формирование креативности и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью

В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Похожие статьи

Особенности формирования творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Специфика развития творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В статье рассматриваются особенности развития творческого потенциала детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Формирование креативности и творческих способностей дошкольников с нарушениями речи

В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.

Направления работы по развитию связной речи у младших школьников с нарушениями интеллекта

В статье рассматриваются возможности использования целенаправленной коррекционно-педагогической работы с использованием комплекса мероприятий по формированию и расширению семантических полей слов в процессе развития связной речи младших школьников с ...

Формирование конструктивных умений у детей с умственной отсталостью

В данной статье рассмотрены проблемы формирования конструктивных умений детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость). Проанализированные особенности обучения детей данной категории обучению конструктивной деятельности.

Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности

В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Экспериментальное исследование особенностей коммуникативной деятельности детей с ОНР I уровня

В статье рассматриваются особенности коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста с общим нарушением речи I уровня. Исследование данной проблемы дает обширный материал для понимания психологических механизмов индивидуальных проявлений у де...

Характеристика личности и коммуникативной сферы подростков с нарушениями зрения

В статье отражены социально-психологические характеристики подростков с нарушениями зрения.

Педагогические условия эффективного развития выразительности речи у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается понятие «выразительность речи»: определение понятия, структурные компоненты. Перечислены методы, приемы работы над выразительностью речи у дошкольников.

Развитие коммуникативных умений у детей 5–7 лет с нарушением речи

В статье рассматриваются исторические особенности развития письменной речи и нарушение коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, проанализирована отечественная и западная литература.

Задать вопрос