В данной статье рассматривается понятие осанки и методы оценивания ее состояния у людей разного возраста.
Ключевые слова: физическая культура, осанка, методы, коррекция осанки.
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время проблема формирования правильной осанки особо важно для молодого поколения и требует особого внимания.
Целью статьи является проведение анализа такого понятия, как осанка и методы ее оценки.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
– собрать и изучить научные работы отечественных и зарубежных исследователей;
– рассмотреть методы оценки осанки;
В ходе написания работы были использованы такие методы как: анализ, синтез и обобщение полученной информации, систематизация, индукция, дедукция, абстрагирование, моделирование, классификация и наблюдение.
Методы оценки осанки
Под осанкой понимается поза человека, стоящего с сомкнутыми пятками и разведенными под углом 45–50° носками стоп ног. Формирование осанки происходит в процессе роста и развития человека, а особую роль в этом играют: наследственность, перенесенные заболевания и бытовые условия. Особенности осанки определяются проводимыми измерениями и описанием тела человека, то есть такое положение головы и верхнего пояса конечностей, изгибы позвоночника, форма грудной клетки и живота, а также наклон таза и положение нижних конечностей.
Для определения правильной осанки учитывается положение головы, плечевого пояса, формы позвоночника, наклон таза и оси нижних конечностей, а вот ее функциональное назначение заключается прежде всего в рессорной функции позвоночного столба, благодаря которой головной мозг в процессе движения не испытывает значительных колебаний. Толчки при движениях направляются снизу-вверх и понижаются в 25–30 раз за счет естественных изгибов позвоночника. Помимо рессорной осанка исполняет ряд других функций: нормализует дыхательные процессы, предупреждает появление близорукости, остеохондроза позвоночника и других заболеваний.
Ведущими факторами, определяющими осанку, являются положение и форма позвоночника, угол наклона таза и степень развития мускулатуры. Осанка в значительной степени характеризуется рефлекторной активностью функционально связанных между собой мышечных групп, определяющих стабильность позвоночного столба, что определяется следующими факторами:
– длиной и формой конечностей;
– прямым положением головы со слегка приподнятым подбородком;
– углом наклона таза, образующим горизонтальную плоскость и плоскость входа в малый таз (женщины — 55º, мужчины — 50º).
– положением лопаток;
– степенью развития мускулатуры и физического состояния (дети школьного возраста — 23 % массы тела, взрослый человек — 35 %).
Все эти факторы могут быть как непосредственными причинами, так и предполагающими факторами образования тех или иных отклонений в строении организма и характере всей двигательной деятельности для чего существуют различные методы оценивания состояния осанки. Можно выделить следующие методы:
– визуальный, при котором проверяется высота размещения плечевых линий, нижних углов лопаток, форма просветов, образованных внутренними поверхностями рук и туловища, причем асимметрия лопаток определяется, сантиметровой лентой «треугольник»: расстояние от позвоночника с VII до нижнего угла левой лопатки и от позвонка с VII до нижнего угла правой лопатки. При правильно сформированной осанке эти расстояния равны.
– метод Ковальковой, при котором следует проводить три измерения в сагиттальной плоскости длины позвоночного столба и глубины: шейной точки и поясничного отдела. Для обследуемого, стоящего в обычной позе, приставляется антропометр так, чтобы он был в строго вертикальном положении и касался позвоночного столба в одной точке. Расстояние до наиболее отдаленной точки поясничного отдела и будет показателем глубины поясничного лордоза.
– метод компьютерной оптической топографии, представляющий собой графическое описание рельефа поверхности спины в виде изолиний, проводящийся в трех плоскостях (сагиттальной, фронтальной и горизонтальной), а также позволяет определить вершину сколиотической дуги, сторону выпуклости и оценить степень деформации.
– метод Васильевой, при котором оценивание состояния позвоночного столба во фронтальной плоскости можно проводить с помощью усовершенствованного транспортира с удлиненным основанием, в центре которого расположена стрелка-отвес. Основание транспортира располагается на условных горизонтальных линиях-ориентирах границ каждого отдела позвоночного столба.
Осанка имеет нестабильный характерна всем процессе своего формирования: она может улучшаться или ухудшаться в зависимости от состояния организма, его физической подготовленности и других факторов.
Выводы: Осанка является одним из важнейших понятий для определения положения тела человека в пространстве и обнаружении признаков ортопедических заболеваний, связанных с нарушением статико-динамических свойств позвоночника. Для оценивания ее состояния применяются специальные контрольные измерения.
Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать деформации скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, и нарушение деятельности всех органов и систем организма. Правильная осанка имеет огромное значение в жизнедеятельности человека, поскольку она способствует рациональному использованию биомеханических свойств опорно-двигательного аппарата и нормальному функционированию жизнеобеспечивающих систем организма.
Литература:
- Виленский М. Я. Физическая культура. Учебник. — М.: Кнорус, 2018 г. — 424 с.
- Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. Учебное пособие. — М.: Кнорус, 2020 г. — 240 с.
- Горшков А. Г. Элективные курсы по физической культуре и спорту. Учебник. — М.: Кнорус, 2020 г. — 318 с.
- Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и массаж. Учебник. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016 г. — 528 с.
- Епифанов В. А. Лечебная физическая культура и массаж. Учебное пособие ВУЗ. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020 г. — 704 с.
- Карпушин Б. А. Педагогика физической культуры. Учебник. — М.: Советский спорт, 2015 г. — 300 с.
- Маслова О. Ю. Теория и методика физической культуры. — М.: Феникс, 2018 г. — 572 с.
- Рубцова Н. О. Теоретико-методические основы адаптивного физического воспитания. Учебное пособие. — М.: Лань, 2020 г.
- Столяров В. И. Современные проблемы наук о физической культуре и спорте. Философия спорта. Учебник. — М.: Советский спорт, 2015 г. — 464 с.