Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров») | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (117) июль-1 2016 г.

Дата публикации: 05.07.2016

Статья просмотрена: 295 раз

Библиографическое описание:

Чувилина, А. Е. Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров») / А. Е. Чувилина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13 (117). — С. 939-942. — URL: https://moluch.ru/archive/117/30101/ (дата обращения: 22.12.2024).



Сахалинская область выделяется особым географическим положением — она находится на границе крупнейшего материка Евразия и Тихого океана. Островное положение придает растительному миру области неповторимое своеобразие, а нахождение на границе двух крупных флористических областей, Циркумбореальной и Восточно-Азиатской, обогащает его как северными, так и южными элементами растительного мира.

Широкий аспект экологических условий обеспечивает возможность произрастать на Сахалине и Курильских островах более чем 2000 видов сосудистых растений, среди которых 36 свойственны только о. Сахалин и столько же — островам Курильской гряды.

Островное положение Сахалинской области определяет и характер распространения, распределение, видовое разнообразие животного мира. Многие виды относятся к эндемикам и субэндемикам, а их ареалы ограничены территорией островного края. Их уязвимость определяется особенностями биологии и экологических связей. Из всего многообразия животного мира области в Красную Книгу Сахалинской области включены 18 видов млекопитающих, 105 видов птиц, 4 вида рептилий, 7 видов рыб, 10 видов насекомых, 18 видов моллюсков и 6 видов ракообразных.

Вопросы защиты окружающей среды в Сахалинской области на сегодняшний день являются приоритетными. Наиболее проблемными остаются следующие:

– качество атмосферного воздуха;

– несанкционированное размещение бытовых отходов;

– отсутствие в Сахалинской области системы раздельного сбора и переработки отходов производства и потребления;

– развитие и функционирование международных нефтегазовых проектов.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области до 2025 года, задачами политики Правительства Сахалинской области в сфере охраны окружающей среды являются:

– создание условий для безопасной жизнедеятельности населения Сахалинской области;

– обеспечение достойных и комфортных условий жизни населения на территории Сахалинской области.

В связи с перспективой бурно развивающегося нефтегазодобывающей промышленности, в предстоящие 10–20 лет существует вероятность значительного негативного воздействия на хрупкую экосистему островного края.

Именно жителям области, сидящим сейчас за школьной партой предстоит отвечать перед потомством за сохранность острова Сахалин.

В связи с этим экологическое образование детей трудно сегодня переоценить. Наряду с дошкольным и общим образованием, существует дополнительное образование, которое насчитывает более 70 объединений школьников экологической и природоохранной направленности; 4 ученических производственных бригады; 35 школьных учебно-опытных участков; 2 станции юных натуралистов.

И сегодня, уже более 20 лет на базе ГБОУ ДОД «Областной центр внешкольной воспитательной работы» функционирует областная экологическая школа «Зеленый остов», основная цель, которой — построение системы непрерывного экологического образования и воспитания школьников.

Задачи школы:

1) Изучение биологического разнообразия острова Сахалин, а также взаимоотношений видов друг с другом и с окружающей средой;

2) Отработка навыков экологических исследований;

3) Формирование экологической культуры через исследовательскую и практическую деятельность.

Основные принципы работы школы сводятся к теоретической подготовке методам экологических исследований и их применению в полевых условиях, то есть ознакомление школьников с природой и изучение различных видов и сообществ в процессе проведения экскурсий, экспедиций, походов, мониторинге природной среды.

К числу основных образовательных тематик эко-школы «Зеленый остров» относятся следующие направления:

– Орнитология;

– Энтомология;

– Экология растений;

– Экология животных;

– Прикладная экология;

– Гидробиология;

– Ландшафтоведение.

Программа школы составлена профессорско-преподавательским коллективом СахГУ. Руководителем школы с начала организации и до 2010 года была отличник народного просвещения России, заслуженный педагог Сахалинской области Л. А. Фугенфирова., а с 2011 года — методист ГБОУ ДОД «Областной центр внешкольной воспитательной работы», ст. преподаватель СахГУ, аспирант кафедры экологии и природопользования СахГУ (руководитель д. б.н., проф. В. Н. Ефанов) А. Е. Копылова. Программа школы относится к профильным, а её выполнение осуществляют в рамках довузовской подготовки.

Особенностью создания эко-школы — качественная подготовка абитуриентов — будущих студентов ИЕНиТБ СахГУ, а также других Российских вузов. Научное руководство лагеря в разные годы осуществляли преподаватели СахГУ: к.б.н. Красикова В. И. (1995–2003), д.б.н. Ерёмин В. М. (2003–2007), к.б.н. Денисова Я. В. (с 2007), к.б.н. Цырендоржиева О. Ж. (с 2014 года).

Форма реализации программы очная и заочная.

Программа рассчитана на 2 года: проведение 4-х сессий (2 весенних, 2 зимних, а между сессиями выполнение контрольных работ по заданию преподавателей СахГУ). В летний период в рамках школы проводят экологический лагерь, где школьники под руководством преподавателей отрабатывают методики исследовательских работ, ведут исследования и наблюдения. На протяжении 15 дней для детей преподаватели читают лекции, которые они закрепляют на лабораторно-практических занятиях. По окончании летних исследований каждый школьник готовит проект и защищает на итоговой научно-практической конференции.

Практические работы на природе следующие:

  1. Растения и растительные сообщества в природе;
  2. Лекарственные растения;
  3. Лесные сообщества, расположенные в окрестностях лагеря;
  4. Вторичные растительные сообщества (луга);
  5. Растительность болот;
  6. Экологические группы;
  7. Жизненные формы растений (по К. Раункиеру и по И. Г. Серебрякову);
  8. Структура ценопопуляций растений на примере дикорастущих пищевых растений p. VacciniumL. (черника овальнолистная и черника волосистая);
  9. Влияние условий местообитания на накопление фитомассы и биометрических параметров брусники при смене мест обитания;
  10. Влияние антропогенных факторов на растительность фитоценозов, расположенных в окрестностях лагеря;
  11. Птицы — обитатели лесных биоценозов, болот, морских и речных побережий;
  12. Население водоемов (ручьев, рек, озер);
  13. Рыбы водоемов, их зараженность.

В школе проходит обучение более 60 школьников 9–11-х классов из 11 районов области. Все они разделены по интересам на группы (секции). Каждая секция под руководством преподавателя работает по своему плану.

Качественным ростом практических исследований считается реализация грантового проекта «Я — исследователь» при поддержке компании «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд», в 2014 году для проведения лабораторно-практических работ на современном многофункциональном оборудовании.

По окончании летних исследований каждый школьник готовит научно-исследовательский проект и защищает на итоговой аттестации.

Областная экологическая школа Зеленый остров» за 20 лет работы выпустила более 700 человек, из них 50 % выпускников поступили в престижные вузы России (Москва, Санкт-Петербург, Владимир, Красноярск, Омск, Новосибирск, Хабаровск, Благовещенск и другие); 20 % — в вузы г. Южно-Сахалинска.

Например: Рыжаков Георгий — выпускник МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор философии г. Кембридж (Великобритания)., Андреева Елена — выпускница ДВГУ, эколог, к.б.н., Черепенников Григорий — выпускник медицинского института г. Благовещенск, обладатель премии губернатора Сахалинской области за лучший проект, Корзников Кирилл — выпускник СахГУ, аспирант МГУ им. М. В. Ломоносова, Цырендоржиева Алима — выпускница МГУ им. М. В. Ломоносова, Куфлевский Сергей — выпускник ДВГУ, аспирант университета Эдмонт (Канада) по специальности «экология».

В 2012 году 15 лучших слушателей школы были направлены в ВДЦ «Океан», г. Владивосток, для участия в экологическом форуме «Живи Земля», где завоевали общекомандное II место среди 29 делегаций Сибири и Дальнего Востока. Четырём учащимся школы за лучшие научно-исследовательские проекты присуждены премии Сахалинской области для поддержки талантливой молодежи. В 2014 году 5 лучших слушателей также были направлены в ВДЦ «Океан», г. Владивосток, для участия в экологическом форуме «Живи Земля», где завоевали общекомандное II место, а I место в научно-практической конференции заняла учащаяся областной экологической школы «Зеленый остров» — Чупрак Дарья (рук. проекта А. Е. Копылова).

Как правило, слушатели экологической школы занимают призовые места на городских, районных, областных олимпиадах по экологии. Хорошо они выступают и на Всероссийских олимпиадах по экологии. Попов Алексей стал призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013 году, Сокурец Надежда — 8 место в 1998 году, Пирогов Андрей — 9-е место в 1999 году, Скибина Александра — 4 место в 2001 году. Научные проекты получают высокие оценки (Пирогов Андрей, Скибина Александра).

Слушатели школы принимают участие со своими исследовательскими работами во Всероссийских научно-практических конференциях в г. Москве. Так, Симонов Денис отмечен как лучший докладчик в марте 2001 года.

Слушатели экошколы принимают активное участие в конкурсах, проводимых Всероссийским фондом дикой природы. Так, в 1999 году Пирогов Андрей занял 3 место с научной работой «Экология озера Невское» и награжден бесплатной путевкой в г. Москву для участия в исследованиях под руководством ученых России.

Необходимо отметить, что многие выше перечисленные выпускники школы работают за пределами области, свою научно практическую деятельность они связывают с экосистемой острова Сахалин, что является серьезным вкладом в сохранение родного островного края. А те выпускники, которые не связали свою жизнь с экологией, являются носителями и пропагандистами экологической культуры родного края.

Основные термины (генерируются автоматически): Сахалинская область, Сахалин, москва, областная экологическая школа, окружающая среда, внешкольная воспитательная работа, Областной центр, островное положение, островной край, практическая деятельность.


Похожие статьи

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дикие животные нашего края» (ознакомление с миром природы)

Похожие статьи

Актуальные вопросы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования подростков (на примере деятельности военно-патриотического клуба «Красная звезда»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Разнообразные формы неформального обучения педагогов через деятельность регионального консультационного центра РИП-ИнКО «Школа — территория здоровья» (из опыта работы)

Формирование ценностей здорового образа жизни субъектов образовательных отношений в условиях ДОО (из опыта работы)

Особенности организации и работы экологических отрядов в системе общего образования (на примере МАОУ СОШ № 2 г. Златоуста Челябинской области)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Технологическая карта образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дикие животные нашего края» (ознакомление с миром природы)

Задать вопрос