Право гражданина на предоставление государственных (муниципальных) услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 марта, печатный экземпляр отправим 10 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (249) март 2019 г.

Дата публикации: 11.03.2019

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Парпиева, А. Е. Право гражданина на предоставление государственных (муниципальных) услуг / А. Е. Парпиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 11 (249). — С. 97-99. — URL: https://moluch.ru/archive/249/57150/ (дата обращения: 26.02.2021).



Конституция РФ провозглашает человека и его права высшей ценностью и обязывает государство соблюдать права граждан и политика нашей страны направлена на создание условий достойной жизни человека.

В Российской Федерации гарантируются такие общечеловеческие ценности, как право на: образование, медицинскую помощь, социальную помощь, пользование учреждениями культуры. Закрепления указанных прав в Конституции страны делает эти права основными, имеющими высшую юридическую защиту.

Государственные (муниципальные) услуги (далее по тексту — госуслуги) предоставляются гражданам двумя способами:

− органами власти путем осуществления юридически значимого действия;

− учреждениями, оказывающими услуги в социальной сфере: обучение, социальную и медицинскую помощь, доступ к культурным продуктам и ценностям.

В данной статье рассмотрим право граждан на услуги, предоставляемые учреждениями.

Исходя из основополагающих гарантий Конституции РФ предоставление госуслуг должно осуществляться не избранным категориям, а всему населению страны на равных условиях. В федеративном государстве, каковым является Россия, предоставление госуслуг регулируется правовыми нормами, утверждаемыми на федеральном, региональном и местном уровнях власти. Что обязывает государство к формированию четкой правовой системы, регулирующей порядок оказания госуслуг, и является правовой основой реализации прав граждан России.

Инициатором госуслуг является не государство, а гражданин — носитель публичных интересов, которые по мнению В. И. Крусса позволительно определить, как конституционные [1, c.160]. Соответственно запрос граждан на оказание госуслуги является их волеизъявлением в рамках гарантированных конституционных прав и свобод.

В бюджетном секторе действует около 170 тыс. учреждений, большинство из которых предоставляют гражданам госуслуги. В целях «четкой увязки состава и объема услуг с государственными гарантиями в социальной сфере, в том числе обязательствами государства» [2] в последнее десятилетние реализованы ряд мероприятий по совершенствованию деятельности учреждений.

В том числе издан Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предусматривающий разделение учреждений на типы, изменение принципа их финансирования в соответствии с объемами предоставляемых госуслуг.

По мнению законодателя, намеченные мероприятия призваны обеспечить конституционные гарантии жителей страны на получение госуслуг соответствующего качества и объема в любом месте жительства.

В настоящее время процесс совершенствования системы государственных услуг вышел на следующий этап, требующий не столько регламентации организационных вопросов, сколько улучшения качественных характеристик получения госуслуг. В качестве социального государство может функционировать при четком установлении минимальных стандартов на предоставляемые гражданам госуслуги. До настоящего момента данный шаг не сделан: проект Федерального закона «О государственных минимальных социальных стандартах», разработанный в 90-х годах прошлого века, принят не был, а новые попытки законодательной стандартизации госуслуг в стране предприняты не были.

Отрицательным эффектом реализации стандартов предоставляемых государственных услуг является отсутствие у субъектов РФ и муниципальных образований с наименьшей бюджетной обеспеченностью дополнительных источников финансирования услуг, что повлечет в целях сохранения сбалансированности консолидированных бюджетов ограничение перечня предоставляемых услуг.

Другим актуальным аспектом предоставления госуслуг гражданам является мощная волна оптимизации учреждений, прокатившаяся по стране, и приведшая к снижению доступности госуслуг, особенно для сельских жителей. Так Счетная палата РФ, проверив оптимизацию в социальной сфере пришла к выводу, что «несмотря на то, что «оптимизация» предполагает действия, при которых достигается наилучшее состояние системы в целом, комплекс проведенных мероприятий в основном ограничен только мерами по сокращению объектов, их реорганизации или сокращению численности работников, что в итоге привело к снижению доступности услуг и ухудшению … качества жизни населения». [3].

Немаловажным вопросом обеспечения прав граждан является создание четкой системы ценообразования на госуслуги, оказываемые за плату. Например, услуги театров, музеев, концертных организации для граждан в силу закона являются платными. В сфере здравоохранения граждане в отсутствии своевременного доступа к качественным госуслугам вынуждены обращаться за получением платных медицинских услуг, что не соотносится с гарантиями государства на соблюдение прав на охрану здоровья. Представляется, что на федеральном уровне необходимо совершенствование норм регулирования объемов предоставляемых услуг на бесплатной основе, ценообразования платных услуг, оказываемых учреждениями.

В России отсутствует цельный нормативный правовой акт, регулирующий механизм реализации права каждого на получение госуслуг. Наблюдаемая декларативность, многоступенчатость принятия норм на федеральном, региональных и муниципальных уровнях, создает условия для ущемления прав граждан, приводит к «размытости» ответственности.

Представляется, что законодательная работа по улучшению порядка и качества оказываемых госуслуг, усилению конституционной гарантированности прав граждан в сферах здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры должна иметь первостепенное значение для государства.

Литература:

  1. Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. М.: Норма, 2007. 757 с.
  2. Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утв Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 2593-р // URL:
  3. Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания // URL: http://www.ach.gov.ru/press_center/news/21297 (дата обращения: 27.11.2018)
  4. Гусева Т. С. Конституционное право на социальное обеспечение и роль государства в его реализации // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 18. URL: http://center-bereg.ru/c639.html (дата обращения: 27.11.2018)
  5. Дитятковский М. Ю. О реализации конституционного права граждан на социальное обслуживание в Российской Федерации // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2014. — № 4 (41) С. 116–120 URL: https://cyberleninka.ru/article/v/o-realizatsii-konstitutsionnogo-prava-grazhdan-na-sotsialnoe-obsluzhivanie-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 27.11.2018)
  6. Кандрина Н. А. Предоставление государственных услуг населению как конституционно-правовое отношение // Аналитический портал «Отрасли права». URL: http://отрасли-права.рф/article/23689 (дата обращения: 27.11.2018)
  7. Лухтенкова Я. С. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации // Молодой ученый. — 2018. — № 2. — С. 186–188. URL: https://moluch.ru/archive/188/47838/ (дата обращения: 27.11.2018)
  8. Плесовских И. Н., Кузнецова Е. В. Оценка качества предоставления государственных услуг как инструмент обеспечения прав и свобод человека и гражданина. — 2018. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/60230/1/978–5–7996–2406–4_01_03.pdf (дата обращения: 27.11.2018)
  9. Симонова Ю. В., Сумина Е. В. Конституционное право граждан на образование // VII Международная студенческая конференция. — 2015. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015011730 (дата обращения: 27.11.2018)
  10. Шулакова А. А. Значение государственных услуг в реализации основных прав человека // Государственное и муниципальное управление. 2014. С. 38–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/znachenie-gosudarstvennyh-uslug-v-realizatsii-osnovnyh-prav-cheloveka (дата обращения: 27.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): госуслуг, гражданин, социальная сфера, услуга, государство, медицинская помощь, Российская Федерация, Россия, сфера здравоохранения, учреждение.


Похожие статьи

Пути улучшения государственной социальной помощи с точки...

Нормы социального контракта, внедряемые в субъекте Российской Федерации, направлены не только на удовлетворение материальных потребностей граждан, но и на реализацию права граждан на социальное обслуживание в виде предоставления натуральной помощи, то есть...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист

медицинская помощь, УК РФ, РФ, круглосуточное медицинское наблюдение, Российская Федерация, охрана здоровья...

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская...

5. Обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети Интернет.

Обеспечение законности в сфере здравоохранения в Республике...

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского...

Информационное обеспечение граждан в сфере...

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети

Самыми активными потребителями медицинских услуг в системе здравоохранения являются

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об информации, необходимой

Информационное обеспечение граждан в сфере... медицинская организация, сайт, сфера...

Здравоохранение как объект правового регулирования

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская

Российская Федерация, сфера здравоохранения, приоритетный национальный проект, основа охраны здоровья граждан, охрана здоровья...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное

Развитие системы здравоохранения России зависит от множества факторов, таких как политика государства, состояние...

К вопросу об эффективности государственного управления...

государственный контроль, сфера здравоохранения, Российская Федерация, медицинская помощь, действующее законодательство, надзор, охрана

Основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере осуществления государственной программы Российской...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

Единых стандартов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг не существовало вплоть до проведения реформы. Ни сроки предоставления услуг, ни полный перечень необходимых документов, ни основания для отказа в предоставлении услуги или в приеме...

Похожие статьи

Пути улучшения государственной социальной помощи с точки...

Нормы социального контракта, внедряемые в субъекте Российской Федерации, направлены не только на удовлетворение материальных потребностей граждан, но и на реализацию права граждан на социальное обслуживание в виде предоставления натуральной помощи, то есть...

Конституционное право граждан на медицинскую помощь...

медицинская помощь, детское население, услуга, период проведения, медицинское обслуживание, медицинский персонал, больничный лист

медицинская помощь, УК РФ, РФ, круглосуточное медицинское наблюдение, Российская Федерация, охрана здоровья...

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская...

5. Обзор нормотворчества субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения

охрана здоровья, проблема, Российская Федерация, медицинская помощь, медицинское

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети Интернет.

Обеспечение законности в сфере здравоохранения в Республике...

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского...

Информационное обеспечение граждан в сфере...

Информационное обеспечение граждан в сфере здравоохранения с помощью сети

Самыми активными потребителями медицинских услуг в системе здравоохранения являются

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об информации, необходимой

Информационное обеспечение граждан в сфере... медицинская организация, сайт, сфера...

Здравоохранение как объект правового регулирования

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская

Российская Федерация, сфера здравоохранения, приоритетный национальный проект, основа охраны здоровья граждан, охрана здоровья...

Компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере...

Российская Федерация, сфера здравоохранения, медицинская помощь, государственное управление, здравоохранение, государственное

Развитие системы здравоохранения России зависит от множества факторов, таких как политика государства, состояние...

К вопросу об эффективности государственного управления...

государственный контроль, сфера здравоохранения, Российская Федерация, медицинская помощь, действующее законодательство, надзор, охрана

Основные приоритеты социальной и экономической политики в сфере осуществления государственной программы Российской...

Предоставление государственных услуг | Статья в журнале...

Единых стандартов в сфере оказания государственных и муниципальных услуг не существовало вплоть до проведения реформы. Ни сроки предоставления услуг, ни полный перечень необходимых документов, ни основания для отказа в предоставлении услуги или в приеме...

Задать вопрос