В статье рассмотрена актуальная проблема развития детского словесного творчества. Автор полагает, что для развития речевого творчества у старших дошкольников необходим комплексный подход, включающий в себя подходящую предметно-пространственную среду, включенность родителей в образовательный процесс и внедрение современных педагогических практик.
Ключевые слова: речевое творчество, старший дошкольный возраст, предметно-пространственная среда, современные педагогические практики.
Современная педагогика акцентирует внимание на развитии детского творчества и его поддержке. Необходимо воспитывать уже на уровне детского сада компетентных, креативных и инициативных членов общества. В ФГОС дошкольного образования от 2013 г. это также учтено: стандарты предписывают стимулировать малышей к созданию творческих продуктов своей речевой деятельности: сказок, образов, сюжетов [1, c.8].
Начальным этапом формирования фундамента творческой индивидуальности ребёнка является дошкольный возраст. Творческая деятельность отвечает потребностям и возможностям ребенка, характеризуется его эмоциональной и интеллектуальной вовлеченностью. Л. С. Выготский отмечает, что один из важных вопросов детской психологии и педагогики — это «вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка» [4, c.32].
Речевое творчество видится наиболее сложным видом творческой деятельности. Изучением его развития занимались Г. М. Лямина, Н. С. Карпинская, Л. Я. Панкратова, Е. М. Струнина, О. С. Ушакова, А. Е. Шибицкая. Они также пытались дать определение понятию, но четкий подход до сих пор не выработан. Понятие довольно объемное, сложное и, по всей видимости, требующее междисциплинарного подхода.
Е. М. Струнина определяет речевое творчество как продуктивный вид деятельности ребенка, результатом которой является уникальный текст. Г. М. Лямина описывает речевое творчество как детскую деятельность, в ходе которой выстраиваются связные высказывания, основанные на том, как ребенок воспринимает литературные произведения, и способствующие формированию у детей возможности использования выразительных языковых средств, посредством которых дети транслируют свои впечатления [6, с.50].
Нам наиболее полным и выразительным кажется определение О. С Ушаковой, которая под речевым творчеством понимает деятельность дошкольника по созданию новых оригинальных речевых образцов, включающая в себя словотворчество, пересказ, сочинительство и речевую импровизацию. Такого понимания мы и будем придерживаться в своей работе.
Исследования показывают, что, к сожалению, у современных выпускников ДОУ всё не так хорошо с речевым творчеством: их ответы шаблонны, полны словесных ошибок, которые дети не умеют замечать и исправлять; у современных детей есть проблемы с образным мышлением и навыками создавать собственные творческие тексты [2, c.315]. Это связано со стремительным развитием цифрового мира, проникновения в мир детства гаджетов, рекламы, компьютерных игр, мультфильмов, тенденция к замене реального общения на виртуальное, снижение времени совместного времяпровождения родителей и детей. В связи со всем перечисленным серьезная задача развития речи и словесного творчества ложится на плечи педагогов дошкольного образования [5, с. 2].
Прежде, чем перейти непосредственно к предложению комплекса мероприятий, направленных на развитие речевого творчества у старших дошкольников, важно разобраться в психолого-педагогических особенностях детей на этом этапе, поскольку обучение нужно выстраивать именно с учетом этого.
Практически все психологи и педагоги, занимающиеся изучением особенностей данной возрастной группы, схожи во мнении, что данный возраст характеризуется высокой интенсивностью развития высших психический функций. Мышление, внимание и память становятся уже произвольными. Ребенок в постижении окружающей реальности выходит за пределы семьи и учится коммуницировать с другими детьми. Также старший дошкольный возраст характеризуется высоким уровнем развития речи. Богатый словарный запас, правильное звукопроизношение, способность управлять силой и тембром голоса — всё это вариант нормы развития дошкольника, готовящегося выйти из ДОУ и начать обучение в школе, показатель его гармоничного развития.
В связи с этим видится необходимым изменить содержание образовательного процесса, его средства и методы:
- Увеличить в образовательном процессе число произведений русского фольклора: сказок, скороговорок, поговорок, загадок, потешек, пословиц, песенок, считалок и т. д.
- Проводить конкурсы, дни, посвященные развитию словесного творчества. Возможные темы: «Как рождается книга?», «День поэзии», «Как придумать сказку?» и т. д.
- Создать творческую мастерскую, где дети совместно с воспитателем могут создавать книжки-малышки, вырезая картинки из предложенных педагогом наборов или журналов и дополняя иллюстрации лично придуманным рассказом.
- Организовать школьный театр, в котором проигрывать сюжеты произведений, включать театрализованные игры.
- Включать в развивающие мероприятие игры-викторины, ребусы, кроссворды по мотивам прочитанных литературных произведений.
- Составить подборку динамических пауз и физкультминуток, созданных на основе работы со словом.
- Включить дидактические игры: «Испорченный телефон», «Напишем письмо кукле», «Игра со сказкой», «Придумай начало рассказа».
- Дополнить предметно-развивающую среду ДОУ: речевой уголок, игровой центр, театральный уголок с костюмами и нарядами, книги в открытом доступе, яркие иллюстрации и сюжетные картинки повсюду.
Важно сотрудничать с родителями в вопросах развития речевого творчества у детей, чтобы процесс продолжался и дома. Для эффективного взаимодействия с родителями могут быть полезны следующие мероприятия:
— регулярные родительские собрания на тему важности развития речевого творчества у детей;
— своевременная и регулярная обратная связь родителям по результатам наблюдения за тем, как дети общаются с родителями, педагогами, сверстниками;
— возможность для родителей видеть динамику своих детей в развитии словесной деятельности;
— консультации для родителей с предложением конкретных игр и творческих заданий;
— совместное посещение театра и детской библиотеки;
— совместная деятельность воспитателей и родителей по формированию и совершенствованию предметно-развивающей среды;
— участие в конкурсах, связанных с речевым творчеством, например, «Любимая сказка нашей семьи» или «Мой любимый рассказ о животных».
Конечно же, важный пункт, который нельзя просто включить в список необходимых мероприятий, а непременно нужно вынести отдельным блоком, — это совместное чтение педагога с детьми литературных произведений. Причем читать нужно как можно больше и затем обязательно обсуждать итоги прочитанного: как дети представляют себе героя? Каким голосом он разговаривает? Как автор описал зиму? Важно не просто объяснять детям назидательный смысл прочитанного и ограничиваться формальным разбором, а обращать внимание на языковые средства, используемые автором, фокусироваться на эстетической составляющей. По этому поводу можно привести очень поучительный для взрослых отрывок из очерка Марины Цветаевой «Мой Пушкин»: «Глядя назад, я вижу, что стихи Пушкина и вообще стихи для меня семилетней были рядом загадочных картинок… Когда мать не спрашивала — я отлично все понимала».
Часть исследователей предлагает в работе со старшими дошкольниками фокусироваться больше на использовании сказки, считая ее самым доступным и педагогически эффективным средством формирования и развития у детей речевого творчества (Н. Е. Веракса, Н. Тамарченко, В. А. Сухомлинский, Л. Е. Стрельцова, А. Е. Шибицкая). Сказка присутствует в жизни ребенка с самого начала, пронизывая все виды искусства, с которыми он знакомится в этот период: театр, музыку, живопись, литературу. Сказка понятна и доступна детям, но при этом богата и сложна по своей сути. Сказка развивает воображение, использует множество художественных приемов (метафоры, аллегории, гиперболы. олицетворения), в целом способствуя развитию речевого творчества у воспитанников ДОУ. Причем исследователи выделяют несколько этапов работы со сказкой: если на первом этапе дети просто слушают произведения фольклора, то на втором уже могут анализировать и пересказывать, а на третьем — создавать свои собственные. Понятно, что чаще всего «собственные» сказки — это микс из всех известных, или, пользуясь выражением Джанни Родари, «салат из сказок», но это важный шаг в становлении высокого уровня речевого творчества у старших дошкольников.
Из современных педагогических приемов и технологий, которые действительно помогают развитию речевого творчества у детей, но в силу своей новизны являются пока еще «поняты» и приняты не всеми педагогами (и это, кстати, вопрос подготовки молодых эффективных кадров, который к теме нашего исследования относится непосредственно), можно назвать:
— ТРИЗ-технологии: составление с детьми творческих рассказов по предложенному сюжету, игры на выявление противоречий в сказках, «перевирание» сказок [3, c.6].
— мнемотехника. Мнемоквадраты и мнемодорожки позволяют достичь хороших результатов в развитии речевого творчества у детей: появляется желание пересказывать истории и придумывать свои; растет объем знаний об окружающем мире, а значит, и словарный запас;
— посткроссинг — надиктовывание педагогу открыток и писем для сверстников из других городов и стран, так сказать, почтовая переписка;
— сторителлинг, или технология ««рассказывания историй». Этот новый педагогический прием предполагает интересное повествование сначала из уст воспитателя, а потом уже из уст ребят друг для друга;
— сюжетно-ролевые игры «Экскурсия в музее», «Киоск газет», «Фотовыставка», «Путешествие в будущее», стимулирующие детей фантазировать, действовать экспромтом, подключать не только свои знания и умения, но и опыт;
— метод сценических этюдов, когда дети за короткое время должны подготовиться и разыграть сценку по предложенному сюжету.
Таким образом, в заключение отметим, что тема пробуждения творческого потенциала, уникальных способностей детей весьма актуальна в наше время. Особое место среди творческих проявлений старших дошкольников занимает речевое творчество как наиболее сложный вид творческой деятельности. Однако эта способность будет развиваться наиболее успешно только в том случае, если ее становление будет происходить в рамках комплексного подхода, включающего грамотное формирование предметно-пространственной среды, работу с родителями, чтение литературы и применение современных педагогических техник и приемов.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России. — Москва, 2013. — 27 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич — 2-е изд. — М.: Просвещение 1981. — 329 с.
- Веснина, О. А. Развитие речевого творчества в старшем дошкольном возрасте / О. А. Веснина. — Текст: непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2.1 (8.1). — С. 4–6. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2185/ (дата обращения: 23.12.2023)
- Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — М.: АПН РСФСР, 1996–96 с (16)
- Зеленская О. П. Опыт применения технологий речевого развития в старшем дошкольном возрасте / О. П. Зеленская, Э. Т. Курманалиева // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2017. № 1 (12). С. 41–44.
- Лямина, Г. М. Формирование речевой деятельности / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание. — 2021. — № 9. — С. 49–55.