Ключевые слова : связная речь, детское словесное творчество, речевое творчество, вербальная креативность, серьёзное внимание, художественная литература.
Речь — это психический познавательный процесс, направленный на освоение норм литературного языка. «Ребенок — стихийный лингвист», и «только с помощью слов и выражений языка он может отражать сущность явлений объективного мира» [4]. Речь неразрывно связана с реальной жизнью и наполняет мир ребенка особым смыслом, она является средством выражения его эмоционального состояния, возможностью проявления вербальной креативности, воображения, фантазии и творчества.
Задачи образовательной области «речевое развитие»: воспитание звуковой культуры речи, развитие грамматики языка, словарная работа и развитие связной речи решаются посредством реализации линейного направления, поскольку от группы к группе материал постепенно усложняется, варьируется сочетаемость игр и упражнений. Однако на каждом этапе работы педагога с детьми сохраняется программное ядро. В развитии связной речи — овладение диалогом и монологом, составление творческих рассказов; в лексике — работа над семантикой или смысловой стороной слова; в грамматике — построение предложений, согласование слов в предложении, словообразование. Все эти задачи решаются в единстве на занятиях и в совместной деятельности педагога с детьми. Что касается развития речевого творчества и проявления вербальной креативности, то решение этих задач напрямую связано с художественной литературой, игрой и словесными упражнениями.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область — «Речевое развитие». Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно — исследовательской. В этой связи развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога ДОУ.
В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. В речи детей существует множество проблем:
– речь односложная, состоящая лишь из простых предложений;
– неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения;
– употребление нелитературных слов и выражений;
– неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
– отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.;
– бедность речи, недостаточный словарный запас;
– бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;
– отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
Следовательно, задачей педагога дошкольной организации является создание стимулов к развитию речевого творчества и проявлению вербальной креативности детей. Наиболее отчетливо о речевом развитии и мышлении ребенка можно судить по связной речи, речи содержательной, логичной и последовательной. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения и связи (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями.
Речевое творчество — это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений литературы, использование детьми разнообразных выразительных языковых средств, передающих впечатления ребенка от художественной информации.
Проявление речевого творчества ребенка — явление в дошкольном мире редкое уже потому, что педагог не всегда может услышать малыша. Проблески же вербальной креативности ребенка — явление единичное. Вербальная (от лат. «verbum» — слово), креативность (от англ. «create» –создавать, творить) — проявление словотворчества, речевых творческих способностей, характеризующихся готовностью к принятию и созданию принципиально нового видения образов окружающего, отклоняющегося от традиционного или принятого, входящего в структуру одаренности.
По мнению Т. Н. Ушаковой, понятие «речевое творчество» относится к двум связанным, но принципиально разным областям: творчеству в языке и творчеству в речи. С языковым творчеством связаны процессы, которые ведут к преобразованию в самой языковой системе у отдельной личности.
Творчество в речи предполагает создание устного связного повествовательного текста. По мнению О. С. Ушаковой, «под речевым творчеством дошкольников понимается продуктивная деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — рассказов, стихов, сказок» [12].
Е. А. Флерина уделяла большое внимание детскому словесному творчеству, она выработала педагогические положения по руководству детским словесным творчеством, определила приемы работы с детьми: вопросы педагога, подсказка, запись детских рассказов, оформление продуктов словесного творчества в книжки с иллюстрациями самих детей.
В исследовании Л. А. Пеньевской «Рассказывание детей старшей группы детского сада как средство обучения связной речи» подчеркивается, что содержание своих рассказов дети черпают из непосредственных впечатлений окружающей действительности. Ведь «вся масса представлений ребенка получает свойственный языку колорит» [7]. Огромное значение она придавала образцу рассказа педагога и использованию близкой для ребят тематики в рассказах-образцах, а также считала, что создание сюжетных рассказов на вымышленном материале по теме, предложенной воспитателем, развивает творчество ребят. Она предложила представлять детям план будущего творческого рассказа в форме вопросов, давать герою краткую характеристику, придумывать рассказ по идее, выраженной в образце или литературном произведении. Она также определила «требования к обучению детей рассказыванию: обогащать содержание детских рассказов наблюдениями окружающей действительности; формировать язык детей; помогать находить нужные слова; учить правильно, строить предложения и соединять их в определенной последовательности».
Влияние эстетического восприятия литературных произведений на творческую деятельность детей исследовала Н. С. Карпинская, она подчеркивала влияние художественной литературы на развитие чувства языка, способности запоминать образные выражения и обогащать ими обыденную речь. Она призывала педагогов уделять серьезное внимание творческим опытам детей, как стихотворным, так и прозаическим, поощрять попытки творчества ребят, бережно относиться к нему и поддерживать творческое вдохновение.
Таким образом, классики дошкольной педагогической мысли, как и современные исследователи, уделяли очень серьезное внимание изучению проблемы развития детского словесного творчества, подчеркивая особую роль и влияние произведений литературы и художественного творчества на его развитие. Ценностный вклад и значение данных исследований трудно переоценить.
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. — Изд. 5-е. / Л. С. Выготский. — М.: Лабиринт, 2016
- Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Короткова. — М.: ЛИНКА ПРЕСС, 2015
- Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 2014
- Маркова Т. М. Детский сад и семья / Т. М. Маркова, М. Р. Загик. — М., 2017
- Психолингвистика в очерках и извлечениях: хрестоматия / под общ. ред. В. К. Радзиховской. — М.: Академия, 2016
- Смирнова М. В. Особенности развития связной монологической речи старших дошкольников // Язык и актуальные проблемы образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Москва / под ред. Е. И. Артамоновой, О. С. Ушаковой. — М.: МАНПО, 2019 — С. 302–306.
- Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве / О. С. Ушакова. — М.: Сфера, 2015
- Ушакова О. С. Программа. Методические рекомендации к развитию речи дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Академия, 2016
- Ушакова О. С. Знакомим с литературой детей 5–7 лет /О. С. Ушакова. — М.: Сфера, 2016
- Ушакова О. С. Придумай слово / О. С. Ушакова. — М.: Академия,
- Ушакова О. С. Программа развития речи дошкольников /О. С. Ушакова. — М.: Сфера, 2018
- Ушакова О. С. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников / О. С. Ушакова. — М.: Сфера, 2019