Защита прав несовершеннолетних потребителей в сфере оказания медицинских услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 29 января, печатный экземпляр отправим 2 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Киракосян, А. Т. Защита прав несовершеннолетних потребителей в сфере оказания медицинских услуг / А. Т. Киракосян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 298-300. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82642/ (дата обращения: 20.01.2022).



Настоящая статья посвящена вопросам, связанным с оказанием медицинских услуг несовершеннолетним потребителям. Согласно законодательству Российской Федерации, несовершеннолетние граждане наделены особым статусом, и, с точки зрения закона, имеют право получать медицинские услуги. Однако, вместе с тем, правом на самостоятельную защиту своих прав они не наделены.

Ключевые слова: медицинские услуги, несовершеннолетние граждане, потребитель, защита прав.

В настоящее время проблема обеспечения соблюдения прав несовершеннолетних граждан в сфере защиты прав потребителей в Российской Федерации особенно актуальна, поскольку участились случаи мошенничества, а также ненадлежащего оказания услуг, либо продаж товаров ненадлежащего качества на потребительском рынке.

Необходимо отметить, что российское законодательство включает в себя целый комплекс правовых инструментов в виде нормативно-правовых актов, регулирующих сферу защиты прав потребителей, в том числе, сферу оказания медицинских услуг.

Основными нормативными актами в этой связи представляется возможным назвать Гражданский кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей».

Вышеуказанные нормативные акты определяют права граждан, в том числе, несовершеннолетних потребителей, связанных с получением ими, в частности, медицинских услуг.

Обращаю внимание, что вышеназванные законы представляют собой определенный механизм защиты прав граждан, в том числе, в порядке досудебного (претензионного) урегулирования, а также в ходе судебного разбирательства, а также устанавливают штрафные санкции для исполнителей и лиц, оказывающих медицинские услуги, которые ненадлежащим образом исполняют свои обязательства.

В связи с тем, что несовершеннолетние потребители в силу своего возраста и малого жизненного опыта, а также недостаточного образования, не могут защищать свои права самостоятельно, их представительством в спорах занимаются их родители, либо опекуны.

Особо стоит подчеркнуть, что Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 323 от 21.11.2011) регулируются основы охраны здоровья граждан Российской Федерации, их права и обязанности в области здравоохранения, а также права и обязанности иных субъектов сферы здравоохранения Российской Федерации, в том числе, государственных медицинских учреждений, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают платные медицинские услуги на основании соответствующей лицензии, полученной в установленном законом порядке [1].

Вместе с тем, статьей 54 ФЗ № 323 от 21.11.2011 определены права несовершеннолетних граждан Российской Федерации, включающих в себя, в том числе, прохождение профилактических и других медицинских осмотров, прохождение диспансеризации, реабилитации, в связи с занятием несовершеннолетними спортом, а также в период их обучения в образовательных учреждениях.

Также несовершеннолетние граждане имеют право на получение информации об их состоянии здоровья, получение бесплатных медицинских консультаций, а также так называемое санитарно-гигиеническое просвещение, с учетом их состояния здоровья и особенностей их организма.

Стоит также отметить, что статья 41 Конституции Российской Федерации устанавливает и определяет права граждан на получение бесплатной медицинской помощи, которая финансируется за счет реализации различных государственных программ [2].

Однако, как все мы знаем, наряду с бесплатной медицинской помощью, в нашей стране широко распространены частные медицинские учреждения, оказывающие различные медицинские и консультационные услуги на платной основе.

Нет смысла скрывать, что такие клиники пользуются большой популярностью среди населения, поскольку, зачастую, уровень сервиса и качества, оказываемых в частных медицинских учреждениях, услуг гораздо выше, чем в государственных.

Статья 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ предоставляет право российским гражданам получать платные медицинские услуги, которые могут оказываться им как за их счет, так и за счет их работодателей, если речь идет, например, о прохождении диспансеризации или плановом медицинском осмотре.

Как указано в законе, платные медицинские услуги оказываются гражданам по их желанию при предоставлении им комплекса бесплатных услуг или медицинской помощи, а также при самостоятельном обращении граждан за такими услугами.

Считаю важным отметить, что законодательство Российской Федерации гарантирует гражданам, что им будет оказываться надлежащая медицинская помощь в требуемом объеме, даже при отказе от комплекса платных услуг.

Порядок, основания оказания платных медицинских услуг гражданам регламентированы и утверждены федеральными законами, постановлениями Правительств Российской Федерации.

В этой связи особо стоит обратить внимание на Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006.

Кроме того, вышеназванные Правила дают определение платным медицинским услугам как медицинские услуги, которые предоставляются на платной основе за счет средств самих граждан, либо за счет юридических лиц (организаций), на основании заключенных с ними договоров оказания медицинских услуг, либо договоров добровольного медицинского страхования [3].

При этом, названные Правила включают в себя такие термины как «потребитель» (лицо, потребляющее услугу), «заказчик» (лицо, заказывающее и приобретающее услугу), «исполнитель» (лицо, например, медицинское учреждение, непосредственно являющееся исполнителем заказанной услуги).

Полагаю важным отметить, что основными условиями предоставления гражданам медицинских услуг на платной основе, руководствуясь названными Правилами, являются, в том числе, полное и надлежащее информирование потребителей и заказчиков услуг о видах и объемах оказываемых платных и бесплатных медицинских услуг. При этом отказ потребителя от платных медицинских услуг не является основанием для отказа медицинского учреждения от предоставления гражданину медицинских услуг на бесплатной основе, оказываемых в рамках специальных программ.

Стоит обратить внимание на то, что цены и тарифы на платные медицинские услуги устанавливаются медицинскими учреждениями самостоятельно.

Немаловажным аспектом при оказании платных медицинских услуг является надлежащее информирование потребителей услуг о непосредственном исполнителе услуг.

Например, медицинское учреждение обязано размести в сети Интернет сведения о своей организации (наименование, адрес местонахождения, сведения о лицензии, перечень оказываемых медицинских услуг с указанием цен на них, информация о медицинских работниках, режим работы данного медицинского учреждения, контактные телефоны).

Такая информация размещается в общедоступном месте на информационных стендах на русском языке таким образом, чтобы с ней мог ознакомиться неограниченный круг лиц.

Отдельные требования предъявляются к договорам оказания медицинских услуг, заключаемых с гражданами.

Такие договоры заключаются с потребителями, либо заказчиками в письменной форме с обязательным указанием в них вышеперечисленных сведений об исполнителе услуг, перечне платных услуг с указанием их стоимости, условиях и сроках их предоставления.

После оказания услуг потребителю выдаются медицинские документы, подтверждающие факт его обращения за медицинской помощью, а также отражающие состояние его здоровья после получения медицинских услуг.

Исполнитель не имеет законного права оказывать потребителям платные медицинские услуги без их согласия.

В любом случае, исполнитель обязан предоставлять гражданам медицинские услуги, качество и объем которых предусмотрен заключенным договором оказания услуг.

Кроме того, к отношениям, связанным с оказанием медицинских услуг на платной основе, также могут применяться положения Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон № 2300–1).

Необходимо обратить внимание на то, что согласно ст. 29 Закона № 2300–1 любой потребитель, будь то совершеннолетний или несовершеннолетний гражданин, при обнаружении недостатков оказанной ему услуги имеет право по своему выбору либо отказаться от договора и потребовать возврата уплаченных денежных средств, либо потребовать оказания услуг надлежащего качества. При этом вред, причиненный здоровью или жизни гражданина в результате оказания услуг ненадлежащего качества, подлежит возмещению исполнителем услуги в полном объеме.

Статьей 17 Закона № 2300–1 гарантируется право потребителя на освобождение от уплаты государственной пошлины, в случае подачи иска в связи с нарушением прав потребителей, а также право на подачу иска по месту жительства потребителя [4].

Важно отметить, что особый правовой статус в качестве потребителей имеют несовершеннолетние граждане.

В частности, поскольку права детей и несовершеннолетних граждан охраняются государством, сфера охраны здоровья является приоритетной для России.

В этой связи, правоспособность несовершеннолетнего гражданина, как потребителя медицинских услуг, наступает с момента рождения.

Вместе с тем, согласно Декларации прав ребенка, принятой в 1959г., ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Статья 26 Гражданского кодекса Российской Федерации указывает на то, что несовершеннолетние граждане, а именно, лица в возрасте от 14 до 18 лет, обладают определенной дееспособностью. Например, они могут совершать мелкие бытовые сделки, а также распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами без получения для этого специального согласия родителей и иных законных представителей, например, опекунов [5].

Таким образом, несовершеннолетний гражданин вполне может быть потребителем медицинских услуг, поскольку правомочен оплатить их.

Однако, в случае нарушения прав несовершеннолетнего гражданина, выступающего в качестве потребителя, самостоятельно несовершеннолетнее лицо защищать себя, например, в суде, права не имеет.

Специальная норма, подтверждающая такую позицию, закреплена в Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации.

Так, согласно статье 37 ГПК РФ, гражданской процессуальной дееспособностью, то есть от своего имени обращаться в суды с исками, могут быть наделены только совершеннолетние граждане, то есть, достигшие возраста 18 лет.

Только эмансипация либо вступление несовершеннолетнего в брак позволяют ему обладать гражданской процессуальной дееспособностью.

Права, свободы и законные интересы несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных в дееспособности, защищают в процессе их законные представители (закон включает в число таких лиц родителей, усыновителей, опекунов) [6].

Руководствуясь вышеизложенным, представляется возможным сделать вывод о том, что несовершеннолетние граждане Российской Федерации могут быть лишь потребителями медицинских услуг и иметь права, предусмотренные Законом № 2300–1.

Гражданской процессуальной дееспособностью несовершеннолетние не обладают, поэтому их права могут защищать исключительно их законные представители, либо государственные служащие, например, прокуратура.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
  2. Конституция Российской Федерации;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006;
  4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей»;
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации;
  6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, услуга, гражданин, потребитель, медицинское учреждение, несовершеннолетний гражданин, основа охраны здоровья граждан, платная основа, гражданская процессуальная дееспособность, Гражданский кодекс.


Задать вопрос