Результативность применения технологии «сторителлинг» в содружестве с экологическими методами в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (182) декабрь 2017 г.

Дата публикации: 04.12.2017

Статья просмотрена: 273 раза

Библиографическое описание:

Пашкина, И. С. Результативность применения технологии «сторителлинг» в содружестве с экологическими методами в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» / И. С. Пашкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46810/ (дата обращения: 30.10.2024).



Образовательный процесс в системе дополнительного экологического образования содержания обеспечивает «погружение» ребенка в мир живой природы через эмоционально-чувственное восприятие взаимосвязи человека с природой.

Кроме того, дополнительное экологическое образование предоставляет широкий выбор разнообразных методов и форм работы, направленных не только на приобретение конкретных экологических знаний и умений, но и на формирование мировоззренческих и нравственных основ [1].

Исходя из потребностей образовательного сообщества, в соответствии с Программой развития учреждения до 2020 года, реализуется дополнительная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Юный эколог» (для обучающихся 6–9 лет).

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог»: формирование у обучающихся экологической культуры на основе экологических знаний и принятия личностно-значимой системы экологических ценностей.

Этапы реализации программы:

1 этап предполагает знакомство с особенностями времен года; растениями, животными и их роли в жизни человека.

2 этап предполагает формирование представлений о городе, стране, в которой живем, среде обитания живых организмов; знакомство с комнатными растениями и способами ухаживания за ними.

3 этап предполагает формирование представлений о лесе и влиянии человека на окружающую среду.

В практической части занятий уделяется внимание изготовлению творческих работ из природного и бросового материала, аппликации, лепке из пластилина и соленого теста, нетрадиционные формы рисования.

Все это ориентированного на развитие творческих способностей и экологических умений (изготовление кормушки для птиц, подбор корма, очистка воды способом фильтрации, сортировка мусора по типу, посадка растений, уход за комнатными растениями, правильная чистка зубов).

Отличительной особенностью программы является подбор специальных экологических методов и приемов формирования отношений (С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина):

Метод экологической идентификации (с лат. idetificare — отождествлять) заключается в постановке себя на место того или иного природного объекта, погружении себя в ситуацию, в которой находится этот объект.

Метод экологической эмпатии (с греч. empatheia — сопереживание) заключается в стимулировании сопереживания личностью состояния природного объекта, сочувствия ему.

Метод экологической рефлексии (от лат. reflexio — обращение назад) стимулирование осознания личностью того, как ее поведение могло бы «выглядеть» с точки зрения тех природных объектов, «интересы» которых она затрагивает.

Методы перестройки отношений олицетворения в отношения субъектификации:

Метод сочетания элементов очеловечивания природы с научными представлениями об изучаемых объектах и явлениях при постепенном увеличении последних. Использование игровых ситуаций, где растения жалуются, что им больно, когда их ломают.

Метод эмоционального («нравственного») противопоставления природных объектов человеку. Показать отличие человека от других природных объектов. Можно использовать прием сравнения «нравственных» качеств человека и животных. (Например, в сказках пишут, что волк злой, потому что ест зайцев). Необходимо научно объяснить факты взаимосвязей объектов природы, пользу данной связи для природы.

Метод ознакомления детей с истоками бытующих негативных антропоморфических характеристик некоторых объектов природы. Наделение некоторых представителей живой природы отрицательными характеристиками имеет свои истоки из сказок, легенд и рассказов. Многие из них неправдивы. Здесь следует ознакомить детей с данным животным, его пользой и образом жизни. После чего негативное отношение трансформируется в положительное.

Методы формирования чувства родства с природой:

Метод поиска сходства природных объектов с человеком (физическое, поведенческое сходство и т. п.).

Метод обращения к истокам. Данный метод предполагает использование информации о родственности человека и других природных объектов по происхождению.

Методы формирования эстетических отношений к природе:

Метод обращения внимания на внешние проявления гармонии природы. Как уже ранее отмечалось, гармония природы, а, следовательно, ее красота на чувственно-наглядном уровне воспринимается посредством зрения, слуха, обоняния без осознания ее сути. Такое восприятие у дошкольников имеет решающее значение.

Метод раскрытия внутренней гармонии природы. Развитие эстетического восприятия детьми природы идет по пути чувственно-рационального познания — проникновения во внутреннюю гармонию природы. Для педагога ставится задача показать ребенку микромир природы (например, кристаллы воды).

Метод «сгущения» красоты природы средствами искусства (просмотр полотен художников, чтение художественной литературы, слушание музыки) [2].

Перечисленные методы реализуются в содружестве специальных экологических приемов работы с обучающимися. Одной из них является сторителлинг.

Сторителлинг (storytelling — рассказывание историй) — искусство донесения поучительной информации с помощью знаний, рассказов, историй, которые возбуждают у человека эмоции и размышления.

Основа сторителлинга — это умело выстроенная история из реальной практики или в виде притчи, мифа, который прямо или косвенно можно соотнести с обсуждаемой темой. Сторителлинг, как метод общения и выступлений, был разработан в США, сейчас этот способ воздействия на людей посредством увлекательных рассказов стал широко использоваться в бизнесе, политике, социальных сферах.

Сторителлинг можно применить? рассказав притчу о лесе, историю о парке и родниках, которые нуждаются в помощи, интересную историю о деревне и окружающей ее природе.

Существуют определенные правила сторителлинга:

  1. Сторителлинг должен затрагивать каждого слушателя. Обращайтесь к каждому присутствующему словом, жестом или взглядом, как бы вовлекая их в свой рассказ.
  2. Необходимо использовать фразы, объединяющие вас: «представьте себе», «вы, наверняка, знаете это», «ведь вы понимаете».
  3. Вводить в рассказ цитаты, поэтические фразы, метафоричные сравнения, образы.
  4. Пользоваться молчанием. Порой тишина оказывает воздействие сильнее, чем любой звук. Предоставьте аудитории возможность остаться наедине со своими мыслями. Расставляйте акценты в своем выступлении и выдерживайте паузы там, где это необходимо.
  5. Использовать наглядные примеры, презентации, видео- и аудио-сопровождение. Задействуйте как можно больше органов чувств у ваших слушателей, чтобы добиться максимального внимания и вовлеченности в ваш рассказ.
  6. Обязательно продумайте концовку вашего выступления. Лучше всего люди запоминают начало и конец рассказов, поэтому ключевые фразы обязательно должны содержаться в начале, и они же должны завершать выступление [3].

При использовании технологии сторителлинг на занятиях по программе «Юный эколог», у детей появляются положительные эмоции, что способствует творческому самовыражению обучающихся и является хорошим психологическим условием для формирования прочных представлений об окружающем мире, для выработки умственных и практических навыков, а также влияет на результат образовательного процесса. Результат деятельности воспитанников — творческие работы, театральные представления, а главное, — насыщенные сюжетом игры [4].

Особое внимание уделяется изготовлению творческих работ из природного и бросового материала, аппликации, лепке из пластилина и соленого теста, нетрадиционные формы рисования. Все это ориентированного на развитие творческих способностей и экологических умений (изготовление кормушки для птиц, подбор корма, очистка воды способом фильтрации, сортировка мусора по типу, посадка растений, уход за комнатными растениями, правильная чистка зубов). Кроме того, способствует развитию у детей наблюдательности, умения выделять главные отличительные черты из объекта или явления.

Детские работы ежегодно представляются на конкурсах и выставках разного уровня: «Мама-солнышко в доме», «Новогодняя игрушка», участие в городской экологической декаде «Земля — наш общий дом», городском экологическом смотре-конкурсе «В гармонии с природой и с собой» (организаторы педагоги и методисты СЮН, г. Красноуфимск). Кроме того, обучающиеся являются победителями и призерами всероссийских и международных конкурсов: «Новогодняя открытка своими руками» (2014 г.), «Порхающие цветы» (2014 г.), «Дыхание осени» (2014г.), «Родной край в объективе» (2015г.), «Четыре лапы» (2015г.), «Рассударики. Краеведение. Коралловый риф» (2015 г.), «Узнавай-ка. Дети! Мастер» (2015 г.), «Такая разная осень» (2015г.), «Мастерилкино» (2016 г.).

Развивая классификацию, предложенную А. В. Леонтовичем, творческие работы обучающихся, в большинстве своем, можно классифицировать следующим образом:

‒ художественно-графические. Рисунки обучающихся к разделам «Осень-незнакомка», «Зима», «В гостях у человека», «Мир, в котором мы живем», «Боль природы», «Музы леса»; «Символика» и «Природные памятники». Лепные работы: творческие работы «Насекомые», «Осенние фантазии», «Герб г. Красноуфимск» и др.

‒ технического творчества. Модели из бросового материала «Коралловый риф», «Древнее море», «Самолетики», «Кораблики», «Домики-кормушки» и т. д.

‒ литературно-художественные. Рассказы о своем досуге в разные времена года, рассказы о своих домашних животных, комнатных цветах; рассказы и стихи о городе, природе, о своей семье.

‒ информационно реферативные. Доклады «Зимующие птицы», «Мой домашний питомец», «Мусор у дома…», «Мой город», «Моллюски».

‒ экспериментально-иллюстративные. По программе «Юный эколог» опытно-экспериментальная деятельность по разделам: «Вода», «Почва», «Воздух», «Боль природы» и т. д.

‒ описательно-натуралистические и исследовательские. Деятельность над данным видом творческих работ осуществляется в течение ученого года и в период летнего полевого практикума.

В течение ученого года обучающиеся задействованы в написании исследовательских работ: «Моя родословная» (составление семейного древа и фотоальбома), «История древних времен края» (исследовательская работа по поиску и описанию палеонтологических образцов), «Зеленая аптека» (сбор и оформление гербария, опись), «Моя малая родина» (сор краеведческого материала из архивных источников, краеведческих публикаций (газетные издания «Городок», «Вперед», «Твой посредник», «Областная газета» и т. д. и в сетевых городских сайтах).

Тематика и характер исследовательских работ разнообразные и представлены на конкурсах различного уровня: «Экологический мониторинг территории реки Сарги от моста по ул. Ухтомского до Юртовского озера», «На морском дне», «Чистый город начинается с тебя!», «Коралловый риф» (городской экологический смотр-конкурс «В гармонии с природой и с собой», призеры и победители, 2012–2015 гг.); «Это моя семья. Семейные ценности» (общероссийский конкурс «Моя семья» — Диплом III степени, 2013 г.), проект по озеленению и благоустройству территории Дворца творчества детей и молодежи «Дворец — ЭКО-творец» (городская научно-практическая конференция «Поиск. Творчество. Наука» — 3 место, 2015 г.), «Удивительный мир растений г. Красноуфимска» (всероссийский конкурс для детей «Узнавай-ка! Дети» в номинации «Исследователь» — Диплом 2 степени, 2015 г.).

Обучающиеся являются редакторами номеров детского научно-популярного журнала для детей и взрослых «ЭКОлист» (Рисунок 1). Журнал представлен на конкурсах разного уровня (городской экологический смотр-конкурс «В гармонии с природой и с собой» в номинации «Экологическая газета», (2013–2015гг.), всероссийский творческий конкурс «Рассударики», 2015 г.) и получил высокую оценку общественности.

Отметим, что у воспитанников есть возможность самореализоваться, участвуя в городском смотре-конкурсе «В гармонии с природой и с собой» в номинации по его интересам и творческим способностям. Ежегодно в нем принимают участие дети разных возрастов от 6 до 12 лет. Обучающие изготавливают экологические плакаты, рисунки, поделки из бросового материала; сочиняют стихи, сказки, листовки на природоохранную тематику; защищают исследовательские газеты и отчеты; фото и видео материалы.

В сравнительной таблице 1 видно, что наблюдается повышение роста достижений обучающихся и количественный прирост воспитанников — участников выставки.

Таблица 1

Таблица достижений ииндивидуального роста обучающихся по итогам участия вежегодном смотр-конкурсе «В гармонии сприродой ис самим собой»

Номинация

Результат 2012–2013г.

Результат 2013–2014г.

Результат 2014–2015г.

Участ-ники

Победи-тели

Призе-

ры

Участ-ники

Победи-тели

Призе-ры

Участ-ники

Победи-тели

Призе-ры

«Экологическая газета»

7

7

-

4

4

-

12

12

«Фото-конкурс»

12 чел

8

4

1

1

-

-

-

-

«Дневники и отчеты экспедиционных отрядов»

1

-

1

-

-

-

-

-

-

«Поделки из отходных материалов»

2

-

2

17

-

-

18

18

-

экологический проект

-

-

-

1

1

-

-

-

-

«Литература»

-

-

-

1

-

-

-

-

-

Итого

21 чел

15 чел.

7 чел.

24 чел.

6 чел.

-

30 чел.

30 чел.

-

Для успешной реализации образовательных программ были добавлены и переработаны наглядные пособия по темам: «Я — человек», «Осень-незнакомка», «Наши меньшие друзья», «Зима-чудесница», «Дни здоровья», «Весна-красавица», «Космос», «Почва. Воздух. Вода», «Боль природы», «Лесная аптека».

Разработаны наглядно-дидактические карточки «Дорисуй», «Найди и раскрась», «Лесные ягоды, плоды», «Кто? Что? Какой?», «Геометрия в листьях», «Геометрия в овощах»; карточки-задания: «Палеозойская эра», «Древние обитатели Пермского моря», «Учет ископаемых на территории Красноуфимска и Красноуфимского района» и т. д.

Разработаны игры «Кто хочет стать палеонтологом?», «Собери ископаемое», «Палеорыбалка», «Охотники за окаменелостями».

Разработано и апробировано учебно-методическое пособие — «Экология. Схема взаимосвязи объектов живой и неживой природы».

Желание детей развивать игровые сюжеты и решать экологические ситуации после занятий в своей деятельности и дома означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик, преобразовались в отношение, которое и спровоцировало продолжение игры и будет перенесено ребёнком в реальную ситуацию.

Таким образом, на основе представлений об окружающем мире, которые дети получают через технологию сторителлинг и чередование ее с другими видами деятельности, могут быть заложены первоначальные формы осознанно правильного отношения к объектам и явлениям природы и экологически целесообразного поведения [4].

Литература:

  1. Ахметшина JI. P. Экологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. — Казань: КГПУ, 2002. — 40 с.
  2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 224 с.
  3. Сторителлинг: основные правила [Электронный ресурс] // Edumart.kz: веб-маркет образовательных услуг [сайт]. — URL: http://edumart.kz/ru/article/storitelling-osnovnye-pravila (дата обращения: 18.10.2017).
  4. Применение технологии сторителлинг в содружестве с экологическими методами в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» [Электронный ресурс] //http://www.maam.ru: Международный образовательный портал МААМ. ru [сайт]. — URL: http://www.maam.ru/detskijsad/ primenenie-tehnologi-storiteling-v-ramkah-programy-yunyi-yekolog.html (дата обращения: 26.11.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): бросовый материал, природа, красноуфимск, работа, ребенок, внутренняя гармония природы, дополнительное экологическое образование, живая природа, образовательный процесс, соленый тест.


Похожие статьи

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической безопасности на основе реализации долгосрочного проекта «Мусор»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами логоритмики «Логоритмический квест»

Похожие статьи

Применение метода «Деловая игра» в системе повышения квалификации педагогов ССПО для развития методической компетентности

Использование компонентов образовательного модуля «Экспериментирование с живой и неживой природой» как эффективное средство развития познавательно-исследовательской активности дошкольников

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Оптимизация процесса успешной социализации выпускников детского дома через реализацию инновационной модели — службы постинтернатного сопровождения «Взрослые дети»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Развитие критического мышления у старших дошкольников через использование технологий бережливого мышления на основе внедрения парциальной программы «Азбука бережливости»

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Усвоение детьми дошкольного возраста основ экологической безопасности на основе реализации долгосрочного проекта «Мусор»

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Использование здоровьесберегающих технологий в совместной деятельности родителей и детей с элементами логоритмики «Логоритмический квест»

Задать вопрос