Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 16.04.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Мажидова, Ф. А. Влияние стратегии семейного воспитания на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста / Ф. А. Мажидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/archive/514/111900/ (дата обращения: 19.12.2024).



Основным институтом для формирования личности является семья. Имеет огромное значение не упустить чувствительный период развития творческих способностей, поскольку творческий потенциал взрослого человека зависит от того, как эти способности развиваются в дошкольном возрасте. В данной статье исследуется вопрос о влиянии семьи на формирование творческих способностей. В современном обществе жизнь требует от человека не стандартных и привычных действий, а гибкости мышления, подвижности, быстрой адаптации к новым условиям и творческого подхода к решению проблем. Это возможно только при наличии развитых творческих способностей. Очень важно не упустить период семейного воспитания, когда у ребенка только начинается формирование и развитие творческого потенциала.

Семья представляет собой значительный фактор в жизни каждого человека, и ни один другой институт воспитания не может сравниться с ней по продолжительности своего воздействия на личность. В семье закладываются личностные черты ребенка, и к моменту поступления в школу его личность уже на более чем половину сформирована [2].

Личность родителей оказывает значительное влияние на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста. Вот несколько аспектов, которые могут играть роль в этом влиянии:

1. Образец творческого поведения

Родители, проявляющие творческие черты в своей жизни, могут стать образцом для детей. Когда дети видят, как родители решают проблемы творчески, развивают новые идеи или участвуют в творческих занятиях, это может стимулировать развитие творческого мышления.

2. Поддержка интересов

Родители могут активно поддерживать интересы своих детей, предоставляя доступ к различным видам искусства, литературе и музыке. Позитивное отношение к творчеству и поощрение детей развиваться в выбранных ими направлениях способствует формированию творческих навыков.

3. Свобода исследования

Дети нуждаются в свободе для творческого самовыражения. Родители могут создать условия для этого, предоставив доступ к разнообразным материалам для рисования, лепки, музыкальным инструментам и т. д. Поддержка свободного исследования окружающего мира может способствовать развитию творческих способностей.

4. Поощрение воображения

Родители могут активно поощрять воображение своих детей. Это может включать в себя рассказывание историй, участие в ролевых играх, поощрение к созданию своих историй и рисунков. Поддержка и ценность, придаваемые воображению, могут стать мощным стимулом для развития творческих способностей.

5. Поддержка при неудачах

Важно, чтобы родители поощряли усилия детей в творческом процессе, даже если результат не всегда успешен. Это поможет детям освоить навыки преодоления трудностей, развивая тем самым их творческое мышление и уверенность в своих силах.

6. Участие в творческих занятиях

Родители могут активно участвовать в творческих занятиях с детьми, создавая положительное взаимодействие и обогащая творческий процесс. Это может включать в себя совместное рисование, игры с моделями из глины, музыкальные сессии и т. д.

Общее воздействие личности родителей на творческое развитие детей заключается в создании благоприятной среды, вдохновляющей на творческое мышление, и в поддержке индивидуальных творческих потребностей ребенка [2, 5].

В настоящее время развитие творчества у детей в семейных условиях является более актуальной проблемой семейного воспитания, чем хорошо изученной областью психологии. Дошкольный возраст предоставляет значительные возможности для раскрытия творческого потенциала. К сожалению, эти возможности постепенно исчезают со временем, поэтому важно максимально эффективно использовать их в раннем детстве, когда ребенок полон любознательности и готов погружаться в изучение окружающего мира, а его сознание еще не ограничено общепринятыми стандартами. Взрослые, поддерживая интерес ребенка, передают ему знания.

Исходя из трудов таких авторов, как Дж. Смит, Б. Н. Никитин и Л. Кэрролл, выделяются шесть ключевых условий, при которых творческие способности детей эффективно развиваются:

1. Раннее физическое и умственное развитие

Речь идет о физических и умственных упражнениях, выполняемых детьми с самого начала жизни. Эти активности служат основой для развития творческих способностей, начиная с раннего детства и продолжая взрослым возрастом.

2. Создание стимулирующей среды

Включает в себя формирование условий, которые поощряют творческое мышление у детей. Например, предоставление игрушек с буквами задолго до начала обучения чтению и использование их в играх, способствующих раннему овладению навыками чтения.

3. Постановка сложных задач и их самостоятельное решение

Ставится задача усложнения и увеличения количества поставленных перед детьми задач, а также поощрение их независимого решения. Это существенное условие успешного развития творческих способностей, так как высокие стандарты способствуют более эффективному развитию этих способностей.

4. Предоставление свободы выбора

Разрешение детям самостоятельно выбирать вид деятельности, менять занятия и устанавливать длительность каждого занятия. Это способствует развитию творческого мышления.

5. Ненавязчивая и разумная помощь взрослых

Важно предоставлять детям помощь, не переходя при этом к подсказкам. Подсказки могут иметь негативный характер, поэтому важно оказывать поддержку, не лишая детей возможности самостоятельного решения задач.

6. Комфортный психологический климат

Создание благоприятной эмоциональной обстановки и одобрение со стороны родителей стремлений детей к творчеству. Теплые отношения в семье играют ключевую роль в развитии творческих способностей, поощряя и поддерживая малышей в их творческих устремлениях [3, 4].

Успешное воспитание творческого ребенка сильно зависит от обстановки в доме и от взаимоотношений между родителями и ребенком. Мелочи, которые наполняют жизнь ребенка, светлая и веселая атмосфера в доме считаются ключевыми факторами в его развитии [1].

Когда речь идет о воспитании младенцев, многие молодые мамы часто сталкиваются с беспорядком в доме. Однако идеальный порядок не всегда положителен, особенно для развития творческой личности. Оформление квартиры и ее интерьер также оказывают влияние на творческие способности. Например, наличие на стенах картины, украшения и рисунки ребенка, которые регулярно меняются, может стимулировать его к творчеству, подчеркивая при этом ценность его усилий.

Музыка играет значительную роль в развитии творческих способностей детей. Умение чувствовать ритм помогает детям начать говорить раньше и развиваться более сбалансированно. Современный мир предоставляет множество возможностей для такого музыкального развития.

Сказки играют исключительно важную роль в развитии воображения ребенка. Они учат находить решения в трудных ситуациях и вдохновляют на творческое мышление, поскольку в мире сказок все возможно. Чтение прибауток, небылиц и детской поэзии может стимулировать ребенка к созданию своих стихов и открыть ему путь к творчеству.

Совместное творчество детей и родителей приносит множество выгод, включая стимулирование развития глубокого взаимного доверия и обогащение отношений между родителями и детьми. Это также способствует знакомству ребенка с основами эффективного сотрудничества, снижает давление авторитета родителей, предоставляя ребенку возможность самовыражения и осознания своей важности в семье. Совместное творчество также способствует развитию эстетических чувств и создает благоприятную атмосферу для развития творческих способностей как у детей, так и у взрослых.

Совместные занятия с родителями эмоционально заряжают, и это позволяет избавиться от избытка энергии в позитивное русло. Такое творческое взаимодействие предоставляет дошкольнику пространство для воплощения своих фантазий, что способствует нестандартному мышлению. В начале это может проявляться в формировании необычных ассоциаций при виде обыденных предметов, а затем ребенок научится находить нестандартные подходы к решению задач.

Для успешного творческого развития ребенка важно, чтобы родители терпеливо и честно отвечали на его вопросы, воспринимали их всерьез и создавали все условия для его деятельности. Важно показывать любовь и принятие, безусловно, каким бы он ни был, а не за его успехи. Родители также должны поручать ребенку посильные задачи, помогать ему строить собственные планы, улучшать результаты работы и поощрять его мышление и творческую активность. Совместные посещения интересных мест, поддержка общения с ровесниками из различных культурных слоев и стимулирование самостоятельного мышления — все это важные компоненты творческого развития ребенка [5].

В семье каждый родитель применяет свой индивидуальный стиль воспитания, представляющий собой спланированные воздействия с целью формирования определенных качеств и умений у детей. Этот стиль определяется способами общения с ребенком, методами воспитания, уровнем контроля и наличием эмоциональной поддержки. Хотя семьи могут использовать разные стили воспитания в различных ситуациях, многолетний опыт формирует стабильный, индивидуальный подход. Существует три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и либеральный, каждый из которых оказывает разное влияние на формирование личности ребенка и его творческих способностей.

Авторитарный стиль воспитания характеризуется требованием беспрекословного подчинения ребенка, контролем над его жизнью и ограничением самостоятельности. Родители, придерживающиеся этого стиля, используют требования, приказы и принуждение, сопровождаемые строгим контролем, запретами и физическими наказаниями. Они могут проявлять эмоциональную холодность и редко выражать одобрение. Такой подход не способствует развитию творческих способностей ребенка, так как лишает его возможности проявлять свою индивидуальность и развиваться в творческом направлении.

Демократический стиль воспитания поощряет ответственность и самостоятельность ребенка, учитывая его интересы и желания при основном принципе доверия. В таких отношениях родители взаимодействуют с детьми на равных, стремятся координировать и помогать в их действиях. Контроль основан на заботе и способствует тому, что дети более отзывчивы на объяснения и просьбы родителей. Этот подход положительно влияет на развитие творческих способностей ребенка, поскольку создает благоприятное окружение для самовыражения и саморазвития.

В либеральном стиле воспитания ребенок остается сам по себе. Родители мало вмешиваются в его дела, не устанавливают много запретов и ограничений. В семье отсутствует эмоциональная связь, родители не проявляют интереса к проблемам ребенка, предоставляя ему много свободы. Этот стиль может создать недостаток уверенности у детей, но при правильном направлении их возможностей они могут развиваться в творческом направлении [4, 5].

Исследования, проведенные Е. Н. Спиревой и Е. В. Буренковой, выявили взаимосвязь между стилем семейного воспитания и личностными особенностями ребенка и родителей. Родители, как первые воспитатели, оказывают наибольшее влияние на своих детей, начиная с самых ранних дней их жизни. В этот период формируются основные навыки и ценности, влияющие на творческое развитие ребенка [4].

Воспитание творческих способностей требует от ребенка и родителей времени и терпения. В семьях где мало поощряется активность ребенка, где родители низко оценивают уровень творческого развития, присутствует диктат и мало уделяется внимания интересам ребенка, его переживаниям, чувствам- дети в этих семьях имеют заниженную самооценку. От нее напрямую зависит формирование мотива достижения успеха. А это, в свою очередь, формирует низкий уровень любознательности, страх перед неизвестным, нежеланием идти на риск- всего того, что необходимо для развития творческого мышления [3].

Нельзя воспитать одаренного ребенка, не давая при этом ему определённой свободы. Только при полном взаимопонимании и взаимоуважении в семье обеспечен успех в формировании личности, в том числе и творческой. Родители должны более чувственно и эмоционально реагировать на малейшие изменения в ребенке, стараясь направить его энергию в нужное русло, которое благотворно влияет на развитие творческих способностей.

Литература:

  1. Интеллектуальная активность как проблема творчества/ Богоявленская Д. Б.– Р- Дн.: Изд-во Ростов. ун-та, 1983. — 173 с.
  2. Ежкова, Н. С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. В 2-х т. Т. 2. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста: Учебно- методическое пособие / Н. С. Ежкова. — М.: ВЛАДОС, 2012. — 49 c. 383
  3. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников. // Вопросы психологии.1990. — No 1. — 16с.
  4. Спирева Е. Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя / Е. Н. Спирева, А. Г. Лидере //семейная психология и семейная терапия. –2001. — No4. — С. 32–34.
  5. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Л. Н. Седова, Н. П. Толстолуцких. — М.: Высшее образование, 2006. — 149 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, творческое мышление, развитие, способность, семья, дошкольный возраст, семейное воспитание, творческая способность детей, творческий потенциал.


Похожие статьи

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Похожие статьи

Влияние дидактических игр на воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Влияние экспериментирования на развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста

Влияние групповой работы на развитие коммуникативных компетенций младших школьников

Влияние педагогических условий на формирование здорового образа жизни дошкольников

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в ходе режимных процессов

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние интерактивных форм работы на развитие коммуникативных навыков учащихся

Влияние детско-родительских отношений на формирование интереса к чтению у младших школьников

Задать вопрос