В условиях быстро меняющейся реальности, система воспитания также вынуждена подстраиваться под реалии современности, в настоящее время российское образование сталкивается с определенными проблемами: информационная перегруженность, неэффективное использование современных методов и технологий обучения, потеря интереса обучающихся к учению. И педагогу, как мастеру — виртуозу, приходится решать эти проблемы, призвав на помощь систему новых педагогических техник (инструментов), одной из которых является сторителлинг. Целью данной статьи является возможность показать сторителлинг, как способ эффективного взаимодействия педагога с обучающимися, донести свой призыв до аудитории. Рекомендовать данную технологию как инструмент работы педагога.
Сторителлинг получил широкое распространение в среде специалистов маркетинга, PR, журналистики, в индустрии туризма, и он может стать полезным инструментом для педагога. Результат качественного сторителлинга — моментальное привлечение и удержание внимания до конца.Преподаватели, повышая интерес студентов на своих занятиях, должны прокачать навыки сторителлинга, чтобы доносить информацию, держать внимание и быть не просто лектором, а заинтересовать и мотивировать на изучение учебного материала. Сторителлинг также требует определенных вложений времени и усилий, что конечно же оправдано его успешностью, потому что данный формат стал важнейшим компонентом многих отраслей. Он дает возможность преподносить информацию так, как никто другой, в своем ключе, выделяя оратора среди многих других.
У сторителлинга как и у любой педагогической технологии, есть определенные правила, свои цели и задачи, которые в конечном итоге должны сработать на результат. Специалистами выделяют следующие компоненты, описывающие сторителлинг как технологию:
– Развлекательный компонент — история, построенная по технологии сторителлинга должна захватывать внимание и заставлять с интересом ожидать, что будет дальше.
– Образовательный компонент- в первую очередь ваша история должна вызывать любопытство и обогащать знаниями.
– Универсальный компонент — вы обращаетесь ко всей аудитории, на понятном ей языке.
– Структурированный компонент — лаконичность истории, она помогает донести основное послание до аудитории и воспринять это послание.
– Запоминающийся компонент — ваша история должна запомниться.
В своей работе со студентами, педагог, с одной стороны, проводит как бы параллель между собой и аудиторией, поэтому использование различных форм сторителлинга позволяет вовлечь в этот увлекательный процесс всю аудиторию, на которую обращен взор педагога. Конечно сторителлинг — это о том, что истории надо рассказывать, но, не маловажную роль играет и письменный сторителлинг. К такому формату мы можем отнести лекции, статьи, блогинг. Такая форма является одной из самых доступных и не затратных, поскольку вам потребуется только текстовый редактор. В аудиоформативном сторителлинге уже есть возможность даже через интонацию передать эмоции, чувства, нести свой посыл к аудитории через речь. Цифровая или мультимедийная форма сторителлинга — это история, которую вы рассказываете при помощи различных видео, анимаций, презентаций. Этот вариант, один из более эффективных методов для эмоциональных историй. При составлении истории, используя технологию сторителлинга, вы должны понимать, что ваш материал должен быть интересен и полезен читателю. Подумайте, что вы даете важного и нового человеку, который усваивает ваш материал. Для облегчения в работе, пользуйтесь пирамидой информации: заявление — аргументация — вывод. Когда вы подготовили базу, подумайте о том, чем можно ее дополнить, что может помочь раскрыть тему. Наличие нескольких точек зрения, примеры из литературы, жизни всегда идут на пользу при сторителлинге. Хороший текст, грамотная и красивая речь эксперта, продуманное визуальное оформление, в итоге дадут интересный и многогранный материал. Не бойтесь использовать истории в своей работе. Истории помогают нам подкреплять абстрактность и упростить сложные сообщения. Многие из вас испытывали замешательство, когда пытались понять новую идею, так вот истории, дают нам возможность обойти это недопонимание. Наверняка были случаи, когда истории помогли вам лучше понять чей-то замысел. Например, врач рассказывал о лечении, опираясь на историю протекания болезни у своего пациента. Сторителлинг — это как хорошая книга или фильм, картинка, сможет вам помочь передать атмосферу и раскрыть тему. Но, прежде чем оформлять историю, сразу же решите, как вы будете создавать визуализацию контента. Обязательно должен быть бросающийся в глаза заголовок, говорящий сам за себя. Хороший заголовок вызывает интерес и обозначает тему статьи, но стоит обойтись без провокации и искажения сути.
Как вы знаете , существует несколько типов чтения, одно из них, так называемое линейное, когда с начала идет оценка материала, а затем — чтение текста по порядку. Еще один тип чтения — скимминг, когда вы читаете только по заголовкам, и по диагонали. При построении текста, важно учитывать чтение второго типа. Позаботьтесь о том, чтобы материал читался легко беглым взглядом. Также, избегайте монотонности — подумайте, что — зачем и в какой последовательности увидит ваш читатель. Подача материала должна быть разнообразной.
Расскажите о себе, о своих взлетах и падениях, о своих неудачах и победах. Сегодняшние студенты ценят открытость, стремление к коммуникации. Расскажите историю, которая затрагивает знакомые многим типажи и ситуации, чтобы люди могли понять, как ваш сторителлинг пересекается с их собственной жизнью.
Техники сторителлинга, которые можно использовать в работе, при подготовке мероприятия или лекции: Мономиф — один из наиболее распространенных приемов в сторителинге, когда герой совершает путешествие и преодолевает трудности на своём пути к долгожданному хеппи-энду. Следующая техника — «Гора», в ней, в отличие от предыдущего приема, история постороена на том, что нет счастливого конца. Герой претерпевает трудности, но знает, что все было не зря. Sparklines — эта техника сравнивает реальность и то, что могло бы быть. Такие истории отлично мотивируют, поэтому часто используются в рекламе. Вложенные циклы — техника сторителлинга, при которой несколько повествований накладываются друг на друга. Самый важный сюжет — помещается в центр, а все остальное используется для объяснения или дополнения этой центральной линии. Также, что нимало важно, начинать и заканчивать рассказ нужно именно с нее. In medias res сторителлинг — это когда повествование начинается сразу из центра событий без объяснения всех обстоятельств. Таким образом вы сразу привлечете внимание аудитории и сможете удерживать его до самого конца. Но будьте осторожны –информацию надо выдавать дробно, этого должно быть достаточно, чтобы просто заинтересовать слушателя, а затем вернитесь назад к предыстории. Но не забывайте, что эту технику лучше использовать для небольших историй, чтобы ваши слушатели не запутались во всех перипетиях и не потеряли интерес. Сходящиеся идеи — еще одна структура повествования, которая показывает, как различные образы объединяются для создания общей идеи. Сходящиеся идеи можно использовать в историях о знаменитых партнерствах и сотрудничестве. История Фальстарт — это когда начинают рассказывать заведомо предсказуемую историю, но, неожиданно обрывают ее и начинают сначала. Это вызывает с одной стороны шок у аудитории, а с другой стороны, подталкивает аудиторию к более внимательному созерцанию. Следующая технология сторителлинга — реверсивная драматургия –в самом вначале аудитория видит интригующую кульминацию, но затем, возвращается к началу и постепенно проживает всю историю заново до конца. Так или иначе, но мы все используем технологию сторителлинга в жизни тем или иным способом, общаясь с близкими, на работе, на улице, да где угодно. Поэтому ваша задача как педагогов, вплести эту технологию в свою работу и сделать ее качественным и работающим инструментом.
Литература:
- Гопиус, Кирилл Сила убеждения. 101 совет по сторителлингу / Кирилл Гопиус. — М.: Питер, 2016. — 214c.
- Гузенков, Сергей Алгоритмы сторителлинга. Как создавать истории и использовать их в текстах и презентациях / Сергей Гузенков. — М.: Издательские решения , 2015 . — 488c.
- Дэвид, Хатченс 9 техник сторителлинга / Хатченс Дэвид. — М.: Попурри, 2016. — 234c.
- https://blog.calltouch.ru/chto-takoe-storitelling-dlya-chego-on-nuzhen-i-kak-napisat-interesnuyu-istoriyu/